Типы и форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание

Введение
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства. Управление обществом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функци

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Типология государств………………………………………………………….4
1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств………….4
1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств…………………5
1.3 Цивилизованный подход к типологии государств………………………..9
1.4 Современные подходы к типологии государств………………………....10
Глава 2. Форма государства……………………………………………………………16
2.1 Понятие и виды форм государственного правления…………………….16
2.2 Понятие и виды форм государственного устройства……………………21
2.3 Понятие и виды форм государственного режима………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

       Вместе  с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его "партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

       В-третьих, термин цивилизационный тип государства  обозначает определенные тенденции  в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах6.

 

Глава 2. Форма государства. 

2.1 Понятие и виды форм государственного правления.

       Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

                  В настоящее время под формой государства понимают «организацию государственной власти и ее устройство»7.

       Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, то есть по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: монархию, республику, деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приемы осуществления государственной власти. Прежде всего теория государства и права дает основных устройства государственной власти, которые характеризуются содержанием формы правления: монархию и республику.

       Монархическая – “персональное единовластие” – древняя форма правления.

       Впервые зародилась в раннеклассовых обществах, власть в которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или соседских общин. Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры, в итоге неолитической революции.

       Монархии, как форме правления, присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам – государственным. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве. Его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности. Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

       Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.

       Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры). Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы, преторы и народные трибуны, но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.

       В III веке н.э. в Риме устанавливается  неограниченная монархия (доминант). Полностью исчезают республиканские учреждения. Управление государством – полностью в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Порядок поддерживается при помощи административно-судебного и военного аппарата.

       Феодальная (средневековая монархия) последовательно переходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии.

       Конституционная монархия представляет такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии, и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания и др.).

       Конституционная монархия бывает представительной и дуалистической.

       Представительная монархия характеризуется основными свойствами:

  • Правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство на выборах;
  • Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • В законодательной исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической ;
  • Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

       При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии. 

       Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемым населением на определенный срок.

       Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы имеют сложную структуру, наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

       Органы  республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.

       Надо  обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения “власти – подчиненные” в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.

       Впервые идею разделения власти глубоко, подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

       Вместе  с тем в современных государствах большую роль играет и власть главы государства, президента. Эта самостоятельность, вытекающая из статуса главы государства, как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством, и созданием при президенте специальных органов (администрации , управлении делами, комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции, например: в реализации его права законодательной инициативе.

       Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. Республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением. История государственно-организованного общества, его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления:

       1) Афинская демократическая республика (V – IV вв. до н.э)

       2) Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э)

       3) Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э)

       4) Города–республики  (феодальные республики).

       Ярко  выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя – в Италии, Новгород и Псков. Вольные города складывались и в Германии , Англии, где основную роль играли купцы и ремесленники.

       Современная наука выделяет следующие виды республики.

       Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами.

       Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.

       Парламентская форма республиканского правления  представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности.

       Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные черты:

  • Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • Более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.

       Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика. Главной особенностью является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

       В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между указанными видами республик, т.е. между парламентарной, президентской и смешанной формой правления не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.8 

2.2 Понятие и виды  форм государственного  устройства

       Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

       По  форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное , федеративное и конфедеративное.

       Унитарное государство – это единое цельное  государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают. Характеризуется следующими признаками:

Информация о работе Типы и форма государства