Социология Эрвинга Гоффмана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 21:32, доклад

Описание

Американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии. 73-й президент Американской социологической ассоциации. Родился в Канаде в еврейской семье. В 1945 окончил университет Торонто, в 1949 Чикагский университет, где его учителями были Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шотландских островов, материалы которого легли в основу докторской диссертации `Коммуникативное поведение в островном сообществе` (1953); ее основные идеи разработаны в его дальнейших исследованиях: взаимодействие лицом-к-лицу, способы поддержания, разрушения и восстановления публичного порядка во взаимодействии и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Эрвинг Гоффман.doc

— 51.50 Кб (Скачать документ)

Эрвинг  Гоффман.

1922-1982 

Американский  социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии. 73-й президент Американской социологической ассоциации. Родился в Канаде в еврейской семье. В 1945 окончил университет Торонто, в 1949 Чикагский университет, где его учителями были Ллойд Уорнер и Э. Хьюз. В 1949-51 провел полевое исследование сообщества на одном из Шотландских островов, материалы которого легли в основу докторской диссертации `Коммуникативное поведение в островном сообществе` (1953); ее основные идеи разработаны в его дальнейших исследованиях: взаимодействие лицом-к-лицу, способы поддержания, разрушения и восстановления публичного порядка во взаимодействии и т.д. 
 

Первая  его книга – “Представление себя другим в повседневной жизни”, сразу после выхода стала почти культовой, а Гоффман почти великим. Среди социологических текстов книг, выходивших такими тиражами, просто нету.

Почти до самой смерти в социологии считался почти безусловным маргиналом. Ставилось под сомнение, является ли вообще социологией то, что он делал. Его называли «Кафкой нашего времени». За своего его считали почти во всех социальных науках – антропологии, политологии, PR и т.д. Спецкурсы по Гоффману читают даже в спецшколах разведки. 

Уже в 60-е годы в социологии формируется некий культ Гоффмана. После его кончины культ стал только разрастаться.

Студентов Гоффман по возможности избегал, ни у кого научными работами не руководил.

Апофеоз культа – четырехтомник, в котором  собраны труды самых разных социологов, которые пытаются понять, о чем же писал Гоффман.

Структурный функционализм, символический интеракционизм, чикагское направление – ко всем им его можно отнести.

Систематизация  его трудов затрудняется тем, что  он пользовался своеобразным языковым и методологическим приемом, перспективой несуразности – употребление метафор не только как художественных единиц, доводя метафорическое сравнение до конца. Он применяет для описания ситуаций, элементов повседневной жизни, такие способы говорения, которые в обычной жизни мы бы никогда не употребили.

В 1981 его  избрали Президентом Американской Социологической Ассоциации. 

     Гоффмана  особенно интересовали «закрытые» сообщества в контексте больших современных  обществ (глухая деревня, монастырь, тюрьма, больница), как и «закрытые» ситуации, отделенные от окружающей жизни символическим барьером (театр, спорт, игра — теоретический подход к подобным феноменам, с учетом идей Гофмана, предложил в начале 1980-х годов Ю. А. Левада). Работы Гофмана в определенной мере близки к символическому интеракционизму Мида и Блумера, этнометодологии Шютца и Гарфинкеля. Разработанное им направление иногда называют «драматургической перспективой в социологии»: принципиальное отличие её от теории социальных ролей — упор аналитика не на нормативные предписания и правильное исполнение «роли» актёром, а на её конструирование, принятие, поддержание и трансформацию в процессах взаимодействия, внимание к неопределенности и двусмысленности ситуаций, к сбоям и ошибкам действующих лиц.

     Продолжая традиции исследования ритуала Дюркгейма и Радклифф-Брауна, Гоффман подверг исследованию небольшие межличностные ритуалы, локализованные в повседневных социальных взаимодействиях: приветствия и прощания, ритуальную организацию разговора, принесение извинений, праздничные встречи, предоставление небольших услуг незнакомцам и т.п. Разделив межличностные ритуалы на позитивные (`поддерживающие`) и негативные (`исправительные`), он проанализировал ритуальные аспекты повседневных взаимодействий (`поддержание лица`, уважительные манеры поведения, тактичность, вежливость). Используя оригинальные методол. модели, он продемонстрировал, что такие маленькие ритуалы имеют свою структуру, совершаются по определённым правилам, а также дают индивидам средства восстановления публичного порядка в случаях, когда он преднамеренно или непроизвольно нарушается.

