Театрализованная игра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:53, реферат

Описание

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Театрализованная игра.doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

Творческое  взаимодействие взрослых и детей (Схема 5)

 
Театральные игры с успехом могут  быть использованы на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла  и др.   
 
Программа «Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» И. Г. Вечкановой.  
Автором выделены возможности театрализованной деятельности с детьми с недостатками интеллектуального развития: 
- формирование представлений детей об окружающем мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним, необходимые для последующего  воплощения их в театрализованной игре и рисунках; 
-  влияние на ход формирования представлений, мотивов, средств, используемых детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми, своевременное включение театрализованной игры в коррекционно-развивающий процесс; 
- актуальность уровня развития элементов театрализованной игры и трудности, возникающие у детей при овладении ею; 
- наиболее существенные факторы, оказывающие последовательное формирование способности к символико-моделирующим видам деятельности, в развитии воображения, роль изобразительного и предметно-практического видов деятельности, театрализованной игры в общем ходе психического развития детей этой категории. 
 
Программа «Детство». 
Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова): 
- создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным  текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета); 
- исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева); 
- оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. 
Театрально-игровая деятельность дошкольника должна стать самоценной, свободной, творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат.  
Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с  литературной, музыкальной и изобразительной; как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка.  
Принципы организации театрализованной деятельности (О.Акулова): 
- специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты; 
- комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка; 
- импровизационности, согласно которому, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности; 
 - интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности  включается в целостный педагогический процесс, что предполагает организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.  
Первый этап. Углубление художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации на занятиях по познавательному, речевому, изобразительному, музыкальному развитию детей в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Предметно-развивающая среда стимулирует интерес к общению с книгой. 
Второй этап. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия всех типов, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д. Предметно-развивающая среда обеспечивает самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста. 
Третий этап. Творчество ребенка в речевой, игровой и др. видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер» на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиш, изготовление приглашений), в совместной деятельности воспитателей и детей. В старшей группе целесообразна углубленная работа по развитию речевого творчества. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

Организованная  таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников,  обогащения своего жизненного опыта. 
 
Таким образом,  все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.  
 
    Вопросы: 
1.Раскройте особенности каждой из рассмотренных в теме программ по развитию театрально-игрового творчества дошкольников. 
2. На каких принципах строятся предложенные в теме программы? 
    Задание для самостоятельной работы: 
Посетите театральное занятие  в детском саду, работающем по одной их программ, проанализируйте его с точки зрения выделенных в теме подходов. 
 
Литература 
1.    Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4. 
2.    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. 
3.    Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006. 
4.    Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого.-М.: Владос, 2004. 
5.    Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1996. 
6.    Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11. 
7.    Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000. 
8.    Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004. 
9.    Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.: МИОО, 1995. 
10.    Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие/ Под ред. С.И.Мерзляковой.-М.: Владос, 1999. 
11.    Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001. 
 

Информация о работе Театрализованная игра