Теоретические основы социальной работы с безработной молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Актуальность темы: Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XXI веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Содержание

Введение
Безработная молодежь как объект социальной работы………………6

Особенности безработицы молодежи………………………………6
Социальные проблемы безработной молодежи……………………11

Характеристика основных направлений социальной работы с безработной молодежью……………………………………………………………….17

2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с безработной молодежью………………………………………………………………….17
2.2 Служба занятости как субъект социальной работы с безработной молодежью………………………………………………………………….33
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

по соц. работе.doc

— 370.50 Кб (Скачать документ)
  1. Характеристика  основных направлений  социальной работы с  безработной молодежью

2.1 Нормативно – правовые основы социальной работы с безработной молодежью

     Основным  нормативно-правовым актом в сфере  труда и занятости является Закон  РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

     В данном Законе занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

     На  основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.15

     Безработица — это неотъемлемая часть рынка  труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.

     Для создания эффективных условий обеспечения  занятости, решения адресных проблем  безработного и членов его семьи  были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

     Организация занятости молодежи — сложная  многоплановая проблема, носящая  межведомственный характер. Она находится  на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

     Для эффективной работы в системе  занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МВТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям.

     Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационнуюпомощь.

     Основной  целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.

     Для достижения этой цели предусматривается  решение следующих задач:16

  • создание правовых и организационных условий для предотвращения значительного роста безработицы среди молодежи;
  • социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;

     - обеспечение занятости с ориентацией на интересы и способности человека;

  • создание системы информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;
  • правовое просвещение молодежи;
  • профилактика правонарушений среди подростков и молодежи;

     - содействие системе поддержки  молодой семьи. 
Поставленные задачи реализуются на основе соответствующих региональных социальных программ.

     Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

     Безработным гражданам в возрасте от 18 лет  гарантируются:

  • бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки;
  • компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

     Важной  составляющей государственной социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:17

  • выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

     - возмещение затрат в связи  с добровольным переездом в  другую местность для трудоустройства  по предложениям органов службы  занятости.

     Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют  право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При  этом регистрироваться в службе занятости  не обязательно.

     Работающие  молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

     Служба  занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические  проблемы безработного. Прогнозирование  поведения безработных на рынке  труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

     Практика  показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь молодым безработным, включающая в себя консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разные виды психотерапии.

     Социальная  адаптация безработных граждан  осуществляется в ходе группового взаимодействия в "Клубе ищущих работу". Участие в деятельности клуба позволяет молодым людям преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать самостоятельный поиск работы.

     Содействие  занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:18

     1. Образование молодежи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

     Для успешной адаптации школьников к  трудовой деятельности реализуется  программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации. Специально для этого подключаются не только родители и сотрудники школы, но и специалисты центра занятости населения, которые призваны предоставить дополнительную информацию, а также выявить способности и возможности каждого учащегося применительно к трудовой сфере.

     Программа "Эффективное поведение на рынке  труда" рассчитана уже на более  взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

     Одной из основных задач программы является обучение выпускников способам самопрезентации, тому, как грамотно заполнять документы (профессиональное резюме, автобиографию, поисковое письмо работодателю). В настоящее время такая форма взаимодействия с работодателем очень популярна, выгодна, так как экономит много времени для обеих сторон.

     Реализация  данных программ дает молодежи возможность  эффективно адаптироваться к современным  условиям рынка труда.

     2. Содействие профессиональной подготовке молодежи.

     Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и  финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, — содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

     В системе мер социальной защиты населения  от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

     Профессиональное  образование молодых безработных  граждан решает следующие задачи:

  • повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;
  • сокращение уровня безработицы;
  • изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

     - минимизация финансовых издержек государства.

     Данный  вид деятельности службы занятости  является одним из главных элементов  в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы — несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

     В соответствии с законодательством  данная форма работы ведется с  молодыми безработными, если:

     - гражданин не имеет профессии (специальности);

     - невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

  • необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

     Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

     Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода  безработицы), уволенные с военной  службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

     При этом профессиональное обучение молодежи должно решать следующие задачи:

  • предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;
  • формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей;
  • содействие трудовой активности молодежи, развитие предпринимательства и самозанятости;
  • повышение конкурентоспособности определенных категорий молодежи.

Информация о работе Теоретические основы социальной работы с безработной молодежью