Субкультура молодёжи: современные ценностные ориентации молодых россиян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:13, реферат

Описание

Одна из актуальных отраслей современной социологии — социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Содержание

Введение. 3
1.Молодёжь как социально-психологическая группа……………………………..4
2.Субкультура молодёжи………………………………………………………….....7
2.1.Возникновение молодёжных субкультур………………………………………7
2.2.Популярные субкультуры. Фэндом……………………………………………11
3. Ценностные ориентации современной молодёжи. 14
4. Социальные службы в решении молодежных проблем. 19
Заключение. 23
Список используемых источников 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 57.75 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

  высшего профессионального образования 

  СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

  КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 

  РЕФЕРАТ

  По  теме: «Субкультура молодёжи: современные ценностные ориентации молодых россиян.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила: студентка II курса

  Группы 2402

  Специальность финансы и кредит

  Половинкина К.Д.

      Проверил: кандидат философских наук, доцент

      Седов Александр Владимирович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 г.

  План:

Введение. 3

1.Молодёжь как социально-психологическая группа……………………………..4

2.Субкультура молодёжи………………………………………………………….....7

2.1.Возникновение молодёжных субкультур………………………………………7

2.2.Популярные субкультуры. Фэндом……………………………………………11

3. Ценностные ориентации современной молодёжи. 14

4. Социальные службы в решении молодежных проблем. 19

Заключение. 23

Список используемых источников 25

 

  Введение.

 

     «Дай молодым то, в чем они нуждаются,

     чтобы стать от нас независимыми

     и способными сделать свой выбор.»

     К. Поппер  

     Страна, в которой не заботятся о детях  и молодежи, не имеет будущего. И  если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

     Одна  из актуальных отраслей современной  социологии — социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это  и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи  и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

     Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и  старшего возраста — стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями  данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в  которой происходит взросление подростков. Так какие же они — современные  подростки? 

     Любому  обществу присущ сложный процесс  формирования ценностей и отношения  к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Как это происходит и насколько предопределены эти процессы? Ради чего сегодня живут молодые?

  1. Молодёжь  как социально-психологическая  группа.
 

     Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет.»1 Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.»2

     Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

     В возрастной психологии молодость характеризуется  как период формирования устойчивой системы ценностей, становление  самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

     Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали  критерии её социальной зрелости. Они  определяются не только вступлением  в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими  и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и  не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым  человеком системы социальных ролей  взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и  серьёзным в одной сфера и  чувствовать себя как подросток  в другой.

     Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций  и стихийных групп. Эта множественность  институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной  системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

     Молодость – это пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни.3 

  1. Субкультура молодёжи.
    1. Возникновение молодёжных субкультур.
 

     Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

     Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

     Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у  немалого числа молодых людей  отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие  стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок.4

     Социальное  отчуждение проявляется чаще всего  в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. «Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».  «Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%).

     Существует  мнение, что аполитичность молодежи – закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет. Политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма. Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себя. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры – это культурное отчуждение. Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около 1/3 старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге – «ничего неделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.5

Информация о работе Субкультура молодёжи: современные ценностные ориентации молодых россиян