Теоретические основы социальной работы с бывшими осужденными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий, способствующих их возвращению к нормальной социальной жизни, а также изучение основных аспектов социальной работы с данной категорией клиентов, и технологию социальной работы в разрешении их проблем.

Содержание

Введение
Подготовка заключенных к выходу на свободу
Проблемы социальной работы с заключенными
Правовая база подготовки осужденных к освобождению
Подготовка отдельных категорий заключенных к освобождению
2. Теоретические основы социальной работы с бывшими осужденными
Социальные проблемы бывших осужденных
Принципы социальной работы с бывшими заключенными
Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

теория.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

     Подготовка  данной категории осужденных к освобождению и адаптации к условиям свободы является очень важным аспектом социальной работы с ними, поскольку речь идет о тех, кто стар, возможно, болен и долгое время находится в изоляции от общества. Особенно сложно адаптироваться тем, кто был осужден на большой срок и отвык от жизни на свободе.

     Каждый  осужденный пожилого и старческого  возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести.

     В отношении престарелых осужденных, у которых отсутствуют родственники, или же они отказываются от их приема для постоянного проживания, также направляется запрос в органы социальной защиты для решения вопроса об их помещении в дома инвалидов и престарелых независимо от желания осужденного.

     С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация исправительного учреждения решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписка из медицинской карты по установленной форме и паспорт, характеристика за время пребывания в учреждении).13

     Осужденным, являющимся инвалидами I и II группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, разрешается выезд за пределы исправительного учреждения для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства в сопровождении родственника или иного лица (социального работника).

     Специальное внимание необходимо уделять психологической  и практической подготовке осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ. Прежде всего, необходимо выявить среди них страдающих различными соматическими заболеваниями и психическими расстройствами, не имеющих семьи и родственников, а также не имеющих необходимого трудового стажа для получения пенсии. С этими лицами проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить надлежащим образом соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. В отношении тех, у кого нет такого права и кого нельзя направить в дома для престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ. Лица немощные и дряхлые, инвалиды, не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, должны сопровождаться сотрудниками медицинской службы.

     Осужденные  пожилого и старческого возраста, инвалиды часто оказываются в социальных приютах – учреждениях, в которых проживают одинокие старые люди, не имеющим по тем или иным причинам жилья или возможности жить самостоятельно. В учреждениях данного типа установлен постоянный контроль за порядком и передвижением подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции. Здесь действуют специальные нормы и правила поведения, которым необходимо следовать.14

     В отношении престарелых осужденных, у которых отсутствуют родственники, или же они отказываются от их приема для постоянного проживания, также направляется запрос в органы социальной защиты для решения вопросов об их помещении в дома инвалидов и престарелых.

     С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного  места жительства, администрация  ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта РФ, где расположена колония. В этих целях не позднее одного месяца до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписки из медицинской карты и паспорта по установленным формам, характеристика за время пребывания в учреждении).

     Беременные женщины и женщины, имеющие детей в исправительном учреждении. Подготовка к освобождению из мест отбывания лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты в контексте с медицинскими работниками ИУ. Принимаются меры к установлению их родственных связей, выясняется возможность регистрации трудоустройства по месту жительства родственников. В случае, когда освобождаемых женщин не принимают родственники, к которым они могли бы поехать на жительство, направляются запросы в ОВД и управления социальной защиты населения по-прежнему месту жительства с просьбой решить вопросы их трудоустройства, обеспечения жилой площадью, определения детей в дошкольные детские учреждения или дома ребёнка.

     В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты совместно с медработниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в лечебные учреждения органов управления здравоохранения по избранному месту жительства.

     Несовершеннолетние. Кроме особенностей подготовки к освобождению выше рассмотренных категорий осужденных, также выделяют особенности подготовки несовершеннолетних осужденных. Так несовершеннолетним осужденным предоставлено право краткосрочного выезда за пределы ИУ для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.

     Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из ВК, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц, которым сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в ВК для встречи и сопровождения его к месту жительства.

     Если  у освобождаемого несовершеннолетнего  нет родственников или иных лиц, либо направление к ним нецелесообразно  из педагогических и профилактических соображений, администрация колонии  направляет запрос в орган опеки  и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учёбу и обеспечения его жилой площадью.

     Если  направление несовершеннолетнего  к прежнему месту жительства нецелесообразно из педагогических или профилактических соображений администрация ВК с учётом желания освобождаемого принимает меры к его трудовому и бытовому устройству в других местах, в том числе по месту расположения колонии. В необходимых случаях несовершеннолетний может быть направлен в школу-интернат, либо другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в учреждениях исполняющих наказания содержатся различные категории граждан, для которых подготовка к жизни на свободе является жизненно необходимым мероприятием. 

2. Социальная работа с бывшими осужденными 

      
    1.   Социальные проблемы бывших осужденных

     Положение человека отбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в период лишения свободы он, повседневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, во всем полагается на «предусмотрительность» администрации. И при выходе «на волю» не всегда готов проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонен идти по пути наименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом.15 Наиболее ярко выделяется проблема трудоустройства (приложения №3). На личность преступника, отбывшего наказание, практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой. Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55% граждан оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходят из того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53% требуют расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы (приложение №4). Это само по себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации, усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп.

     Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости. В нашей стране с трудом, но все же возникают и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, цель которых — не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни. Словом, появляется необходимое осознание насущной проблемы, её масштабов и возможных последствий.

     Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующие основные социальные проблемы бывших заключенных в современном российском обществе:

  • Проблемы трудоустройства;
  • Проблемы культурной адаптации;
  • Проблемы сохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;
  • Жилищные проблемы и т.д.
 
 
 
 
      
    1.   Принципы социальной работы с бывшими заключенными
 

     Принципы  социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и  основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. К специфическим принципам социальной работы относятся следующие принципы: универсальности, охраны социальных прав, профилактики, социального реагирования, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности и толерантности16. Названные принципы в полном объёме применимы и социальной работе с бывшими заключенными. В тоже время, социальная работа с бывшими заключенными дополняется такими специфическими принципами, как гуманизм, законность и справедливость.

     Принцип законности в деятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению бывшего осужденного к законопослушному поведению.

     Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (Ст. 6 УК РФ).

     Если  второй аспект более реализуется  в социальной работе с заключенными в учреждении, исполняющем наказание, то для деятельности социальных работников в отношении бывших заключенных важен первый аспект справедливости т.к. человек искупивший вину имеет полные права на субъектность.

     В целом, справедливость – это один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника с бывшими заключенными.

     Принцип гуманизма. Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника и находит своё выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2). В соответствии с Ч. 2 Ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».17

     Гуманизм  в соответствии со сложившейся в  отечественной юридической науке понятийной традиции имеет две стороны. Одна сторона выражается в «минимуме и мягкости репрессии». Другая сторона защищает общество и допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. В настоящий момент такое понимание гуманизма явно устарело, ибо оно по существу оправдывает репрессии периода 30 – начало 50-х гг. хх столетия в России, когда уголовные наказания были наиболее суровы. Гуманизм сегодня – это отказ от так называемого «функционального» подхода к осуждённому, когда тот рассматривался лишь как средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических целей 18.

     Гуманизм  – это признание за каждым возможности  вернуться к законопослушной жизни в обществе. Это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осуждённых как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенчества, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными.

     Таким образом, принцип гуманизма –  это действенный инструмент в  руках социального работника  всей своей деятельностью призванного опровергать расхожее мнение о том, что «тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего – плохим».

Информация о работе Теоретические основы социальной работы с бывшими осужденными