Теория насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:45, реферат

Описание

В отечественной медицинской и, в частности, психиатрической практике проблема СЗД специальному исследованию не подвергалась. Лишь в ряде работ, посвященных конкретным задачам судебно-психиатрического освидетельствования потерпевших, именно на модели потерпевших от сексуальных преступлений, в том числе и несовершеннолетних, рассматриваются вопросы, касающиеся беспомощного состояния, способности давать показания, уголовно-процессуальной дееспособности и степени тяжести повреждений, повлекших психические расстройства *2.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Теория насилия…………………………………………………….4
Современное состояние проблемы………………………………5
Психологические последствия насилия у детей………………10
Условия воспитания как формирование будущей
личности …………………………………………………………...19
Анализ теста – опроса: «насилие в семье»……………………. 21
Жертвы семейного насилия..……………………………………. 22
Следствия в Туле и Тульской области…………………………. 23
Заключение…………………………………………………………26
Список литературы….....................................................................27

Работа состоит из  1 файл

Насилие над детьми.docx

— 76.28 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

 

  1. Введение……………………………………………………………3
  2. Теория насилия…………………………………………………….4
  1. Современное состояние проблемы………………………………5

  1. Психологические последствия насилия у детей………………10
  2. Условия воспитания как формирование будущей

личности …………………………………………………………...19

  1. Анализ теста – опроса: «насилие в семье»……………………. 21
  2. Жертвы семейного насилия..……………………………………. 22
  3. Следствия в Туле и Тульской области…………………………. 23
  4. Заключение…………………………………………………………26
  5. Список литературы….....................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

  1. Введение

 

Сексуальное насилие над  детьми стало бичом современного общества. По некоторым оценкам, органы внутренних дел ежегодно регистрируют 7-8 тысяч случаев сексуального насилия  над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Однако в реальности, эти показатели значительно выше. В пользу такого предположения свидетельствуют  данные анализа обращений по телефону доверия для лиц, перенесших сексуальное  насилие, согласно которым только одна жертва из ста впоследствии обращается в милицию *1. Иностранные авторы указывают, что проблема сексуального насилия в отношении детей приобрела известность в 70-х годах прошлого века, но затем длительное время оставалась в тени, пока вновь не стала остро - актуальной в 60-х годах нашего столетия. В последние 10-15 лет медицинская общественность узнала о грандиозных размерах сексуального злоупотребления в отношении детей (СЗД), которым могут подвергаться последние как со стороны лиц незнакомых, так и со стороны родителей и других членов семьи.

В отечественной медицинской  и, в частности, психиатрической  практике проблема СЗД специальному исследованию не подвергалась. Лишь в  ряде работ, посвященных конкретным задачам судебно-психиатрического освидетельствования потерпевших, именно на модели потерпевших от сексуальных  преступлений, в том числе и  несовершеннолетних, рассматриваются  вопросы, касающиеся беспомощного состояния, способности давать показания, уголовно-процессуальной дееспособности и степени тяжести  повреждений, повлекших психические  расстройства *2. Но день ото дня актуальность данного вопроса все более смещается в сторону профилактики СЗД, которая будет полноценной лишь в том случае, когда широкий круг медиков, педагогов, сотрудников служб социальной защиты и, наконец, родителей - получат в свои руки надежный и простой метод выявления СЗД и подробные программы профилактической работы. В зарубежной научной печати в последнее десятилетие появляется все больше подобных работ, которые перерабатываются методистами, имеющими специальное образование, и распространяются среди населения. К сожалению, в нашей стране такая практика не находит широкого применения.

 

 

*1Асанова Н.К., «Сексуальное насилие». – М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. – 512 с.

*2А.А. Ткаченко и С.А. Потапов. – СПб: Изд-во «Юридический центр. Сексология». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.1992.- 336 с.

3

 

  1. Теория насилия

 

Теория насилия принадлежит  к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные  истоки этой теории зародились еще  в эпоху рабовладения. Ее представители  считали, что государство возникает  в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теории насилия получает в XIX - XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия.

