Типы и форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание

Введение
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства. Управление обществом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функци

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Типология государств………………………………………………………….4
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств………….4
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств…………………5
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств………………………..9
1.4 Современные подходы к типологии государств………………………....10
Глава 2. Форма государства……………………………………………………………16
2.1 Понятие и виды форм государственного правления…………………….16
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства……………………21
2.3 Понятие и виды форм государственного режима………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Сибайский институт (филиал)

Государственного  образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет» 
 
 
 
 
 

Кафедра теории и истории 

государства и права 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

Теория  государства и права

на тему:

Типы  и форма государства

 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                           Выполнил: студент 1 курса гр. «Б»

                             юридического факультета

                                                                            по специальности «Юриспруденция»

                                                                            Уметбаева А.Р.; 

                                                                        Проверила:

                                                                            к.и.н., доцент Ишутова О.Н. 
 
 
 
 

Сибай – 2010

 

Содержание. 

Введение………………………………………………………………………………….3 

Глава 1. Типология государств………………………………………………………….4

       1.1 Исторический (классический) подход  к типологии государств………….4

       1.2 Марксистко-ленинский подход к  типологии государств…………………5

       1.3 Цивилизованный подход к типологии  государств………………………..9

       1.4 Современные подходы к типологии государств………………………....10 

Глава 2. Форма государства……………………………………………………………16

       2.1 Понятие и виды форм государственного правления…………………….16

       2.2 Понятие и виды форм государственного  устройства……………………21

       2.3 Понятие и виды форм государственного  режима………………………..25

 

Заключение……………………………………………………………………………...28 

Список  использованной литературы………………………………………………….30

 

Введение 

       Государство – это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства. Управление обществом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

       Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в  стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.

       В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных типов государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Вместе с тем, ощутимо важной проблемой в теории государства является вопрос о форме государства.

       Актуальность  работы заключается в том, что  на сегодняшний день, нет единого  мнения о типах и форме государства.

       В научной литературе эта тема имеет  достаточно широкое освещение. Основными источниками, которые использовались в данной работе, стали работы таких авторов, как Белковец Л.П., Белковец В.В., Скоков А.М., Строев Е.А., Малько А.В, Матузов Н.И., Дьяков И.М., Лазарев В.М., Хропанюк  В.Н и др.

Глава 1. Типология государств. 

       Государство, по утверждению Ф. Энгельса, - это  машина для подавления одного класса другим. Той же точки зрения придерживался В.И. Ленин. Государство, есть орган господства определенного класса, который не может быть примерен со своим антиподом1.

       В общем именно из этих положений вытекают признаки разделения государств на типы – типология.

       Типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая классификация. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно - формационного и цивилизационного2. 

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств.

       Особенности государства конкретного исторического  периода определяются состоянием и  уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает  серьезные изменения .

       Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

       Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:

  1. Количество властвующих в государстве
  2. Осуществляемая государством цель.

       По  первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

       Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека. 

1.2 Марксистко-ленинский  подход к типологии  государств

       Разнообразие  научных подходов в оценке этого  чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.

       Формация  – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют  определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

       Переход от одной общественно-экономической  формации к другой происходит в результате смены отживших  форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

       Исторический  тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

       Формационный  критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет следующие типы государств:

       1) рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

       2) феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

       3) буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

       4) социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

       В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

       Переходное  государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.

       Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин. В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.

       Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.

       Анализируя  все известные эксплуататорские типы государств , марксистско –  ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

  1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком.
  2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей большинство населения.
  3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.
  4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной части людей.

Информация о работе Типы и форма государства