Теории выбора брачного партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание

«Брак» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, потому, что добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям являлся, является, и будет являться одним из атрибутов, составляющих жизнь человеческого общества. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, эмпатия, взаимное уважение и помощь. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучаемой темы,
систематизировать
знания об общей характеристике понятий «брак» и «брачный выбор».
3. Изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских
социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной
литературе, научные подходы к данной тематике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие брака и брачного выбора
1.1. Определение брака как социального института…………………………...5
1.2. Понятие брачного выбора………………………………………………….13

Глава 2. Анализ американских теорий брачного выбора
2.1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча и инструментальная теория влечения и любви Р.Сентера…………………………………………..19
2.2. Теория обмена Дж.Хоманса……………………………………………….21
2.3. Теория Б.Мурстейна «Стимул – ценность – роль»………………………23

Заключение……………………………………………………………………..25

Список использованных источников……………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

   Первичный фокус стадии ценностного сравнения  – это сбор информации о другом путем вербальной интеракции с ним… Речь идет об информации, которую каждый получает о другом, такой, как отношение к религии, политические взгляды, отношение к людям, интерес к спорту, искусству, танцам и тому подобное». Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию – ролевую.

   Некоторые люди могут вступать в брак на основе одной или двух первых стадий. Однако большинство проходит и ролевую стадию. Для них, говорит Мурстейн, сходство ценностей – необходимое, но не достаточное условие. Таковым для большинства является ролевая совместимость, сходство взаимных представлений о семейных (и внесемейных) ролях мужчин и женщин. Достижение ролевой совместимости – это, вероятно, бесконечный процесс, поскольку ролевая притирка происходит на всем протяжении существования брачного союза и никогда не завершается полностью [№ 7, с. 308-309]. Теория «стимул - ценность – роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция – первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй - супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».

   На  третьей стадии – ролевой –  партнеры проверяют, соответствует  ли ролевое поведение одного ожиданиям  другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В работе были рассмотрены  два понятия, имеющие значение  для изучения интересующего нас  вопроса. Брак – санкционированный  обществом союз между одним  мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак возник на ранних этапах цивилизации как способ регулирования обществом половых отношений и имеет множество исторических форм. В современном обществе он определяет статусные полномочия – круг прав и обязанностей мужчины и женщины как по отношению друг к другу (супружеские отношения), так и по отношению к возможным потомкам (кровным или усыновленным).

      Мы выяснили, что брак узаконивает начало супружеских отношений, а затем регулирует их на протяжении всей супружеской жизни. Брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация, развод по уважительным причинам, признание брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак. Была рассмотрена эволюция брака, начиная от ничем не ограниченных отношений между полами, группового супружества, матриархата и патриархата, заканчивая современными формами брака. В ходе исторического развития основной формой брака стала моногамия, у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается. Помимо понятия брак, было также рассмотрено понятие брачный выбор.

    Брачный выбор -  это выбор  брачного партнёра в рамках  данного брачного круга, на который влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени. В традиционных обществах с их сословными границами доминирующее значение имело социальное положение семьи будущего партнёра. В последствии на первый план выдвигаются экономические факторы. В современном обществе (когда в значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры) на первое место выступают психологические, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности.

    Эти два понятии, брак и брачный  выбор, рассмотрены в одной  главе не случайно. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как заключение брака является результатом, финальной стадией поведения, которое связано с выбором брачного партнера. Изучение рассмотренных явлений не только интересно, но и еще очень важно, так как они являются неотъемлемыми атрибутами в жизни каждого человека и имеют значение для всего общества в целом. Изучение брака необходимо, для того, чтобы понять, что это не просто союз двух людей, а нечто более серьезное и на основании этого нужно подходить к браку серьезно. Изучение закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.

   В курсовой работе были рассмотрены основные концепции брачного выбора, описывающие  брачное поведение.

   Теория  комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р.Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Согласно Р.Уинчу, в выборе супруга каждый индивид ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей.

   Инструментальная  теория подбора супругов, разработанная Р.Сентером, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р.Сентеру, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

   Из  теории обмена Дж.Хоманса можно сделать  вывод о том, что в основе брачного выбора лежат ценности, которые наиболее привлекательны для людей и которыми должен обладать партнер, оценивание того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затратах. Базисом возникновения  нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами, (не обязательно материальными).

   И, наконец, теория Б.Мурстейна гласит, что процесс выбора партнера переживает три стадии, проходя через которые, человек, начиная со знакомства, ухаживания и заканчивая принятием решения на брак, присматривается к партнеру, в поисках удовлетворяющих его черт. Эти черты должны быть схожими, для того чтобы брак состоялся и был прочным.

   Разумеется, сказанное здесь не исчерпывает  ни всей сложности процесса брачного выбора, ни его теоретических интерпретаций. Рассмотренный нами материал дает ознакомление с закономерностями брачного поведения, брачного выбора. Таким образом, на основе изученного материала, брачный выбор можно представить как процесс движения через культурные, социологические и психологические фильтры и постепенного сужения пространства возможных выборов. Рассмотренные теории брачного выбора, в основном, помогли нам объяснить многое из того, что нас интересовало. Однако хочется сказать, что универсальных теорий, подходящих для всех, конечно не существует. Данные теории являются лишь одними из многих попыток объяснить закономерности выбора брачного партнера, а также попытками прогнозирования наиболее удачного выбора, для дальнейшего создания счастливого брака и крепкой семьи.

   Процесс брачного выбора завершается тем, что  человек находит того единственного, как он думает, «другого», с которым  он хочет и может соединить  свою жизнь и вступить в брак или в бракоподобные отношения. С этого момента  для человека заканчивается та стадия его жизни, которая описывается термином «брачное поведение», и начинается стадия поведения сексуального и репродуктивного.

   Список  использованных источников 

    1. Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи: Изд-во МГУ. – М.:1996
 
    1. Добреньков  В.И., Кравченко А.И. Социология. Т.3. Социальные институты и процессы. – М., 2000
 
    1. Добреньков  В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная  социология. Т.10.: Гендер. Брак. Семья. –  М.: ИНФРА-М, 2006
 
    1. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). – СПб: Наука, 2003
 
    1. Семья на пороге третьего тысячелетия. – М., 1995
 
    1. Социологическая энциклопедия./ Под общей ред. А.Н.Данилова. – М.: Беларуская Энцыклапедыя, 2003
 
    1. Социология  семьи: Учебник./ Под ред. Антонова А.И. – 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2007
 
    1. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. – М., 1979

Информация о работе Теории выбора брачного партнера