Студенческая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших задач работы с молодежью в современном обществе является создание условий для благоприятного существования молодой семьи, в нашем случае - студенческой. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой; решать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 46.56 Кб (Скачать документ)

 

Ведение

Одной из важнейших задач работы с молодежью  в современном обществе является создание условий для благоприятного существования молодой семьи, в  нашем случае - студенческой. Молодая  семья, в большей степени, чем  зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших  функций: обеспечивать воспроизводство  физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой; решать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и  моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена  семьи; создавать условия для  укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

Создавая  семью, молодые люди сталкиваются с  множеством разнообразных проблем, таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование рождения ребенка и  его воспитание, экономика, профессиональный рост членов семьи (1, с. 43).

Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующим:

Во-первых, проводимые в стране социально-экономические  реформы привели к радикальным  изменениям в жизни российского  общества. Результатом социально-экономических  преобразований стала затрудненная адаптация молодой семьи к  новым экономическим условиям, и  ее существенная трансформация как  социальной группы.

Во-вторых, в отсутствии необходимой социальной поддержки молодая семья нуждается  в повышенном внимании со стороны  государства и общества. Недооценка семейной и демографической политики в отношении молодой семьи  представляет серьезную угрозу не только настоящему, но и будущему России.

В-третьих, главная задача социальных служб  не только помочь семье в преодолении  кризисных ситуаций, но и создать  условия для развития молодой  семьи как устойчивого элемента российского социума.

 

Объект  исследования - молодая семья.

 

Предмет исследования - материальные проблемы студенческой семьи.

 

Цель - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.

 
Задачи:

  • Показать возможные проблемы студенческой семьи.
  • Привести возможные пути решения выявленных проблем.
  • Показать положительные стороны в создании студенческой семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

 

1.1 Понятие и общая характеристика студенческих семей

 

В настоящее время в  Российской Федерации под молодой  семьей понимается семья, возраст каждого  из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая  из одного молодого родителя, возраст  которого не превышает 30 лет, и одного и более детей. По международной  возрастной классификации (индивид  от 14 до 29 лет включительно) являются представителями особой социально-демографической  группы – молодежи. Студенчество –  это особая социальная категория, специфическая  общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенческий возраст (18-25 лет) представляет собой  период в жизни человека прежде всего  в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям он составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов». 
Студенческие семьи формируются из такой сложной социально-демографической группы, как молодежь. «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» (6, с. 23).

 Следует отметить, что  студенчество – это период  становления личности, когда закладываются  основы нравственности, формируются  социальные установки, отношение  к себе, к людям, к обществу. От того, как человек в молодости  решит проблему брака и семьи,  во многом зависят его жизненный  путь, душевное и духовное состояние  и развитие. Современная молодежь  стремится к социально-экономическому  самоутверждению: быть здоровой; получить хорошее образование,  как возможность приобретения  в будущем престижной профессии,  работы; достижения социального  успеха и материального благополучия для полноценного обеспечения своей будущей семьи. И в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнеру нередко приводят к конфликтам, которые разрушают семейные устои.

В последние десятилетия  четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия  среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным  связям. В литературе этот факт расценивается  как "свидетельство изменения  социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как  неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом.

Специфика студенческого  брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа — это составляющие духовности студенческого брака.

Социолог Д. М. Чечет справедливо  считает, что перспектива радостных  событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими составляющими способствуют поддержанию высокого эмоционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке (12, с. 34).

В гомогенном студенческом браке  ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

Сейчас, однако, все реже возникает  вопрос - создавать семью в студенческие годы или нет. Многие обзавелись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.  
Однако эти аргументы, нуждаются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным (8, с. 45)

 

1.2 Типы семей

 

Исходным положением при  изучении студенческих семей являлось предположение, что эти семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа.

