Технология защиты прав детей в общеобразовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 05:36, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования – выявление специфики деятельности по защите прав детей в образовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую, социологическую, юридическую литературу по теме работы;
обосновать сущность профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по защите прав детей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)
     
    1. Особенности социальной работы в общеобразовательном  учреждении
 

     Социально - педагогическая служба школы - открытой воспитательной системы - ориентирована  на объединение педагогических воздействий  школы и окружающей среды по духовному  возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности [20].

     Принципами  деятельности социальной службы являются следующие:

  1. Личностный подход к ребенку, реализуемый о формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
  2. Объективность подхода к ребенку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции).
  3. Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания (администрации школы, педагогов, родителей, врачей, психологов, юристов, местными и федеральными властями) для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
  4. Неразглашение информации о ребенке и его семье [5].

     Определим основные функции социальной службы образовательного учреждения.

     Диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений  молодежи, в которых участвуют  учащиеся данной школы, степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи, соседской среды, позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей и подростков [8].

     Прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности [8].

     Консультативная функция: разработка советов и методик  коррекции поведения школьников, педагогов, родителей.

     Профилактическая  функция: разработка комплекса мер  по предотвращению развития негативных процессов, ослабляющих их влияние на личность, коллектив, учебно-воспитательный процесс в школе [8].

     Защитная  функция: обеспечение мероприятий  по охране и защите прав детей и  подростков. Представление интересов  детей в различных инстанциях (суд, прокуратура и т.д.) [8]

     Опекунская  функция: организация питания, медицинского обслуживания, выравнивающей компенсационной  работы с определенной группой учащихся, продление времени пребывания детей  в школе (продленная группа), в окружении детей заботой в каникулы, опекой нуждающихся в различных формах материальной, медико-педагогической помощи [8].

     Организаторская функция: организация социально-значимой деятельности, разумного досуга детей  и подростков в открытой среде. Включение  семьи и общественности в воспитательный процесс. Построение демократической системы отношений детей и взрослых [8].

     На  территории микрорайона школы действует "Социально-педагогический центр", работа которого регламентируется специальным  положением. Классные руководители, воспитатели ГПД берут на себя значительную часть опекунской функции школы: организацию детского питания, помощь малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи на ребенка, связь и общение с родителями учащихся класса (консультации, организация помощи), индивидуальную работу с " трудными" детьми класса [11].

     Классные  руководители и социальные педагоги (каждый в своей среде деятельности) помогают друг другу лучше понять ребенка, сочетать индивидуальные и  коллективные методы воспитания.

     Психологическая служба. Психологи проводят диагностику  интересов и способностей, прогноз  и конструирование индивидуального  развития, коррекцию обучения и воспитания, психотерапевтическую помощь, психологическое  просвещение и консультирование. Психологи участвуют в планировании и анализе общешкольных мероприятий, всех педагогических советов, ведут учет и диагностику трудновоспитуемых, выходят на проблемы создания благоприятного психологического климата в коллективе [10].

     Медицинская служба ставит своей задачей отслеживать и корректировать процессы физического развития детей. Проводятся углубленные осмотры учащихся, формирование физкультурных групп, заполнение листов здоровья в классных журналах, создание групп корректирующей гимнастики, контроль за санэпиднадзором учащихся, проверка уроков физкультуры, уроков труда, ГПД, питания учащихся в столовой, наблюдение за карантинными классами, санпросветработа с детьми, родителями, учителями [12].

     Психологи имеют материалы: годовой план работы (диагностика, прогнозирование педагогического процесса, консультативная работа с учащимися, педагогами, родителями, коррекционная работа с учащимися);

     психодиагностическая  документация (инструментарий, результаты).

     Классный  руководитель ведет:

  • регулярное отслеживание воспитанности школьников (карта воспитанности, заполненная ребенком, родителями, классным руководителем);
  • учет активности школьников;
  • анализ родительских собраний, воспитания на уроке и во внеклассной работе.

     Социальный  педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

     Основными задачами деятельности школьного социального  педагога являются:

  1. Создание здорового климата в коллективе;
  2. Гуманизация межличностных отношений;
  3. Содействие реализации способностей каждого;
  4. Защита интересов личности;
  5. Организация досуга, включение в социально полезную деятельность;
  6. Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;
  7. Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;
  8. Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;
  9. Содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияние на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания [1].

Нельзя  переоценить значение работы педагогического  коллектива по защите прав с учащимися, состоящих на педагогическом учете  или на учете в ИДН.

     Мы  исходим из того, что самоуправляющий механизм личности и взаимодействующая с ним направленность личности, являются мотивационной основой поведения подростка в существующей социально-правовой ситуации, т.е. предпосылкой формирования отклоняющегося поведения может являться нарушение прав ребенка:

  • на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования;
  • на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне;
  • на учет микросоциумом (со всей его инфраструктурой, государственными институтами) потребностей ребенка, его конкретных психофизиологических, этнических и культурных особенностей;
  • на защиту детей от различных форм насилия, ущемления их естественных и гражданских прав, как в семье и микросоциуме, так и в государственных учреждениях [3].

     Несовершенство  механизма по реализации и защите прав ребенка незамедлительно сказывается  на процессе социализации, развития личности, становясь социальной детерминантой  отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

     Социальное  назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики состоит  в том, чтобы не следовать за последствиями  отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового характера  по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка [7].

     С этой точки зрения в системе предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно  выделить:

  • раннюю профилактику, направленную на установление обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личность несовершеннолетних и предотвращение их перехода на преступный путь;
  • установление обстоятельств, уже повлекших совершение конкретных правонарушений несовершеннолетних;
  • предупреждение рецидива [16].

     На  всех этих уровнях предупреждения правонарушений осуществляется применительно к основным сферам воспитания несовершеннолетних с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по установлению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также по повышению эффективности органов.

     В деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Ее значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера.

     Основными направлениями мер по защите прав и ранней профилактике являются:

     1. Выявление и установление неблагополучных  условий жизни и воспитания  еще до того, как они отразились  на поведении, формировании взглядов  конкретных подростков. Предмет профилактики здесь — окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная), и среда досуга, а содержание составляют меры, направленные:

  • на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат);
  • на осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного развития подростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.);
  • на то, чтобы предотвратить формирование контингентов с ослабленными позитивными социальными связями;
  • на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних;
  • на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков [13].

     2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных

     влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений. Это направление предполагает:

  • применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;
  • изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;
  • применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность [13];
  1. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

     4. Наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.) [13].

     Социальный  педагог составляет индивидуальный план работы на каждого ребенка, состоящего на педагогическом учете, работает по его осуществлению в тесном контакте с семьей ученика, педагогическим коллективом, работниками ИДН, другими социальными службами.

Информация о работе Технология защиты прав детей в общеобразовательных учреждениях