Теория социального пространства П. Бурдье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:39, курсовая работа

Описание

Цели: раскрыть сущность с теорий социального пространства П. Бурдье;

Задачи:

•выяснить предпосылки теории социального пространства П. Бурдье;
•охарактеризовать значение теории социального пространства П. Бурдье в изучении социальной жизни общества;
•выяснить, что П.Бурдье подразумевает под понятием социального пространства;
•раскрыть основные положения теории социального пространства П. Бурдье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Общая характеристика социологической концепции П. Бурдье.

1.1. Многомерность социального пространства……………..…….……………5

1.2. П.Бурдье о социальном пространстве…………………...............................13

1.3. Восприятие социального мира и политическая борьба…………………...18

Глава II. П.Бурдье об обществе как социальном пространстве.

2.1. Присвоение физического пространства……………………………………26

2.2. Концепция габитуса…………………………………………………………31
2.3. Социальный агент…………………………………………………………...38

Заключение…………………………………………………………………….....39

Используемая литература……………………………………………………......41

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 75.15 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ 

Кафедра социологии

 
 
 
 

ТЕОРИЯ  СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА П. БУРДЬЕ

Курсовая  работа

 
 

Работу  выполнила студентка:

группы 2С-21

Шишкина М.М.

Научный руководитель:

доц. Гужавина Т.А. 
 
 

ЧЕРЕПОВЕЦ

   2009

ПЛАН: 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Общая характеристика социологической концепции П. Бурдье.

1.1. Многомерность социального пространства……………..…….……………5

1.2. П.Бурдье о социальном пространстве…………………...............................13

1.3. Восприятие  социального мира и политическая  борьба…………………...18

Глава II. П.Бурдье об  обществе как социальном пространстве.

2.1. Присвоение физического пространства……………………………………26

2.2. Концепция габитуса…………………………………………………………31

2.3. Социальный агент…………………………………………………………...38

Заключение…………………………………………………………………….....39

Используемая  литература……………………………………………………......41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Пытаться сегодня осмыслить  творчество Пьера  Бурдьё, его систему  мышления, его теории — это все равно, что сунуть в электрическую розетку два пальца. Выйдешь либо просветленным, либо обугленным.»

Magazine litteraire 

Введение.

    Работы (26 монографий и десятки статей) по методологии социального познания, стратификации общества, социологии власти и политики, образования, искусства  и массовой культуры, этнографическим  исследованиям. Его произведения переведены на все европейские языки. По силе воздействия на свою эпоху П. Бурдье сравнивают с Ж.-П. Сартром и считают  самым крупным социологом современности.

    Социология  Пьера Бурдье носит глубоко критичный  и рефлексивный характер. Его диалектичное и порой парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности переживаемого  периода, но и на саму социологию как  инструмент познания социального мира. Именно поэтому в работах Бурдье большое место занимает социология социологии. Начиная со своих первых книг: «Социология Алжира» [«Sociologie de L'Algerie»] (1961), «Педагогическое отношение и коммуникация» [Rapport pédagogique et Communication»](1965), «Ремесло социолога» [«Le Métier de sociologue»] (1968) и кончая одной из последних — «Ответы» [«Réponses»] (1992), Пьер Бурдье постоянно анализирует онтологический и социальный статус социологии в современном обществе, свободу и предопределенность в выборе предмета и объекта исследований, независимость и политическую ангажированность социологов.

    Учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье, числящегося в научной табели о рангах под номером один, имеет важное значение для понимания особенностей социального пространства.

Объект: социальные воззрения П. Бурдье.

Предмет: теория социального пространства П. Бурдье.

Цели: раскрыть сущность с  теорий социального пространства П. Бурдье;

Задачи:

  • выяснить предпосылки теории социального пространства П. Бурдье;
  • охарактеризовать значение теории социального пространства П. Бурдье в изучении социальной жизни общества;
  • выяснить, что П.Бурдье подразумевает под понятием социального пространства;
  • раскрыть основные положения теории социального пространства П. Бурдье.

   Заканчивая  это краткое введение, хочется  привести слова Бурдье, обращенные к социологам:

     «...Я  хотел бы, чтобы социологи были всегда и во всем на высоте той огромной исторической ответственности, которая  выпала на их долю, и чтобы они  всегда привлекали в своих действиях  не только свой моральный авторитет, но и свою интеллектуальную компетенцию. Вслед за Карлом Краусом я хочу сказать, что ‘отказываюсь выбирать из двух зол меньшее’. И если я  полностью отказываюсь прощать  грехи ‘безответственности’ интеллектуалам, то в еще меньшей степени я  склонен это делать в отношении  ‘ответственных’ интеллектуалов, ‘полиморфных’ и ‘полиграфных’, которые в перерыве между двумя  административными советами, тремя  коктейлями с участием прессы и несколькими  появлениями на телевидении выдают каждый год по новой публикации»1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Общая характеристика социологической концепции П. Бурдье

1.1. П. Бурдье о  социальном пространстве  и его свойствах.