Почти все семьи можно отнести к тем или иным типам, условно названным нами как демократический, авторитарный, анархический. Что они собой представляют? К демократическим относятся семьи, построенные на началах коллективизма, равноправия, уважительных отношений между членами семьи, отличающиеся эмоциональной теплотой и кооперацией в ведении домашних дел. Авторитарные семьи это те, в которых имеется один лидер - глава семьи, принимающий решения и руководящий, остальные ему подчиняются. Членов семьи связывает в основном только привычка. Семьи анархического типа отличаются разобщенностью, каждый живет сам по себе. Эмоциональный настрой выражается чаще всего понятием «безразличие», а иногда и «неприязнь». Анализ показал, что существует тесная зависимость между типом организации семейной жизни и результатами воспитания детей, а также целями, которые преследует семья (14, с. 13). 

Выгодно отличаются семьи  демократического типа как удовлетворенностью членов семьи существующими внутрисемейными отношениями, так и той направленностью, которой они следуют. Жизненные достижения родителей и жизненные цели детей в основном отвечают интересам общества. В этих семьях дети лучше подготовленными к ролям гражданина, труженика, семьянина. Авторитарные же семьи зачастую культивировали меркантильно-гедонистические интересы и стремились их удовлетворить. Эти семьи неплохо готовят детей к будущей семейной жизни, но хуже, чем семьи других типов, к выполнению обязанностей гражданина и труженика. Авторитарная семья устойчивее, стабильно анархической, но менее успешна, так как воспитательная функция осуществляется вразрез с общественными интересами. Оптимальным вариантом, как и следовало ожидать, оказались семьи демократического типа.

Все эти результаты излагаются здесь с определенной целью: соизмерить правильность сделанных ранее выводов и проследить связь в передаче ценностей между поколениями, ведь сегодняшние студенты - это вчерашние старшеклассники.

Мы полагаем, что положенный в основу типологии, семей принцип  организации семейной жизни наиболее; отвечает решению наших исследовательских  задач по выяснению уровней успешности и стабильности студенческого брака. Принципы организации семейной жизни  говорят о деятельности семьи  и в определенной мере; о личностных качествах ее членов, склонных к  тому или иному принципу совместной деятельности.

В молодых, только что образовавшихся семьях, к которым относятся и студенческие, процесс притирки, адаптации, выработки общего образа жизни происходит по-разному. В одних случаях это может происходить быстро, в других медленно. И если супруги еще не определились в оценках своего брака, то объясняется это или небольшим стажем семейной жизни, или по причине неустоявшихся или несформированных представлений о семейных ролях, своих обязанностях. Приведем количественное распределение студенческих семей по типам в процентном выражении: демократический 81,5 авторитарный 4,7 анархический 3,1 неопределившийся 10,7 (15, с. 17).

Уже из этого распределения  видно, что самым распространенным в студенческой среде является оптимальный тип демократический.

2 ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

 
                      2.1 Проблемы студенческих семей

 

Молодая семья живет сегодня  в затруднительных материальных условиях. Большинство молодых людей  в начале своей семейной жизни  сталкиваются с такими проблемами, как маленький бюджет; проблемы в  распределении домашних обязанностей и времени; «размытость» межличностных  территориальных границ, что зачастую является причиной конфликтов. 
С. Н. Краснокутская, рассматривая особенности семейного поведения студенческой молодежи, считает, что в первую очередь, трудности в семье возникают с появлением ребенка. Так, в семьях, где нет детей, 85% молодых людей и 77% девушек удовлетворены отношениями к ним со стороны супруга (супруги); когда же в семье появляется ребенок, то удовлетворенность супружескими отношениями заметно снижается: только 68% мужчин и 65% женщин удовлетворены отношениями к ним со стороны супруга. Очевидно, с появлением ребенка снижается уровень социально-психологического самочувствия супругов. На удовлетворенность браком в данный период особенно влияет материальная обеспеченность семьи, жилищные условия и условия воспитания детей, распределение обязанностей по дому. Если в студенческих семьях, в которых нет детей, 81% молодых людей и 67% девушек удовлетворены распределением хозяйственно-бытовых обязанностей, то в семьях, в которых появляется ребенок, удовлетворенность падает – она составляет 72,6% и 56% соответственно (8, с. 30). Поэтому среди студенческих семей особого внимания заслуживают семьи, имеющие детей. Именно они сталкиваются с самыми большими трудностями, в том числе с такими, как совмещение учебы с проблемами устройства быта семьи и воспитания детей. Кроме того, молодая семья характеризуется становлением внутренней структуры, адаптацией к новым социальным ролям, а также процессом самоопределения самих супругов в личностном и профессиональном плане. Все это обостряет проблему устойчивости и стабильности молодого брака и семьи. Н. Кунгурова, Н. Сусько при исследовании проблем современной молодой семьи указывают, что основная проблема, с которой сталкивается семья, – жилищная, ее отметили почти все опрошенные (98%). Она одна из самых важных для молодых семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жиле на свободном рынке.

