Технические средства реабилитации инвалидов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Сегодня остро ощущается потребность в том, чтобы перевести общегуманитарные и теоретические рассуждения в экономические категории. В настоящем работе предпринята попытка системного междисциплинарного анализа проблемы инвалидности и инвалидов. Была поставлена задача оценить современное состояние проблемы, понять, какое место в современном обществе занимают инвалиды, какова роль и конфигурация социальной политики в отношении инвалидов в общей социальной парадигме российского государства и каков ее эффект.

Содержание

Введение.
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов.
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов
3. Занятость инвалидов.
4. Потребности инвалидов в высшем образовании
5. Социальная политика в отношении инвалидов.
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
5.3. Динамика занятости инвалидов
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
5.6. Специализированные предприятия
5.7. Оплата труда инвалидов
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела.
5.9. Квотирование рабочих мест
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе.
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая по реабилитации инвалидов.doc

— 430.50 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 6. Финансирование политики социальной защиты инвалидов из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в 1997г.

млрд. рублей

Статьи расходов

 

Израсходовано средств фонда занятости на финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов всего:

в том числе:

 

175,92

на поддержание доходов

в том числе:

на выплату пособий

на выплату материальной помощи и иной

помощи

 

 

55,78

 

0,77

на проф. подготовку, переподготовку и профориентацию

из них на выплату стипендий

4,16

1,75

на финансовую поддержку

в том числе:

на сохранение рабочих мест

на создание дополнительных рабочих мест

на субсидии для организации собственного дела

 

 

18,0

25,37

0,37

на социальную адаптацию

7,05

на финансирование общественных работ

0,52

на содержание и оснащение проф. реабилитационных структур для инвалидов

 

15,07

 

В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в общей их численности не превышает 11%. Особенно тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих - менее 8 %.

 


5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов

 

Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника. Однако для этого необходимы определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г. Москва, проведенное ЦИЭТИНом показало, что 62,6% инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста - соответственно 82,8% и 78,7% от численности инвалидов указанных возрастных групп. В профессиональной ориентации нуждается каждый пятый, а в профобучении, - почти каждый десятый инвалид, в трудовой адаптации - 25,4% инвалидов. Выявлена высокая потребность инвалидов в трудовом устройстве (59,5%). В данном исследовании были представлены инвалиды, работающие как на специализированных предприятиях, так и в системе общей занятости.

Однако, несмотря на то, что треть обращающихся инвалидов составляют лица в возрасте до 45 лет, как показывает практика и результаты специальных исследований, только 2,1% инвалидов получают рекомендации пройти профподготовку или получить профобразование. Из-за недостатка финансовых средств сокращаются возможности профессионального обучения инвалидов в образовательных учреждениях профессионального образования системы Министерства труда и социального развития РФ: в них обучается около 7 тыс. инвалидов, в то время как МСЭК ежегодно рекомендует пройти обучение в специальных учебных заведениях 11-12 тыс. инвалидам. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными.

В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

      специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;

      инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения: 98% из них мало что знают о выбранной профессии и условиях ее труда;

      68% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства;

      образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения;

      неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений (в России функционирует 30 таких учреждений). В результате обучение в них связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не всегда приемлемо.

 

5.5. Программы государственных служб занятости,
адресованные инвалидам

 

Объемы профессионального обучения безработных инвалидов при посредничестве службы занятости снижаются. Так, в 1996г. органами службы занятости направлено на обучение 2,4 тыс. инвалидов, что в 1,4 раза меньше, чем в 1995г. При этом из общего числа инвалидов, прошедших профессиональное обучение (2,6 тыс. чел.), трудоустроено 1,9 тыс. чел. или 71,3%. Услуги по профессиональной ориентации в органах службы занятости предоставлены 30,7 тыс. инвалидов.

Профессиональное обучение безработных инвалидов на региональном уровне в основном осуществляется в рамках программ “Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов”. Их финансирование осуществляется из средств государственного фонда занятости населения, местных бюджетов, средств работодателей. Тем не менее, в реализации этих программ очевидна узость профилей профессиональной подготовки инвалидов: в техникумах инвалидов обучают по 16 специальностям, а в ПТУ - по 31 специальности. Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи профессии, доступные для большей части инвалидов: наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, моделирование и конструирование изделий народного потребления и др.

