Теория насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:45, реферат

Описание

В отечественной медицинской и, в частности, психиатрической практике проблема СЗД специальному исследованию не подвергалась. Лишь в ряде работ, посвященных конкретным задачам судебно-психиатрического освидетельствования потерпевших, именно на модели потерпевших от сексуальных преступлений, в том числе и несовершеннолетних, рассматриваются вопросы, касающиеся беспомощного состояния, способности давать показания, уголовно-процессуальной дееспособности и степени тяжести повреждений, повлекших психические расстройства *2.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Теория насилия…………………………………………………….4
Современное состояние проблемы………………………………5
Психологические последствия насилия у детей………………10
Условия воспитания как формирование будущей
личности …………………………………………………………...19
Анализ теста – опроса: «насилие в семье»……………………. 21
Жертвы семейного насилия..……………………………………. 22
Следствия в Туле и Тульской области…………………………. 23
Заключение…………………………………………………………26
Список литературы….....................................................................27

Работа состоит из  1 файл

Насилие над детьми.docx

— 76.28 Кб (Скачать документ)

Проблемы жестокого обращения  и пренебрежения детьми стали  активно обсуждаться как в  общей медицинской, так и психиатрической  литературе в начале 1991-го года, данные дискуссии нашли отражение и  на 1-ой Московской международной конференции  “Службы психического здоровья в  раннем развитии ребенка” 30 мая - 2 июня 1995 года. В апреле 1996 года в Москве состоялась Всероссийская конференция  “Насилие как проблема общественного  здоровья” при поддержке Канадской  Ассоциации общественного здоровья (Оттава, Онтарио).

М. Роуз Эссекс указывает, что порой трудно представить и осознать, что дети могут быть вовлечены в какие-либо виды сексуального поведения. В действительности же, дети с самых малых лет вовлечены в различного рода сексуальные действия, причем их спектр распределен от нормативного до крайне патологического. *2

И. С. Кон повторяет, что дети зависят от взрослых, они зачастую не осознают, что с ними делают, их “добровольность” может быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных представлений. Среди них мнение о том, что сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества; что большинство сексуальных покушений совершают посторонние; что все взрослые, развращающие детей - “извращенцы”, сексуально больные люди; *3

 

 

*1Асанова Н.К., «Сексуальное насилие». – М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. – 512 с.

*2Роуз Э.М., Сексуальные злоупотребления и депрессия у детей.  М.:  1996.- 201 с.

*3Кон И. С. Вкус запретного плода. Сексология для всех — М.: Семья и школа, 1997. — 464 с.

8

 

что сексуальные покушения на детей  совершаются главным образом  в бедной, необразованной среде и  неполных семьях; что, рассказывая о  сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное, и что ребенок - пассивный объект сексуальных посягательств. *1

Если в 70-е годы, как указывает  в своей работе М. А. Бебчук , исследователей интересовала нравственная оценка и разнообразие форм сексуального насилия, то в работах последних лет особую актуальность приобрели вопросы достоверности показаний потерпевшего, диагностика и идентификация сексуального насилия. Поэтому в настоящее время особое значение приобретает экспертиза жертв сексуального насилия, т.к. наиболее частым объектом данных экспертных исследований являются малолетние потерпевшие, что придает проблеме дополнительную социальную остроту и создает определенные диагностические и экспертные трудности. Дети, даже при отсутствии у них психической патологии, в силу незрелой психики и недостаточной осведомленности в общежитейских вопросах не всегда могут правильно воспринимать и отображать в показаниях интересующие следствие факты.

Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям, перенесшим сексуальное насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т.д., мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей психосексуального развития детей и подростков для оказания им более квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки. *2

 

 

 

 

 

 

 

*1Кон И. С. Вкус запретного плода. Сексология для всех — М.: Семья и школа, 1997. — 464 с.