    Социальная  действительность, согласно П. Бурдье, есть «социальное пространство». Само по себе это понятие далеко не ново. В концептуально развернутом  виде оно встречается уже с  начала XX века. Новизна подхода П. Бурдье состоит в определении взаимоотношений социального и физического пространства, а также в описании внутреннего строения первого. Физическое пространство тесно связано с социальным пространством, оно является его отображением, выражением социального пространства вовне. В восприятии они трудно различимы. Социальное пространство – это не некоторая заданная система координат, относительно которой располагаются наличные социальные субъекты, - это одновременно и расположение этих субъектов в реальном пространстве. Дистанция между субъектами в социальном пространстве не только социальная, но и физическая. Тесная переплетенность социального и физического пространств тем не менее не предполагает однозначности их отношений. Социальное пространство предстает перед нами одновременно в совокупности своих «символических» и «физических» измерений. Они накладываются друг на друга, взаимопересекаются. Разделение их может быть произведено только аналитически, поскольку одни и те же «срезы» символического («чисто социального») пространства могут быть представлены в различных (и часто удаленных) друг от друга в местах пространства физического. И наоборот, далекие участки социального пространства могут быть близкими в физическом смысле.

    Социальное  пространство — не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Это объясняет то, что нам так трудно осмысливать его именно как физическое. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, как через абстракцию (физическая география), т. е. игнорируя решительным образом все, чему оно обязано, являясь обитаемым и присвоенным. Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений.

    Социальное  пространство — абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств. Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически (как тела, привязанные к постоянному месту: закрепленное место жительства или главное место обитания) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ, которая сама в свою очередь зависит от их капитала). Такое двойное распределение в пространстве агентов как биологических индивидов и благ определяет дифференцированную ценность различных областей реализованного социального пространства.

    Распределения в физическом пространстве благ и  услуг, соответствующих различным объективированным физически социальным пространствам, стремятся наложиться друг на друга, по меньшей мере приблизительно: следствием этого является концентрация наиболее дефицитных благ и их собственников в определенных местах физического пространства (Пятая Авеню, улица Фобур де Сен-Оноре2), противостоящих во всех отношениях местам, объединяющим в основном, а иногда — исключительно, самых обездоленных (гетто). Эти места представляют собой ловушки для исследователя, поскольку, принимая их как таковые, неосторожный наблюдатель (например, имеющий целью проанализировать характерную символику торговли предметами роскоши на Медисон Авеню и на Пятой Авеню, употребление имен собственных или нарицательных, заимствованных из французского, использование благородного удваивания имени основателя профессии, упоминание предшественников и т. п.) обрекает себя на субстанциалистский и реалистический подход, упуская главное.

    Двойственность  социального пространства, его одновременная  представленность и в «чисто»  социальном, и в физическом плане  предполагает двойственность структур, организующих социальный универсум. Социальные структуры существуют одновременно и как реальность, данная через  распределение материальных ресурсов и средств присвоения престижных в социальном плане благ и ценностей; и как реальность, существующая в  представлениях, в схемах мышления и поведении. Выражением двойственности социальных структур становится различение позиций и диспозиций социального  пространства, предпринимаемое П. Бурдье. Позиции отражают реальное положение  индивида в социальном пространстве, а диспозиции – его представление  о своём положении, а также  схемы поведения, мышления и оценивания. Совокупность позиций отражает объективный  срез социального пространства, тогда  как совокупность диспозиций обозначает субъективную его сторону. Таким  образом, социальное пространство может  быть рассмотрено не только как диалектика символического и физического, но и  как диалектика пространства позиций  и диспозиций, то есть индивидов, занимающих определенные положения, и их практик, по средством которых они организуют и преобразуют это пространство. Следует отметить, что практики, заполняющие пространство между  индивидами, не являются ни синонимом  рационального выбора институционализированных возможностей, ни синонимом субъективного  произвола индивида. Практика –  это скорее неосознанное, чем осознанное поведение индивида, подчиняющееся  правилам, интернализованным из внешней  среды в процессе активного взаимодействия с ней, сходное с понятием практического  сознания А. Щюца и практического  действия Г. Гарфинкеля.

    Социология  должна действовать, исходя из того, что  человеческие существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами, конституированными как таковые в отношении и  через отношение с социальным пространством. Как тела и биологические индивиды, они (человеческие существа) помещаются, так же как и предметы, в определенном пространстве (они не обладают физической способностью вездесущности, которая позволяла бы им находиться одновременно в нескольких местах) и занимают одно место. «Занимаемое место может быть определено как площадь, поверхность и объем, который занимает агент или предмет, его размеры или, еще лучше, его габариты (как иногда говорят о машине или о мебели)».

    Социальное  пространство определяется по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют. Социальные агенты, а также предметы, присвоенные агентами, и, следовательно, конституированные как собственность, помещены в некое место социального пространства, которое может быть охарактеризовано через его релятивную позицию по отношению к другим местам (выше, ниже, между и т. п.) и через дистанцию, отделяющую это место от других. На самом деле, социальное пространство стремится преобразоваться более или менее строгим образом в физическое пространство с помощью искоренения или депортации некоторых людей — операций неизбежно очень дорогостоящих.

      Социальное пространство структурируется  объективно (существующими социальными  отношениями) и субъективно (представлениями  людей об окружающем мире). Люди, понимаемые как агенты социального  процесса, производят практики и  через них влияют на изменение  социальной структуры. Габитус  - система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации. Общество представляет совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфические типы власти. Классы понимаются как группы агентов, различающиеся не только экономическим положением, но также стилем жизни. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономический, политический, религиозный, культурный «капитал», каждая из которых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах. На основании эмпирических исследований приходит к выводу о классовом характере культуры, искусства, образования. Социология Пьера Бурдье носит глубоко критичный характер. Его парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности, но и на саму социологию как инструмент познания социального мира.

Информация о работе Теория социального пространства П. Бурдье