Теория социального действия M.Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:42, реферат

Описание

Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные положения теории социального действия……………………….5
2.Социальное действие…………………………………….……………………..5
3. Теория социального действия……………………………………………..9
3.1 Целерациональное поведение……………………………….14
3.2 Ценностно-рациональное поведение…………………………….17
3.3 Аффективное поведение…………………………………………...20
3.4 Традиционное поведение…………………………………….…29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

реферат социология 2013.docx

— 41.10 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

 

Кафедра «Социологии»

Реферат

по дисциплине

«Социология»

на тему:

«Теория социального действия M.Вебера»

 

 

 

 

Выполнил:

ст. гр. ЗТМД 211

Жженова М.М.

Принял:

Доц.Баннова Т.А.

 

 

 

 

Владимир, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные положения теории социального действия……………………….5

2.Социальное действие…………………………………….……………………..5

3. Теория социального  действия……………………………………………..9

3.1 Целерациональное поведение……………………………….14

3.2 Ценностно-рациональное  поведение…………………………….17

3.3 Аффективное поведение…………………………………………...20

3.4 Традиционное поведение…………………………………….…29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников…………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому  её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций  социологической науки за все  время ее существования — теорию социального действия как инструмента  для объяснения поведения различных  типов людей.Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни и, прежде всего, в производственной деятельности. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Взаимодействие и отношения складывается на основе действий и поведения человека. Изучение теории социального действия Макса Вебера, одной из основных концепций социологии, дает возможность на практике выяснить причины взаимодействия различных сил в обществе, поведения человека, осмыслить факторы, заставляющие людей поступать именно так, а не иначе.Макс Вебер (1864-1920) принадлежит к числу тех универсально образованных ученых, которых, к сожалению, становится все меньше по мере усиления дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии. Он выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, и что особенно важно, как логик и методолог, который разрабатывал принципы познания социальных наук.По собственному признанию Вебера, большое значение в формировании его мышления имели работы Карла Маркса, побудившие к исследованию проблем возникновения и развития капитализма. Он относил Маркса к тем мыслителям, которые оказали наиболее сильное воздействие на социально-историческую мысль 19-20 веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные положения теории социального действия

 Теория  действия имеет в социологии  устойчивую концептуальную базу, на формирование которой оказали  влияние различные направления  мышления. Для того чтобы дополнить  или расширить этот теоретический  фундамент с целью дальнейшего  совершенствования теории, необходимо  исходить из современного уровня  ее развития, а также из вкладов  классиков, которые сегодня начинают  формироваться по-новому. Все это  нужно для того, чтобы она была  эффективной и не теряла актуальность  для будущего. Относительно вклада  М. Вебера в становление теории  действия среди социологов сегодня  возникает полное взаимопонимание.  Не вызывает сомнений и то, что предпринятое им обоснование  социологии как науки о социальном  действии представляло радикальный  поворот, обращенный против позитивизма  и историцизма, преобладавших  в социальных науках в начале  ХХ века. Однако большая неясность  и несогласованность существует  над интерпретацией его взглядов.

 

2. Социальное действие

 Вебер определяет действие (независимо от того, проявляется ли оно вовне, например, в форме агрессии, или сокрыто внутри субъективного мира личности, подобно претерпеванию) как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл.. "Социальным" действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него". А центральной задачей он объявляет объяснение социального действия. По своему качественному своеобразию оно отличается от реактивного поведения, т.к. в его основе лежит субъективный смысл. Речь идет о заранее предусмотренном плане или проекте действия. В качестве социального оно отличается от реактивного поведения тем, что этот смысл соотносится с действием другого. Социология, таким образом, должна посвятить себя изучению фактов социального действия. Вот как Вебер определяет социальное действие. «Действием» следует называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние и или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. «Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании». Исходя из этого, «нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое - либо природное явление».

Цель - значимые понимание и объяснение социальной действительности, которая представляется результатом значимой социальной деятельности.

 Социальное  действие, по Максу Веберу, отличается  двумя признаками, которые и делают  его социальным, т.е. отличным  просто от действия. Социальное  действие:

1) обладает смыслом для  того, кто его совершает, 

 

2) ориентировано на других  людей. 

 

 Смысл  - это определенное представление  о том, для чего или почему  это действие совершается, это  какая-то (иногда весьма смутная)  его осознанность и направленность. Хорошо известен пример, которым  М.Вебер иллюстрирует свое определение  социального действия: если два  велосипедиста сталкиваются на  шоссе, то это никакое не  социальное (хотя и происходящее  между людьми) действие - вот когда  они вскакивают и начинают  выяснять между собой отношения  (ругаться или помогать друг  другу), тогда действие приобретает  характеристику социального.Если анализировать социальное действие как систему, в нем можно выделить следующие составные элементы:

1) действующее  лицо (субъект действия) 2) объект  действия (лицо, на которое действуют) 3) средство или орудие действие 4) метод действия или способ  использования средств действия 5) результат действия или реакция  лица, на которое действуют. 

 Социальное действие  следует отличать от понятия  «поведение». Поведение - это реакция  на действие. Социальное действие - это система поступков, средств  и методов, при помощи которых  лицо или группы пытаются изменить  поведение, установки или мнения  других лиц или групп.  Социальное  действие, его совершение требует  наличия у субъекта определенной  установки или твердой склонности  к выполнению определенного действия. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).

