Анализ соотношения типа и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно.
В связи, с чем для раскрытия цели поставлены ряд задач:
- необходимо определить понятие формы государства, его элементы.
- определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории.
- далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию.
- непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………. 3
Основная часть…………………………………………………………………………….5
1 Понятие типа и формы государства …..………………………………………….…... 5
1.1 Форма государства – понятие и сущность ….…………..…..………....…..………. 5
1.2 Необходимость в типологии, основные понятия .……………...…………………..8
2 Классификация типов и форм государства.…………………………..…………….. 13
2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства………...……13
2.2 Соотношение типа и формы государства...………...……………………...……….19
Заключение …………………………………………………………………..…………..22
…………………………………………………………………….………… 24
Список использованных источников………………………………………..………… 26

Работа состоит из  1 файл

Пирский.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

 

 Содержание

Введение………………………………………………………………………….………. 3

Основная часть…………………………………………………………………………….5

1 Понятие типа  и формы государства …..………………………………………….…... 5

1.1 Форма государства  – понятие и сущность ….…………..…..………....…..………. 5

1.2 Необходимость  в типологии, основные понятия .……………...…………………..8

2 Классификация  типов и форм государства.…………………………..…………….. 13

2.1 Характеристика  основных типов и элементов  формы государства………...……13

2.2 Соотношение  типа и формы государства...………...……………………...……….19

Заключение …………………………………………………………………..…………..22

…………………………………………………………………….………… 24

Список использованных источников………………………………………..………… 26

Приложения… ………………………………………………………………..………… 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

 

     Актуальность темы, прежде всего, проявляется в том, что изучение типологии и формы  государства является залогом правильного  построения государства правового, учитывая все недостатки, предыдущих форм государства, которые существовали и существуют в истории человечества.      

Четкого соотношения между типом и  формой государства нет. С одной  стороны в пределах государства  одного и того же типа могут встречаться  различные формы организации  и деятельности государственной  власти, а с другой государства  различного типа могут обличаться в одинаковую форму.     

Государство  –  это,  прежде  всего  исторически  сложившаяся,  сознательно организованная социальная  сила,  управляющая  обществом.  Это  фактически первая,  сознательно  созданная  обществом   и   планомерно   функционирующая организация, оказывающая огромное  воздействие  на  жизнь  индивидуумов, социальных групп и всего общества.     

Традиционно отечественная теория государства  и права в этих  целях  выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национального и  административно-территориального устройства, политический режим.     

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.     

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.     

Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно.     

В связи, с чем для раскрытия  цели поставлены ряд задач:     

- необходимо определить  понятие формы государства, его  элементы.     

- определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории.     

- далее считаем необходимым  охарактеризовать типы государств  и элементы формы государства.  Потому что прежде чем выявить  соотношение между двумя категориями,  необходимо понимать их сущность, классификацию.      

- непосредственно проанализировать  соотношение типа и формы государства.           

 

 

     Государство очень сложный механизм, но изучение типов, формы государства и других составляющих необходимо, т.к. чтобы  построить действительно правовое  государство, необходимо учитывать опыт прошлого.

 

     

 

     1 Понятие типа  и формы государства

 

     1.1 Форма государства –  понятие и сущность

 

     Понятие формы государства относится  к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.     

Выделяют  три основных элемента в форме  государства:     

- форму правления,     

- форму территориального (государственного) устройства     

- политический (государственный)  режим.     

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.     

Под формой правления обычно понимают организацию верховной  государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой  и с населением. В зависимости  от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.     

Монархия  обладает следующими юридическими признаками:     

1) это, как правило, единоличное  правление;     

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается  по наследству;      

Выделяют  две разновидности монархической  формы правления: абсолютную(неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.     

В абсолютной монархии власть монарха  безусловна и не ограничена никакой  иной властью. В государстве отсутствуют  какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.     

В ограниченной монархии власть монарха  ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую  роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.1     

В настоящее время ограниченная монархическая  форма правления существует в  Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.     

Для республиканской формы правления  характерны следующие юридические  признаки:      

1) высшие органы власти формируются  путем выборов на определенный  срок, либо должности в них  замещаются путем назначения  на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.     

2) должностные лица несут политическую  и юридическую ответственность  за невыполнение или ненадлежащее  выполнение возложенных на них  полномочий. Эта ответственность  выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.2     

Республиканская форма правления также относится  к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или  демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).     

Выделяют  два вида республик: президентскую  и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.     

Форма государства означает, кто и как  правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население  на данной территории, каким образом  оно связано через различные  территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.     

В понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.3      

От  формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.      

Форма государства - это способ организации  политической власти, охватывающий форму  правления, форму государственного устройства и политический режим.     

В форме государства выражается его  строение, на которое влияют как  социально-экономические факторы, так  и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные  особенности, культурный уровень развития общества и т.п.     

Например, в Англии в результате своеобразного  компромисса между буржуазией и  феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.     

1) форма правления - характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг  с другом и населением. В зависимости  от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;     

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру  государства, соотношение между  государством в целом и его  составными территориальными единицами.  По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;     

3) политический (государственный) режим  - представляет собой систему  методов, способов и средств  осуществления государственной  власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.      

Таким образом, форма государства - это  его структурное, территориальное  и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих .

 

     1.2 Необходимость в типологии,  основные понятия

 

  
     

Типология по отношению к существовавшим ранее  и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять накопленный  человечеством опыт организации  государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.     

Типология - осуществляемое посредством аналитических  процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).4      

Тип (исторический) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.5      

Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются: принадлежность государственной власти, - кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть; целенаправленность государственной власти - в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется; порядок осуществления государственной власти - какими способами и методами эта власть осуществляется; государственно-правовые и бытовые традиции - какие цивилизованные факторы играют большую роль. (Приложение Б)     

На  протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей  науке односторонне. Сущность государства  видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции. Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.     

Формационный  подход выражает марксистское отношение  к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под  историческим типом государства  и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.     

Для определения типа государства и  права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:     

1) Какой общественно-экономической  формации, какому типу производственных  отношений соответствует данное  государство;     

2) Орудием какого класса  оно является;     

3). Каково социальное назначение  данного государства.     

Согласно  марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.     

Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства  охватываются единым понятием эксплуататорского  государства.      

В качестве противоположности указанным  типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.      

Рассматривая  формационный подход к типологии  государства в тесной связи с  марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит  значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины девятнадцатого столетия, когда завершилось формирование промышленного капитализма.      

Буржуазный  тип государства характеризовался только с позиции Маркса и Энгельса, данным эпохе промышленного капитализма, и сводился к тезисам Ленина об империалистическом государстве. Вопреки  предсказаниям о загнивании и гибели капитализма, капиталистический строй перенес не только политический удар, нанесенный революцией в России, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х - начала 30-х годов.     

Информация о работе Анализ соотношения типа и формы государства