Теоретические основы изучения благотворительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:28, реферат

Описание

Цель: изучить теоретические основы социальной политики и ее особенности в России
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;
2) определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретические основы изучения социальной политики…………….4
1.1 Сущность социальной политики и ее основные направления…...4
1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области……………………..7
2. Реализация социальных программ…..…………………………….....10
Заключение………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Теоритические основы изучения социальной политки.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)


- 5 -

 

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………3                                                                                                 

1.      Теоретические основы изучения социальной политики…………….4

1.1 Сущность социальной политики и ее основные направления…...4

1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области……………………..7

2.      Реализация социальных программ…..…………………………….....10

Заключение………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………


Введение

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг.

И так как я хочу, чтобы страна, в которой я живу, была высокоразвитой во всех смыслах, в том числе и в социальном плане я решила изучить данную проблему, выбрав для этого тему социальной политики для своей работы.

 Объект: социальная политика

Предмет: особенности социальной политики, ее направления, основные механизмы реализации ее на практике

Цель: изучить теоретические основы социальной политики и ее особенности в России

Задачи:

1) выяснить сущность социальной политики и ее основные   направления;

2)   определить особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области;

3)       узнать, как реализуются социальные программы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной политики

 

 

1.1  Сущность социальной политики и ее основные направления

 

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике госу­дарственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследовате­лей значительно отличаются.

Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.

Политика – это система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;

Центральным субъектом политики является государство.

Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения [8, с. 79].

В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

                  гуманизм, социальная справедливость;

                  системность, непрерывность, преемственность;

                  сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

                  открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);

                  демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

                  адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения [8, с. 83].

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

                  выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

                  оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

                  интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

                  прогностическая;

                  социальная защита населения;

                  управление социальными процессами и др. [8, с. 80].

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:

А)  социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

Б)  собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов) [9, с. 345].

Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области

 

Я убеждена, что главной социальной, политической и экономической слабостью первого поколения реформ явилась провальная социальная политика и создание класса новых русских бедных, сформировавшегося из состава традиционной советской интеллигенции. Парадокс заключается в том, что для устойчивости политического режима пореформенной России ставится задача создания среднего класса, при этом в ходе реализации этой задачи был разрушен имевшийся в стране средний класс (учителя, врачи, инженеры, военные, ИТР). Отсюда — важнейшая задача нового президента: разработка и реализация социальных программ, нацеленных на увеличение стоимости рабочей силы и на этой основе увеличение доли общественного продукта, получаемого работниками в обмен на свой труд. Ликвидация класса новых русских бедных — цель и смысл реформ второго поколения, основа для консолидации общества.

Российское государство стало в полной мере социальным — соответствующим своей главной конституционной характеристике. Путь к обретению российским обществом собственного видения социального государства был небыстрым и нелегким.

Успешная модернизация экономики создала запрос на «умный» и квалифицированный труд — все большее число людей видели связь между собственными усилиями по получению образования, профессии, самоотдачей и получаемыми благами. Это, в свою очередь, создавало запрос на качественное образование, здравоохранение, пенсионную систему, которые основывались бы на принципе равенства возможностей, а не «уравниловке». Такой сдвиг в ценностной системе общества начался еще в первом десятилетии XXI века — примерно с десятилетним лагом после начала рыночных реформ, но он обрел форму императивного общественного запроса лишь с успехом модернизации. Главным критерием эффективности социального государства стало оказание максимально возможного объема социальных услуг именно тем группам населения, которые предъявляют на них спрос, т.е. реальная адресность социальной политики государства, которая дает одновременно максимальный социальный и финансовый эффект.

В результате ни одна сколько-нибудь значительная социальная группа — будь то инвалиды или пожилые люди — не выпадает из социальной среды и вносит свой вклад в общественное развитие, тем самым обогащая и свою жизнь как полноценных членов общества.

Уровень социального расслоения в России остается достаточно высоким, но заметно сократившимся по сравнению с началом века — если брать децильный коэффициент, то он равен примерно 1:10, что в целом соответствует европейским (североевропейским) меркам.

Наиболее многочисленной социальным слоем российского общества является средний класс, в который попадает не менее 50% населения (домохозяйств). Его отличительными чертами являются:

• высокие текущие денежные доходы (не менее 30 тыс. руб. покупательной способности 2009 года на члена домохозяйства);

• наличие комфортабельного собственного или арендованного жилья (для «верхнего» среднего класса — второго, обычно загородного жилья);

• обеспеченность современным набором товаров длительного пользования;

• обладание денежными сбережениями, размещенными в финансовых институтах, и (или) участие в долгосрочных кредитных (ипотечных) проектах;

• занятие квалифицированным трудом;

• вложение личных средств в поддержание своего здоровья и здоровья членов своей семьи;

• участие в платных образовательных (например, связанных с переквалификацией или повышением квалификации) и досуговых программах для себя и членов своего домохозяйства (например, музыкальные, художественные, спортивные школы для детей);

• проведение отпуска вне дома или загородного жилья;

• активное (на уровне неформально закрепленной общественно приемлемой нормы) участие в деятельности некоммерческих организаций (волонтерство, благотворительность), местного самоуправления. 

В состав среднего класса входят домохозяйства малых и средних предпринимателей, квалифицированных специалистов бюджетной сферы (работники образования, здравоохранения, культуры), офицеров Вооруженных Сил, сотрудников правоохранительных органов, чиновников, квалифицированных рабочих. 

Типичная семья среднего класса получает доходы не только в виде заработной платы, но и в виде дивидендов от размещенных сбережений, ценных бумаг, акций, сдаваемой в аренду недвижимости и т.п. Это позволяет снизить риски резкого падения доходов, особенно при выходе на пенсию.  Жилищные условия такой семьи, как правило, характеризуются формулой N = K+1, где N — количество комнат в квартире, а К — число членов домохозяйства. 

Выше среднего класса стоит 2—3% богатого населения, одним из критериев попадания в группу которого становятся накопленные финансовые и имущественные активы. В состав этой группы входят преимущественно крупные предприниматели, а также топ-менеджеры наиболее успешных коммерческих предприятий. Появилась и своя «наследственная аристократия» — дети и внуки, унаследовавшие богатство от своих предков; впрочем, налог на наследство уже восстановлен.

Ниже среднего класса по социальной лестнице располагается некий промежуточный между ним и бедными слой, в который попадает 30—35% населения. Отличительная его черта — нехватка одного или нескольких параметров для попадания в средний класс (в основном небольшие текущие доходы и/или нехватка образования и/или занятие неквалифицированным трудом). Это домохозяйства, взрослые члены которых заняты трудом, требующим наименьших профессиональных навыков, временно безработные, неработающие инвалиды, студенты и т.п. Однако в этом слое представительство работающих людей становится все менее значительным.

Из данной страты происходит постоянная подпитка «нижнего» среднего класса. Одновременно туда опускаются те, кто не смог удержаться на уровне стандартов, свойственных среднему классу.

Наконец, примерно 10% домохозяйств являются бедными, т.е. их положение, с точки зрения общественных представлений, вынуждает отнести их к группе «малообеспеченных». Это, как правило, домохозяйства одиноких пенсионеров, одиноких инвалидов, многодетные семьи, а также маргиналы.

Домохозяйства, в которых преобладают иждивенцы (несовершеннолетние дети, пенсионеры) получают в виде значительной части своих доходов (строго по адресному принципу, использующему оценку материального положения) муниципальные трансферты — как в денежной форме, так и в виде натуральных услуг или скидок на их приобретение.

Информация о работе Теоретические основы изучения благотворительности