Служба занятости проводит профессиональное обучение инвалидов в учебно-курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется индивидуальный метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й групп, то оно преимущественно проводится специализированными учебными и учебно-производственными учреждениями: профтехучилище-интернат для инвалидов, учебно-производственные предприятия Всероссийских обществ глухих и слепых.

Профессиональную подготовку и профессиональное образование (включая обучение, переобучение, переквалификацию) инвалидов предпочтительнее осуществлять не в специальных, а в обычных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, различных курсах. Это позволит избежать формирования сегрегационных установок у инвалидов и предоставит возможность более полноценной интеграции инвалидов в общество.

Другой существенный изъян состоит в том, что большинство реабилитационных мероприятий адресованы лишь инвалидам с незначительными нарушениями здоровья. Интерес работодателя и служб социальной защиты очевиден: видимость успеха создается быстро и эффективно.

Следующая проблема заключается в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в программы по реабилитации инвалидов.

В службах занятости отсутствует какой-либо существенный опыт по трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой возможности инвалидов.

 

5.6. Специализированные предприятия

 

Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из инвалидов, кто не способен участвовать в основном процессе занятости, являются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий (цехов, участков) на 240 тысяч рабочих мест. Однако в среднем только треть рабочих мест на них занято инвалидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей численности работающих инвалидов. Главное, что работая на специализированных предприятиях, инвалиды существуют как бы в своей замкнутой социосистеме.

Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма (слепые, с нарушениями умственного развития и двигательного аппарата). Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Перемещение из специализированной в обычную форму занятости должно являться целью политики государства в отношении к инвалидам, в действительности это происходит крайне редко, что объясняется следующими причинами:

      инвалиды часто опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в общем процессе занятости, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы;

      инвалиды могут потерять определенные льготы, кото­рые они получают, работая на специализированном пред­приятии;

      руководители специализированных предприятий неохотно расстаются с работниками, чей профессионализм и производительность возросли настолько, что они стали важны для предприятия и для его дохода и прибыли;

      целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность;

      в условиях постоянно растущей безработицы организации не очень охотно принимают на работу тех, кто был ранее занят на специализированных предприятиях.

Процессы в переходной экономике довольно в целом негативно отразились на специализированной занятости инвалидов, так как многие предприятия находят, что с финансовой точки зрения невозможно держать рабочих-инвалидов или платить оставшимся даже минимально допустимую заработную плату, предоставлять различные льготы или продолжать осуществлять их профессиональную реабилитацию. Особенно сложно это для предприятий, не имеющих государственных дотаций. Кроме того, специализированные предприятия испытывают большие трудности, так как им приходится конкурировать с предприятиями, проводящими в настоящее время модернизацию свое­го оборудования и маркетинговые исследования, которые они не могут себе позволить. Специализированные цеха и предприятия испытывают недостаток в инвестиционных средствах, что приводит их к значительному отставанию от конкурентов из частного сектора. Каковы бы ни были их достижения и недостатки в процессе обеспечения занятости инвалидов, специализированные предприятия, стремящиеся к достижению конкурентоспособности, будут сталкиваться с новыми трудностями, связанными с развитием рыночных отношений.

Таким образом, специализированная занятость, предоставляющая потенциальные возможности инвалидам, имеет преимущества и недостатки.

В большинстве случаев для работника-инвалида специализированное рабочее место представляет единственную реальную возможность получить оплачиваемую работу. В то же время для обычных предприятий, на которых существуют специализированные виды работ и рабочие места для инвалидов, - это возможность получить обученного и исполнительного работника. Для государства существует возможность снизить расходы на социальные выплаты, предоставляя людям возможность заниматься оплачиваемым производительным трудом.

Основными недостатками специализированной занятости инвалидов являются:

      заработная плата на специализированных предприятиях, как правило, очень низка из-за недостаточных или неправильных распределений субсидий или из-за устаревших технологий, плохих рабочих условий, недостаточной помощи работникам и т. д.;

Информация о работе Технические средства реабилитации инвалидов в России