Возможно несколько вариантов  проживания - государственная, кооперативная, частная квартира, общежитие. Лишь небольшое  количество молодых семей имеет  отдельную квартиру. Лишь 13-14% молодых  людей отделяются от родителей еще  до свадьбы. В большинстве случаев  самый предпочтительный вариант - проживание с родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для  вторичного заработка, учебы досуга. Таким образом, проблемы жилищной обеспеченности стоит на 1-ом месте укрепления семьи. Тенденция молодых семей - отдельное  проживание, и лишь небольшой процент  из них хотели бы жить с родителями.

На втором месте по частоте –  материальные трудности (48%), Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Несовершеннолетние юные матери целиком  находятся на иждивении своих  родителей. В основной массе молодая  семья является низкодоходной, а  многие находятся за чертой бедности.

Помощь родителей носит разнообразный  характер. Это и материальная, и  хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской  жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время.

 Если она оказывается в  разумных пределах, то, естественно,  способствует становлению молодых  семей, в противном же случае такая помощь может отрицательно влиять на молодых супругов, вырабатывая у них ложные установки на «легкость», может способствовать развитию к них иждивенчества, инфантилизма, паразитических наклонностей.

 На третьем – ухудшение материальных условий в связи с рождением ребенка (16%). С проблемой распределения домашних обязанностей столкнулись 14% опрошенных. У 10% супружеских пар возникают трудности в общении с родителями. Кроме названных, отмечены и такие проблемы, как распределение семейного бюджета, организация досуга и нехватка психолого-педагогических знаний (9, с. 45).

Следовательно, можно выделить несколько наиболее важных проблем, с которыми сталкиваются современные  молодые семьи в России, а именно: недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности; повышенная материальная и финансовая потребность  в связи с необходимостью обустройства семейной жизни – приобретения жилья, организации быта; трудности связанные  с одновременным прохождением супругами  определенных ступеней социализации: получение образования, профессии, рабочего места; необходимость в  психологической подготовке супругов к семейной жизни. 
О. А. Коряковцева, М. И. Рожков приводят несколько форм поддержки молодой семьи, реализация которых может помочь преодолеть вышеуказанные проблемы: консультирование пар, желающих вступать в брак; прогнозирование семейной совместимости; консультирование по вопросам права; родительский всеобуч; индивидуальный педагогический и психологический патронаж семей; организация «телефонов доверия», пунктов помощи в критических ситуациях. Все перечисленные формы работы возможно реализовать учреждениями высшего профессионального образования, используя при этом материально-техническую базу вуза, активно привлекая профессорско-преподавательский состав. На уровне федеральной власти, органов местного самоуправления мы считаем целесообразным расширить практику создания молодежных плат, которые могли бы инициировать постановку вопросов по проблемам молодых семей. Также преподавателями юридического факультета Ставропольского государственного университета разработаны целые законопроекты. Например, «О школьных попечительских советах в Ставропольском крае», «Об организации санаторно-курортного лечения и каникулярного отдыха детей дошкольного и школьного возраста в Ставропольском крае» и другие, направленные на поддержание молодых людей, вступающих в брачные отношения, и уже созданных семей (9, с. 13).

Информация о работе Студенческая семья