Признаки социального  действия:

1. важнейшим признаком  социального действия является  субъективный смысл - личностное  осмысление возможных вариантов  поведения. 

2. важна сознательная ориентация  субъекта на ответную реакцию  окружающих, ожидание этой реакции.

Обязательными компонентами действия выступают субъект и  объект действия.

 Субъект - это носитель  целенаправленной активности, тот,  кто действует, обладая сознанием  и волей. 

Объект - то, на что направлено действие.

В функциональном аспекте  выделяются этапы действия:

1. связанный с целеполаганием, выработкой целей

2. связанный с их операционной реализацией.

На этих этапах и устанавливаются  организационные связи между  субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию  предстоящих действий, является важнейшим  свойством человека как субъекта действия.

 

Шесть типов социального  действия по их ориентации:

М.Вебер выделил шесть  типов социального действия:

1. Правильный тип, в  котором цель и избираемые  средства объективно адекватны  друг другу и поэтому строго  рациональны.

2. Тип, в котором избранные  для достижения цели средства  кажутся адекватными самому субъекту. Объективно они могут такими  не быть.

3. Действие приблизительное,  без ясно определённой цели  и средств, по принципу «авось  что-то получится».

4. Действие, не имеющее  точной цели, определяемое конкретными  обстоятельствами и понятное  только с их учётом.

5. Действие, лишь частично  понятное их его обстоятельств. Оно включает и ряд непонятных элементов.

6. Действие, которое вызывается  совершенно непонятными психологическими  или физическими факторами и  необъяснимо с рациональной позиции.

Такая классификация не является надуманной или спекулятивной. Она  позволяет упорядочить все виды социального действия по степени  убывания рациональности, а, следовательно, и понятности. На деле переход из одного типа в другой почти незаметен. Но накопление растущих количественных отличий в итоге превращает тип  целерационального действия в его  противоположность, в тип иррационального, практически непонятного, необъяснимого  действия. Лишь два последних типа нуждаются в объяснении с психологической  точки зрения.

 Не все типы действия -- в том числе и внешнего -- являются «социальными» в принятом здесь смысле. Внешнее действие не может быть названо социальным в том случае, если оно ориентировано только на поведение вещных объектов. Внутреннее отношение носит социальный характер лишь в том случае, если оно ориентировано на поведение других. Так, например, действия религиозного характера не социальны, если они не выходят за пределы созерцания, прочитанной в одиночестве молитвы и т. д. Хозяйствование (отдельного индивида) социально только тогда и постольку, если и поскольку оно принимает во внимание поведение других. В самом общем и формальном выражении, следовательно, -- если в таком хозяйствовании отражено признание третьими лицами фактических прав данного индивида распоряжаться своим хозяйством по своему усмотрению. Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер.

 Социальное действие  не идентично ни:

 а) единообразному поведению  многих людей (если многие люди  на улице открывают во время  дождя зонты, то это (как  правило) не означает, что действие  человека ориентировано на поведение  других; это просто однотипные  действия для защиты от дождя);

 б) тому, на которое  влияет поведение других (известно, что на поведение человека  оказывает сильное влияние просто  тот факт, что он находится  среди столпившейся «массы» людей  (предмет «массовой психологии»,  исследуемой в работе Лебона); такое поведение определяется  как поведение, обусловленное  массовостью. Индивид может также  оказаться объектом массового  воздействия со стороны рассеянных масс людей, если они влияют на него одновременно или последовательно (например, через прессу), и он воспринимает их поведение как поведение многих. Реакции определенного типа становятся возможны только благодаря тому факту, что индивид ощущает себя частью «массы», другие реакции, напротив, этим затрудняются.)

 М. Вебер стремился  показать то, как важнейшие социальные  факты-отношения, порядок, связи  - следует определять как особые  формы социального действия. Другое  дело, что это стремление фактически  не реализовалось. Систематическое  объяснение этих социальных фактов  через исследование единичных  действий, конституирующих их, не  состоялось. Социальное действие  приводит к социальному факту.  Это - важнейшая мысль Вебера. Но в таком случае следует  обратить внимание на то, что  далеко не все факты, которые  исследует традиционная социология, можно объяснить как определенные  совместные действия, а также  опровергать через объяснение  индивидуальных действий участников. К таким фактам можно отнести  распределение доходов, социальные  представления о ценностях. Общественные  представления о мире и ценностях,  к осуществлению которых стремятся  индивиды, представления, которые  со своей стороны определяют  различные феномены - все это находится  в центре внимания социальной науки. В контексте теории Вебера нужно уяснить принципы, с помощью которых можно объяснить процесс осуществления действия, что предполагает его сведение к соответствующим мотивам. Необходимо также объяснить результат действия через понимание, что предполагает установление и исследование тех действий, которые предшествовали ему. Объяснение действия через понимание допускает также учет особых принципов и приемов для этого, т.е. то, как необходимо их использовать в каждом конкретном случае. Суждения Вебера относительно объяснения действий, приводят к такой теории последнего, которая не связывает особых надежд с принципом понимания. М. Вебер движется по этому пути, это станет ясно после проверки и реконструкции тех специфических приемов, которые он использует для объяснения действия посредством понимания.

Информация о работе Теория социального действия M.Вебера