Сторонники теории насилия  полагают, что до тех пор, пока племя  состоит лишь из "схожих между  собой единоплеменников", между ними нет вражды, войн, следовательно, и рабства. Когда же одно племя покоряет другое, то появляются рабы, возникает и развивается институт рабства.

Другим далеко идущим социальным последствием, которое ассоциируется, по мнению сторонников теории насилия, непосредственно с завоеванием  и порабощением, является возникновение  частной собственности. Насилие  порождает рабство, ведет к появлению  частной собственности. С последней  же связан, согласно теории насилия, переход  племен от кочевого образа жизни и  быта к оседлому земледельческому. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно на физическую силу. Это государство племени. Его основа - физическое преобладание одного племени над другим. Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элемент насилия объективно присутствовал и сопровождал процесс любого государства. В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.  
    Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем. *

*Ленин В.И. Теория насилия. – М.: Алгоритм, 2007. – 256 с. (Философский бестселлер).-256с.

 

4

  1. Современное состояние проблемы

 

Анализ имеющейся мировой литературы показывает, что попытки углубленного изучения психосексуального развития детей и подростков остаются практически единичными. Исследования, посвященные детскому сексуальному поведению, очень скудные, а концепция детской сексуальности отличается бедностью содержания *1.  Этому отчасти способствовали распространяемые врачами и педагогами мнения об асексуальности детей, высказываемые еще с середины XIX века, а также особое отношение к детям, когда дети были собственностью, “движимостью”, родитель (владелец) обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью. Например, существовала даже практика “аренды” детей, которая в США сохранялась до середины 20-го века *2 . Главенствующим было мнение, что дети нечувствительны, не могут реагировать на дурное обращение, помнить.

Такие позиции в отношении детей  на протяжении истории являлись почвой для возникновения психопатологических  расстройств, связанных с дурным обращением. К тому же, как указывает  Э. М. Роуз, в трущобах Викторианской Англии условия существования были таковыми, что могли провоцировать отношения, основанные на насилии.

J.L.Despert отмечает, что в античные времена Греции и Рима, в добиблейские и парабиблейские годы на Ближнем Востоке ребенка нередко рассматривали как нежелательный результат половых отношений. Дети могли представлять и сугубо материальную ценность (Иосифа в рабство продали родные братья). Только в эпоху Возрождения дети стали восприниматься окружающими как полноценные личности.

До настоящего времени стандарты  “типичного” сексуального поведения  в семье, обществе чрезвычайно различаются  в разных культурах, социоэкономических группах. Например, в Меланезии родители могут иметь половую близость на глазах у своих детей, в то время как в других странах отец может быть обвинен в “неприличном выставлении”, если он находится в пределах дома обнаженным. Во всех культурах существует “табу кровосмешения”, однако природа запретов крайне изменчива, она обусловлена спецификой семейных обстоятельств и взаимосвязей, и тем, кто рассматривает “табу”.

 

 

*1Роуз Э.М., Сексуальные злоупотребления и депрессия у детей.  М.:  1996. – 201 с.

*2Despert JL: The Emotionally Disturbed Child — Then and Now. New York, Robert   Brunner, 1965 .- 253 с.

5

 

Проблема предотвращения насилия  над детьми является особенно актуальной во всем мире. Рост насилия над детьми обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом насильственных преступлений, деликвентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом. *1

Работы показывают, что сексуальные контакты детей со взрослыми довольно распространены, и количество сексуальных преступлений против детей в последние годы продолжает расти во всем мире. В США провели анализ зарегистрированных случаев сексуального насилия над детьми и вынесли рекомендации о необходимости принятия законодательных актов, обеспечивающих защиту детей от сексуальных посягательств.

Однако не так легко определить - какие формы контакта между ребенком и взрослым, кроме собственно полового акта, подлежат юридическому запрету, в каких случаях сексуальная  стимуляция ребенка может рассматриваться  как проявление родительской любви, и в каких - как соблазнение.