 

*2Бебчук М.А. Сексуальное поведение при различных психических расстройствах у девочек младшего подросткового возраста. Дисс. ... канд. мед. наук. - М., - 1993. - 201с.

 

 

 

 

 

 

9

 

  1. Психологические последствия насилия у детей

 

Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка столь  сложна и актуальна, что ее представляется необходимым рассмотреть отдельно. Она имеет не только психологический, но также социальный и юридический  аспекты. Нарушения, возникающие после  насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они  приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности  ребенка реализовать себя в будущем.

Насилие может вызывать различные нарушения, такие как  нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество  соматических жалоб.

Американский психолог Эрон провел обширное исследование личностных особенностей детей, пользующихся репутацией жестоких, а также их родителей и условий проживания. Таких детей, как правило, не любят. Они не интересуются школьными делами, но очень любят фильмы со сценами насилия, героям которых они подражают. Их родители, сами как правило, очень агрессивны, часто применяют к детям телесные наказания и постоянно выражают недовольство по поводу их поведения. Они также любят жестокие фильмы и высмеивают в своих детях сострадание к жертвам насилия.

Негативно сказывается на человеке лишение матери, будь то физическая смерть матери, отрыв ребенка от нее и воспитание в детских  учреждениях или нежелание матери заботиться о своем ребенке (материнская  депривация). Материнская депривация приводит к тому, что у ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости и заброшенности. Это приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми. Усиливается негативное отношение к другим людям и к себе самому, формируется заниженная самооценка.

Но даже при отсутствии матери и  ее любви из ребенка может выйти  полноценный член общества, способного к полноценному развитию и не отличающемуся  высокой агрессивностью. Для этого  с ребенком должен находится хотя бы один взрослый человек близкий ребенку, любящий и безоговорочно принимающий.

Помимо непосредственного  влияния насилие, пережитое в  детстве, также может приводить  к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно  может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. В исследовании

10

 

психологических историй  жизни людей, совершающих действия, травмирующие детей, иногда обнаруживается собственный неразрешенный опыт насилия в детстве.

Существует несколько  параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым (косвенным) в  зависимости от стратегии поведения  обидчика. По времени насилие делится  на происходящее в настоящем и  случившееся в прошлом. По длительности насилие может быть единичным  или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия и окружения  насилие бывает: дома - со стороны  родственников, в школе - со стороны  педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны  незнакомых взрослых.

Наибольшее распространение  получила следующая классификация  насилия, которая изложена в руководстве  по предупреждению насилия над детьми под редакцией М.Д. Асановой. Выделяется четыре основных типа насилия:

     -Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

-Сексуальное насилие  - это использование ребенка или  подростка другим лицом для  получения сексуального удовлетворения.

-Пренебрежение - это  хроническая неспособность родителя  или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности  ребенка, не достигшего 18-летнего  возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском  уходе, образовании, защите и  присмотре, недоношенные или с  малым весом при рождении (так  как такие дети обычно более  раздражительны, больше плачут, менее  привлекательны.

-Психологическое насилие  - хронические паттерны поведения,  такие как унижение, оскорбление,  издевательства и высмеивание  ребенка.

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Можно сказать, что  всякая жертва переживает «много насилий  сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие  ему разрушение семейных отношений  и доверия к семье, манипуляторское  отношение, а зачастую и запугивания  со стороны родителя-насильника, квалифицируемые  как психологическое насилие. Дети и взрослые - жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

Английский исследователь  проблемы сексуального насилия в  семье П. Дейл полагает, что в основе любой формы насилия, в том  числе и сексуального, лежит насилие  эмоциональное, депривация, отвержение, которое автор называет «особенно коварным» и «причиняющим значительный ущерб развитию личности и формированию копинговых механизмов».

