Теории межличностного взаимодействия: типы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:21, реферат

Описание

Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.
Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук лучше одной.

Содержание

Введение
1.Теории межличностного взаимодействия
1.1. Теория обмена
1.2. Теория символического интеракционизма
1.3. Теория управления впечатлениями
1.4. Психоаналитическая теория
1.5. Трансакционная теория
2.Типы и формы межличностного взаимодействия
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

контр.docx

— 56.55 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Оренбургский Государственный университет» 

    ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Кафедра философии науки и социологии

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По  социологии

     Теории межличностного взаимодействия: типы и формы 
 
 

                                               Выполнила: студент  ФВиЗО

                                               Курс 1 группа З09ФК

                                               Специальность финансы  и кредит

                                               Заочной формы обучения

                                               Лысова Ирина Владимировна

                                               Проверил:

                                               Хаджаров Магомед Хандулаевич

г. Оренбург 2012г

Содержание

Введение

1.Теории межличностного  взаимодействия

    1.1. Теория обмена

    1.2. Теория символического интеракционизма

    1.3. Теория управления впечатлениями

    1.4. Психоаналитическая теория

    1.5. Трансакционная теория

2.Типы и формы  межличностного взаимодействия

Заключение

Список используемых источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

    Она обусловлена биологическими и социальными  причинами и способствует выживанию  человека. Наши предки были связаны  круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук лучше одной.

    Основной  путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы –  это углубленное изучение различных  социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может  осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее  включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание. Так, например, для  того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение. 
 
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

    Межличностное взаимодействие в социологи определяется по-разному. В широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. А в узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.  
 
 
 
 
 
 

1.Теории межличностного взаимодействия 
 

   Существует  несколько теорий, объясняющих межличностное  взаимодействие. Наиболее известные  из них: 

   -теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);

   -теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);

   -теория управления впечатлениями (Э. Гоффман);

   -психоаналитическая теория (3. Фрейд) и др.

   - трансакционная теория (Э. Берн) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.1.Теория  обмена 

     Согласно  теории обмена, каждый из нас стремится  уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение  человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как  именно вознаграждались его поступки в прошлом. 

     Теорию  социального обмена развивали наиболее интенсивно американские социологи Джордж Хоманс и Питер Блау.       Корни теории обмена лежат в теоретическом направлении, которое называется бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение). Это направление, возникшее в американской социологии и психологии, явилось одним из оснований формирования  так называемой « поведенческой» парадигмы в социологии. В основе бихевиористких теорий лежит понимание поведения  как совокупности реакций (ответов) на воздействие внешней среды (стимулов). Поэтому схема поведения выглядит в нем достаточно жестко: стимул — реакция. Человек стремится к максимальным наградам при минимальных затратах. Подобный подход приводит к возможности трактовать поведение человека как определенную реакцию на действие того или иного стимулирующего фактора.

     Взаимодействие  между людьми рассматривается социологами как обмен «выгодами». Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли  как именно его поступки в прошлом.

     Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена.

     1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. Пример. Девушка имела успех на танцах. Конечно, есть и впредь захочется посещать танцевальные вечера.

     2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие. Пример. Успех сопровождал девушку на танцах в школе, и гораздо меньше – на городской дискотеке. Она всегда предпочтет бывать на школьных танцах.

     3.  Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем.Если на танцах в школе девушка встретила молодого человека, который ей понравился, она не пожалеет усилий для того, чтобы танцы состоялись (уговорит директора, напишет сценарий вечера и т.д.).

     4.  Аксиома депривации—пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды. Если у девушки установились близкие отношения с молодым человеком, она может не стремиться на танцы, т.к. есть другие варианты для встреч.

     5.  Аксиома агрессии — одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.

     6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

     Теория  обмена критикуется за излишне упрощенный подход к взаимодействию. 

     Кроме того,  в логике обмена  есть противоречие между 1 и 4 постулатами. Исследование, проведенное Харриет Цукерман, показало, что ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем трудятся менее продуктивно. А согласно первому принципу теории Хоманса, такая высокая награда, как Нобелевская премия, должна стимулировать творческую активность. Можно предположить, что Нобелевская премия является слишком большим вознаграждением, что вызывает потерю интереса к творческой деятельности. Лауреат, недавно удостоенный этой высокой награды, считается не только крупным ученым, но и знаменитостью; кроме того, когда люди обретают новый статус, они по-новому оценивают себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2.Символический интеракционизм 

    Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Мы “разгадываем” мысли других, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Дж. Мид выделял два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого, или, говоря словами Мида, “принять роль другого”. Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значение определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, то есть понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.

    Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения, Дж. Мид называет «значимыми жестами» или «символами». «Жесты становятся значимыми символами, – писал он, – когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые эксплицитно они вызывают или должны вызывать у других индивидов». Следовательно, значение символа, или значимого жеста, следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению. В связи с этим символическая коммуникация объявляется, как отмечает М.Г. Ярошевский, конституирующим началом человеческой психики. Она трактуется как главный признак, выделяющий человека из животного мира. Представители символического интеракционизма всячески подчеркивают существование человека не только в природном, физическом, но и в «символическом окружении», а также опосредствующую функцию символов в процессе социального взаимодействия. «В несимволическом взаимодействии человеческие существа непосредственно реагируют на жесты и действия друг друга, в символическом взаимодействии они интерпретируют жесты друг друга и действуют на основе значений, полученных в процессе интеракции», – пишет Г. Блумер, один из наиболее известных и последовательных учеников Дж. Мида.

    Сущность  символического интеракционизма заключается  в том, что взаимодействие между  людьми рассматривается как непрерывный  диалог, в процессе которого они  наблюдают, осмысливают намерения  друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежутке времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. Тогда мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция. В какой-то мере все является символом, но слова – наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов. 

    Основные  позиции, определяющие теоретическую  суть символического интеракционизма, изложенные Дж. Мидом:  
а) личность – продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом “символами”, вызывают определенные реакции у собеседника. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован; 
б) для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя глазами другого; 
в) накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа “обобщенного другого”. “Обобщенный другой” – понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны; 
г) поведение индивида определяется в основном тремя компонентами: структурой личности, ролью и референтной группой.  
Структура личности включает три компонента: 
“I” (Я) – импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него.

Информация о работе Теории межличностного взаимодействия: типы и формы