Не меньшие затруднения обнаруживаются и при определении частоты  и различий в половозрастном составе  потерпевших. Согласно расхожим представлениям, жертвами сексуального насилия могут быть только женщины, мужчины же и дети являются жертвами, в отношении которых совершаются единичные случаи насилия. Это мнение, однако, опровергается работами иностранных ученых и рядом других исследователей. Они указывают, что распространенность сексуального насилия в детстве над женщинами в разных странах колеблется от 7 до 36%, а над мужчинами - от 3 до 29%. M.D. Lipscomb et al. указали, что в сегодняшнем обществе превалируют преступления сексуального насилия, которым подвержены как мужчины, так и женщины независимо от возраста и социального статуса. *2

В большинстве исследований установлено, что девочки и женщины в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики и мужчины. Исследователи приводят данные о школьницах - жертвах изнасилования, согласно которым 12% были изнасилованы до 12-тилетнего возраста, 25% - между 13-17 годами. Однако очень трудно оценить эти цифры как достоверные из-за нечеткости понятий, обозначающих сексуальное насилие и возникающей из-за этого терминологической путаницы. Возможно, что различия статистических показателей по странам Европы в большей мере обусловлены именно терминологической путаницей, нежели реальным состоянием дел. В пользу такого мнения свидетельствует высокая интеграция стран Европы и общие моральные и культурные ценности.

 

*1Асанова Н.К., «Сексуальное насилие». – М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. – 512 с.

*2Lipscomb GH, et al: Randomized comparison of ... 1992.- 126 с.

6

 

Одно из первых определений сексуального злоупотребления в отношении  детей (СЗД) рассматривает его как  “вовлечение зависимых, неразвитых детей и подростков в сексуальную  активность, сущности которой они  полностью неспособны понять и на которое они неспособны дать согласие”. Американский врач С. Кемпе (1961) определил сексуальное насилие над детьми как “вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей”. Таким образом, СЗД не есть обязательно принуждение детей угрозами или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.

Анализ имеющийся мировой литературы показывает, что теоретические и практические аспекты СЗД недостаточно изучены и являются самостоятельным предметом исследования.

Изучение жертв сексуального насилия  проводилось в основном в рамках виктимологических исследований. Центральная проблема виктимологии - это оценка “вклада” жертвы в юридически значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами взаимодействия и поведением. Так, Ю. М. Антонян (1991) указывает, что под процессом взаимодействия живых существ с окружающей средой, который опосредован их двигательной и внутренней психической активностью, подразумевается процесс поведения. О поведении стоит говорить, когда субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально значимо. В поведении человека и в его отдельных действиях сложно переплетаются осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное. Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически значимой ситуации принимаются во внимание не только вышеперечисленные аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе взаимодействия. *

В последнее время растет число  публикаций, посвященных изучению последствий  сексуальной травматизации и ее влияния на формирование личности и психического здоровья у потерпевшего. В Канаде, США существует система служб, помогающая детям - жертвам сексуального и семейного насилия.

 

 

*Антонян Ю.М., Поздняков С.П.Изнасилование. - М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1991.-192 с.

7

 

Данные программы за последние  годы широко распространяются в странах  Европы (Великобритания, Швеция, Финляндия, Швейцария, Германия, Италия, Дания), а  также в Иордании, Израиле, ЮАР. Так, в 1995 году в мае проходила 5 Европейская конференция по предупреждению злоупотребления и пренебрежения детьми в Осло, девизом которой было: “Предупреждение сегодня - лечение может быть слишком запоздалым!”

По данным Н. К. Асановой, в нашей стране практически не существует системы оказания помощи детям, пострадавшим от различных форм насилия.*1 Количество ученых и индивидуальных групп, занимающихся исследованиями в этой области, также невелико. Только в сентябре 1993 года вышел указ Президента РФ “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”. В настоящее время создаются первые кризисные центры для детей, ставших жертвами насилия.

Информация о работе Теория насилия