11

 

Наиболее часто жертвами различного рода насилия как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:

- дети, воспитывающиеся  в условиях жестких отношений  в семье, которые враждебно  воспринимают мир и готовы  быть жертвами насилия со стороны  сильных и сами проявлять насилие к слабым;

- дети, воспитывающиеся  в условиях безнадзорности, заброшенности,  эмоционального отвержения, не получающие  достаточного ухода и эмоционального  тепла и часто имеющие отставание  психофизического развития, легко  внушаемые, не способные оценить  степень опасности и сопротивляться  насилию;

- дети, предоставленные  улице;

- дети, которые воспитываются  в обстановке беспрекословного  подчинения, не умеющие сказать  «нет», с нечеткими внутренними  границами, делающими их не  способными сопротивляться насилию,  боязливые и тревожные;

- дети с психическими  аномалиями (психопатии, олигофрении,  последствия органических заболеваний  ЦНС и ЧМТ), не способные адекватно  оценить опасность ситуации;

- маленькие дети  в силу их беспомощности;

Основными последствиями  физического насилия для детей  являются отсутствие контроля над своей  импульсивностью, снижение способности  к самовыражению, отсутствие доверия  к людям, депрессии. Непосредственно  после травмы могут возникать острые состояния страха. Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности.

Большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, сами переживали физическое насилие, отвержение, депривацию в детстве. Для большинства из них свойственна низкая самооценка, недостаточный самоконтроль.

Сексуальное насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится  к самым тяжелым психологическим  травмам. Тем не менее, до недавнего времени психологи в нашей стране не уделяли этой теме достаточного внимания. Сексуальное насилие в отношении детей включает большее количество действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или ребенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями. Отметим, что не все сексуальные насильственные действия включают раздевание и прикосновения.

 

 

12

 

Дети, единожды подвергшиеся насилию незнакомцем, и дети, вовлеченные  в инцестные отношения в течение  многих лет, в равной мере определяются как жертвы насилия. Фактически однолинейная модель детского сексуального

насилия не вполне адекватна, поскольку игнорирует важность предшествующего  опыта ребенка, семейного контекста, а также сопутствующего эмоционального отвержения или пренебрежения.

Американские исследователи  определяют сексуальное насилие  над детьми как любой сексуальный  опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным  источникам - до 18) и человеком, по крайней  мере, на 5 лет старше него. Сексуальное  насилие над детьми определяется также как «вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные  действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще  не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия».

Статистические данные по этому поводу разнородны, но, несмотря на это, они позволяют сделать  вывод о распространенности данной проблемы в современном обществе. К сожалению, в нашей стране долгое время тема насилия была закрыта и не существует эпидемиологических данных о распространенности насилия над детьми в России.

Подобные исследования проводились только за рубежом, но они  могут продемонстрировать распространенность данной проблемы в современном обществе.

Приблизительно 1 из 4 женщин и 1 из 6 мужчин испытали сексуальное  насилие до 18-летнего возраста.

В Северной Америке  сообщается о 150-200 тысячах новых  случаев за год.

Несмотря на существующий стереотип, среди всех случаев насилия  над детьми 75-90 % (по разным источникам) насильников знакомы детям, и  только 10-25 % случаев насилия совершается  незнакомыми людьми. В 35-45 % случаев  насильником является родственник, а в 30-45 % - более дальний знакомый.

В то же время только 2 % жертв внутрисемейного и 6 % жертв  внесемейного насилия сообщают о случаях насилия властям. Следовательно, в Приведенные выше данные входят лишь те случаи насилия, о которых жертвы сами решили рассказать. Реальные же цифры гораздо больше (1994).

Самая тяжелая по своим  последствиям форма сексуального насилия - инцест, или кровосмешение, когда  сексуальное насилие по отношению  к ребенку совершается близким  родственником. Подобные сексуальные  злоупотребления являются проявлениями нарушенного функционирования семьи.

Бытует мнение, что  инцест не является насильственным по отношению к ребенку, поскольку  он не всегда включает в себя применение силы или прямое

Информация о работе Теория насилия