Теории выбора брачного партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание

«Брак» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, потому, что добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям являлся, является, и будет являться одним из атрибутов, составляющих жизнь человеческого общества. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, эмпатия, взаимное уважение и помощь. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучаемой темы,
систематизировать
знания об общей характеристике понятий «брак» и «брачный выбор».
3. Изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских
социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной
литературе, научные подходы к данной тематике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие брака и брачного выбора
1.1. Определение брака как социального института…………………………...5
1.2. Понятие брачного выбора………………………………………………….13

Глава 2. Анализ американских теорий брачного выбора
2.1. Теория комплементарных потребностей Р.Уинча и инструментальная теория влечения и любви Р.Сентера…………………………………………..19
2.2. Теория обмена Дж.Хоманса……………………………………………….21
2.3. Теория Б.Мурстейна «Стимул – ценность – роль»………………………23

Заключение……………………………………………………………………..25

Список использованных источников……………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

           Брак предполагает наличие двух  индивидов, которые могли бы  официально свидетельствовать наличие  глубокого чувства между молодоженами  и могли удостоверить это своими подписями.

        Смысл слова «брак» предполагает  вовсе не то, о чем думает  большинство людей, особенно те, кто легкомысленно к нему относится.  Брак означает не просто соединение  мужчины и женщины ради секса,  а взятие ими на себя совершенно новых социальных ролей – мужа и жены – и установление нового типа социальных отношений, закрепленных законом. Новые роли принимаются ими на консесуальной или контрактной основе. При этом брак – не одномоментное действие, заканчивающееся регистрацией в загсе или венчанием в церкви, а продолжающиеся всю жизнь и претерпевающие постепенное развитие отношения между лицами противоположного пола, которые у них присутствовали на момент регистрации брака, о чем засвидетельствовали свое мнение два приглашенных на ритуал лица.

         Вместе с тем слово «брак»  в смысле «супружеские отношения»  может многих и насторожить,  ибо его омоним имеет значение  «не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном  предметы, а также сам изъян  в изделии». А английское marriage и французское mariage имеют еще и другое значение – марьяж, карточная игра. Ибо в браке, как и в картах, может повезти, а может, и нет. Кстати, слово «марьяжить» - калька с иностранного – издавна употреблялось в русском языке и означало «залучать поклонника, привязывать к себе обожателя» [№ 3, с.252].

         Брак – мероприятие весьма  серьезное. Цивилизованный мир  даже разработал специальный  социальный институт брака с  его юридически узаконенными  нормами взаимоотношений. Именно  он дает вступившим в брак некоторые права и накладывает на них множество обязанностей.

   Этимология  слова «брак» связана с глаголом «брать», т.е. получать в «свою собственность», принимать с какой-то целью, овладевать кем-то (чем-то) [№ 3, с. 252].  Институт брака  самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Брак – это основание, на котором можно построить семейную жизнь, институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни.

       Среди множества устоявшихся  представлений о начале супружеской  жизни есть и такое: браки  заключаются на небесах. У него  два смысла – религиозный и  романтический. Первый сообщает  о небесном предназначении семьи как малой церкви, а брака – как ступени возвышения к Богу. Второй смысл указывает на иллюзорное, чувственное, возвышенное состояние брачующихся: молодые собирающиеся вступить в брак, настолько влюблены друг в друга, что чувства их витают в облаках.

      Во многих религиях брак рассматривается как земное воспроизведение божественного прототипа. В старину говорили: «семья – это малая церковь». Поэтому родители должны быть венчаны. Они сходились на всю жизнь. В православном чине венчания он соотносится с мистическим браком Христа и Церкви [№ 3, с. 252-253].

      Брак с социологической точки  зрения означает социальную общность  двух людей противоположного  пола, основанную на интимной  близости и дружбе. В основе  брачных отношений лежат не  официально узаконенные и задокументированные связи, а, прежде всего, сложнейшая система взаимных уступок, перетягиваний, споров и компромиссов, сдержек и противовесов, которые вынуждены практиковать два человека, выросшие в разных семьях, воспитанные в разных традициях, с детства близко никогда не знавшие друг друга, а потому обязанные вступать между собой в совершенно новые, никогда с ними прежде не случавшиеся социальные отношения. В родительской семье каждый из них являлся любимым ребенком, которому чаще уступали и шли навстречу. В браке два только что повзрослевших и не имеющих необходимого жизненного опыта человека обязаны искать пути к взаимному компромиссу и конструировать такие взаимоотношения, которых они никогда прежде не знали, и которым их никто реально обучить не мог.

       Первые из них предполагают требовательность и адаптацию. Девушка может полюбить юношу «таким, какой он есть», а может потребовать от него, чтобы он непременно «стал таким, как я хочу». Встречный список требований к супруге выдвигает и муж. Однако обе крайности не сулят ничего хорошего в браке [№ 3, с. 254].

