Теоретический аспект молодежной субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:06, реферат

Описание

Цель исследования: выявить влияние субкультур на становление личности подростков.
Объект: подростки старшего школьного возраста (16-17 лет).
Предмет: выявить факторы влияния субкультур на становление личности в подростковом возрасте.

Содержание

Введение ……...……………...………………………………………………………3
Глава 1 Теоретический аспект молодежной субкультуры ………………………4
Глава 2 Результаты социологического исследования на тему: «Влияние субкультуры на становление личности в подростковом возрасте»…………….10
Заключение……………………………………………………………………..…...16
Список используемой литературы…………….…

Работа состоит из  1 файл

введение главы.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение ……...……………...………………………………………………………3

Глава 1 Теоретический аспект молодежной субкультуры ………………………4

Глава 2 Результаты социологического исследования на тему: «Влияние субкультуры на становление личности в подростковом возрасте»…………….10

Заключение……………………………………………………………………..…...16

Список используемой литературы…………….…………………………………..17

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.

Актуальность этой темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса к этому феномену.

В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям жизни, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.

В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.

Цель исследования: выявить влияние субкультур на становление личности подростков.

Объект: подростки старшего школьного возраста (16-17 лет).

Предмет: выявить факторы влияния субкультур на становление личности в подростковом возрасте.

Задачи:

1. выявить причины вступления подростков в субкультуру

2. рассмотреть уровень информированности подростков о видах субкультур

3. выявить особенности молодежной субкультуры и основные виды субкультур в г.Балашове и Балашовском районе

Методы: анкетирование.

База исследования: школы г.Балашова и Балашовского района

Глава 1 Теоретический аспект молодежной субкультуры

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или "система" в России 80-х годов. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.

Субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических ("зарабатывать деньги") и досуговых ("интересно провести свободное время") потребностей. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - "ничего неделание"), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть “любовью к Отечеству”. Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Мы рассмотрели следующие субкультуры:

1. Название эмо – произошло от слова «эмоциональный». Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая четко излагается в соответствующей музыке. Изначально субкультура строилась на панк-музыке с выразительными текстами, чаще всего носящими личный характер и с большой эмоциональной составляющей. Эмо-музыка строится на искренности, соответственно, субкультура тоже.

Эмо – это состояние души, но так же, у них есть свой особый стиль, чтобы выделяться среди других субкультур. Одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, различные повязки на руках, пояса с железными бляшками, рюкзак с различными значками эмо. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности.

Быть эмо означает находиться в печали и писать стихи. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, чувство обособленности от всего окружающего мира.

2. Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, пестроты и безвкусицы. Готическая музыка объединяет множество разных стилей. Тенденция заключается в печальных, мистических и даже скорбных мотивах во внешнем виде и музыке.

У готов есть свой, узнаваемый стиль. Их имидж отличается траурностью, темными цветами, иногда в сочетании с эротизмом. Бывает пирсинг. Украшения из серебра, и могут иметь различные символы - анки, кресты, пентаграммы и т.д. Серебро — цвет луны. Причёска тоже играет важную роль в имидже готов: просто прямые длинные волосы, собранные в большой пучок или приподнятые гелем, так же иногда встречаются ирокезы. Обычно волосы красят в чёрный цвет, но встречаются и красный, фиолетовый, белый цвета. Макияж один из главных признаков этой субкультуры: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.

Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. В отличие от панков и хиппи, готы не призывают к социальной активности, не поддерживают силы или блоки в политике, и не создают никаких политических лозунгов.

3. Металлисты (металисты или металхэды или металлеры) — это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле металл, появившаяся в 1980-е годы. Металл (англ. metal) - экстремальное музыкальное течение, зародившееся во второй половине XX века, является направлением рок-музыки, одним из стилей тяжёлой гитарной музыки. Как один из подвидов рок-музыки, металл характеризуется агрессивными ритмами, искаженным гитарным звуком, являющимся характерным признаком стиля. Смысл и идейная направленность песен и музыки может сильно отличаться в разных поджанрах металла и у разных групп, но обычно она идентична рок-музыке (особенно это относится к хард-року). Имеет огромное число подвидов, от "мягких" (Doom) до "тяжелых" для восприятия неподготовленным слушателем (Black, Death, Thrash, Grindcore). За пределами русскоязычного пространства этот музыкальный жанр, наряду с хард-роком, относят к хард-энд-хэви (hard'n'heavy).

Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров, в связи с симпатией последних к тяжелой музыке, симпатии первых к мотоциклам (как к символу свободы), а так же общей для обеих субкультур симпатией к пиву.

Типичную моду среди металлистов можно описать так:

- Длинные волосы;

- Кожаная куртка «косуха», кожаный жилет;

- Джинсы или кожаные штаны (у девушек — кожаные мини-юбки);

- Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы;

- Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и\или шипами — на шее (ошейники) и на запястьях, шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах;

- Грубая обувь — «камелоты», «гриндерсы», обычно ботинки, девушки иногда носят сапоги. Короткие сапоги с цепями — «казаки». Кроссовки (кеды).

              4. Реперы. Слушают хип-хоп, в основе которого - читка рифмованного текста, репа. Реперы не только слушают, но и пишут реп. Любят танцевать би-боинг (брейк-данс), рисовать граффити, увлекаются экстремальными видами спорта, катаются на роликах и сноубордах. Реперы имеют свой жаргон и кинематограф. Играют в стритбол (уличный баскетбол). В основной массе они не агрессивны.

Атрибуты:

Одежда - широкие штаны с карманами, футболки на несколько размеров больше, толстовки, хоккейки. Кепка часто одевается козырьком назад или набок. Также носят вязаные шапочки черного цвета. Цепи. Кроссовки. Прическа – как правило, волосы короткие.

Информация о работе Теоретический аспект молодежной субкультуры