      Вторая группа взаимоотношений  выражает особый тип связи  между любовью и дружбой, на  которых покоится брак. Он не  может состояться только при  наличии любви и отсутствии  дружбы, как и наоборот. Но сами  по себе дружба и любовь предполагают разные модели поведения и тип взаимоотношения людей. Влюбленные, зная о собственных недостатках, никогда не спешат открыть их друг другу. Дружба, в этом смысле откровеннее, чем любовь, вот почему родители советуют, прежде всего, лучше узнать друг друга. Если в начале отношений доминировала дружба, например брак по расчету, то вполне возможно, что позже, с течением ряда лет, она перерастет в любовь, т.е. станет чувственной привязанностью. И наоборот, угасающее с возрастом сексуальное чувство перерастает в глубокую дружескую привязанность пожилых супругов, их преданность общему историческому прошлому, истории своего брака.

        По мнению специалистов, существуют  принципиально разные модели  брачных отношений. Они могут  меняться в зависимости от возраста и накопленного жизненного опыта. Лет до 20-25 большинство людей привлекает модель «брак по любви». В это время отношения завязываются легко и естественно, на первый план выходит физическое и эмоциональное притяжение. Но, пережив несколько головокружительных романов, испытав горечь разочарований, череду разводов, люди начинают понимать, что одной любви не всегда достаточно для счастья. Помимо нее существуют еще взаимное уважение, общие интересы, привязанность друг к другу. Теперь их больше привлекает модель, которую можно было бы назвать «брак-содружество». Он характеризуется более спокойными и ровными отношениями, но зато дает обоим ощущение психологической защищенности. Очень часто подобную модель отношений выбирают разведенные либо уставшие от одиночества люди. Они изначально отдают себе отчет в том, что не испытывают к партнеру пылкой страсти, но хотели бы иметь надежный тыл: воспитывать детей, вести хозяйство либо совместный бизнес. «Браки-содружества» часто оказываются очень прочными. Добрые отношения нередко переходят в крепкую любовь, способную выстоять в любых обстоятельствах [№ 2, с. 255-256].

       Брак по рассудку – нередкая  основа такого же стойкого  союза, как и брак по дружбе. Рациональная оценка будущего  супруга, учет всех плюсов и минусов, как его личности, так и материальных возможностей позволяют трезво подойти к построению долговременных и эффективных отношений в браке.

       Брак выступает в первую очередь  институтом социального договора. Его основополагающая функция – упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений, установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер этих прав и обязанностей определяется обычаем или законом и конкретизируется перед вступлением в брак.

       Рождение и воспитание потомства, а также легализация его статуса и передача ему по наследству известных прав и имущества представляют собой важнейшие, но не обязательные функции брака. Брак как институт социального договора, с одной стороны, и индивидуальное половое влечение как биологическое и психологическое явление – с другой, принадлежит разным сферам человеческой жизни. Вступление в половые отношения – чисто физиологический процесс. Он существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Одни нормы вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам. Другие нормы запрещают вступление в половые отношения с посторонними людьми. Третий тип норм приостанавливает или вообще запрещает половые отношения. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.

       В любом обществе – древнем  или современном – семья формируется,  как правило, через брак. Законодательство  большинства современных государств  требует регистрации брака. В  этой связи браки подразделяются  на гражданские и церковные, в зависимости от того, где и как они оформляются – в государственном органе или в церкви. В одних странах признается только гражданский брак, в других – только церковный, в третьих – и тот и другой. Брачный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной, либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться о потомках.

       Брак как социальный и культурный  институт представляет собой,  помимо  совокупности статусов  и ролей, еще и мощную, растянувшуюся на все пространство общества систему норм и законов. В нормативной системе, как известно, все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и главенство моногамного брака, основанного на слиянии двух начал – любви и секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика вероятность конфликта, причем на любом уровне. Если муж получает в семье любовь, но не получает сексуального удовлетворения, он найдет его на стороне. Следовательно, если в данном обществе провозглашено равенство мужчины и женщины, жена может выступить инициатором расторжения брака по причине неверности мужа.

        У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

       Все эти нормы формируют некую  целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство, воспитание, сексуальное и эмоциональное удовлетворение [№ 3, с. 261]. Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, в отличие от семьи – института, регулирующего, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. Для выживания общества нужен вообще-то не брак – сексуальный союз двух особей противоположного пола, а семья, благодаря которой супруги получают потомство, а общество – новые поколения людей. Вот и получается, что для продолжения своего существования общество нуждается в семье, а брак для него – как бы вынужденная мера или подготовительная стадия для формирования семьи.

       Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально – обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы – заключение и расторжение брака.

       К юридическим нормам обычно  относятся вопросы о владении  имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.

        В отличие от писаных юридических  законов культурные нормы являются  неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов.

       Институт брака у разных народов  разный. В одной стране он допускает  то (например, многоженство), что в  другой стране запрещает. Правда, внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов. Это вид частных социальных институтов.

      Британский антрополог Эдмунд  Лич, изучивший множество обществ,  стоящих на самых разных ступенях  развития, выявил ряд универсальных характеристик, которые присущи институту брака, а именно:

  • Придает легитимность детям матери и детям отца, появившимся в браке;
  • Дает право обоим супругам монопольно распоряжаться сексуальными

          услугами друг друга;

  • Дает легитимное право пользоваться продуктами труда другого супруга;
  • Предоставляет законное право распоряжаться собственностью другого

Информация о работе Теории выбора брачного партнера