     Гоффман придерживается концепции множественности  Я. Согласно ей, человек имеет столько  разных социальных Я, сколько существует групп, в жизни которых он участвует  и мнения членов которых для него значимы. В каждой из этих групп человек представляет себя другим по-разному, стало быть, демонстрирует различные стороны своей личности, своего социального Я. Отсюда следует и трактовка Гоффманом взаимодействия, которое, по его мнению, на самом деле происходит не столько между конкретными индивидами, сколько между различными сторонами и проявлениями их личности.

     Поэтому не случайно концепция личности социолога  связана с теорией ролей. Возникают "драматургические", "театральные" проблемы взаимодействия, каждый из участников которого представлял свою деятельность другим. Возникает проблема коммуникации между ними, осуществляющейся в форме знаковой активности. Выделяя два вида коммуникации — произвольную (когда люди предоставляют информацию о себе в общезначимых символах) и непроизвольную (непреднамеренной, невербальной и более театральной), Гоффман акцентирует внимание больше на второй. С этим, безусловно, связан его "драматургический подход". Но он не является самоцелью, о чем говорит сам социолог в "Заключении" своей книги "Представление себя другим в повседневной жизни": "Настоящее исследование на самом деле не интересовали элементы театра, которые проникают в повседневную жизнь. Его интерес был сосредоточен на структуре социальных контактов, непосредственных взаимодействий между людьми — на структуре тех явлений в общественной жизни, которые возникают всякий раз, когда какие-либо лица физически присутствуют в пространстве взаимодействия. Ключевой фактор в этой структуре — поддержание какого-либо единого определения ситуации..." [Гофман. 2000. С. 302].

Почти все исследования Гоффмана строятся на мелочах-наблюдениях.

Основные  работы:

  • 1956 (второе издание 1959) «Представление себя другим в повседневной жизни» (Гоффман развил `театральную метафору`, рассмотрев действующих индивидов как актеров, играющих на сцене определенные роли в присутствии аудитории. Эта работа принесла ему славу основоположника концепции `социальной драматургии`)
  • 1961 «Приюты (Asylums)»(В 1955-56 исследовал в госпитале святой Елизаветы в Вашингтоне социальную организацию закрытого психиатрического учреждения. Подробно проанализировал особенности социальной организации закрытых учреждений (`тотальных организаций`): тюрем, психиатрических больниц, лепрозориев, армейских частей, монастырей, приютов для детей и престарелых и т.п. Особым предметом интереса Гоффмана были механизмы трансформации человеской личности под воздействием таких организаций; он считал эти механизмы универсальным компонентом участия индивида в социальной структуре общества.), «Столкновение (Encounters)»
  • 1963 «Поведение в общественных местах (Заметки о социальной организации сборищ)», «Стигма (Заметки об управлении испорченной идентичностью)»
  • 1967 «Ритуал взаимодействия (Очерки о поведении лицом к лицу)»
  • 1969 «Стратегическое взаимодействие»
  • 1971 «Отношения на публике»
  • 1974 «Рамочный анализ»
  • 1981 «Формы разговора»

Основной  предмет исследования – область  взаимодействия лицом к лицу. Гоффман  эту область фактически открыл.

Исследуются особенности порядка, который в этой области действует.

Вопрос  – что происходит в этой области  с человеческим Я?

Основные  понятия:

  • Взаимодействие лицом к лицу – «взаимное влияние индивидов на действия друг друга, имеющее место во время их пребывания в непосредственном физическом присутствии друг друга»
  • Столкновение – «событие взаимодействия лицо к лицу, начинающееся когда индивиды осознают, что они вошли в непосредственное физическое присутствие друг друга, и заканчивающееся их доступным восприятию удалением из взаимного участия».

3 основные  единицы:

  • Социальное событие (social occasion) – «событие, которое видится заранее или впоследствии как нечто единое, имеет время и место протекания и задает тональность того, что происходит внутри него во время его протекания». Например, лекционное занятие или шахматная партия.
  • Сборища (gathering) – «любой набор из двух или более индивидов, охватывающий тех и только тех, кто в данной момент находится в непосредственном физическом присутствии друг друга». Например, ужин дома или автобусная остановка.
    • Несфокусированные – люди присутствую друг перед другом, но в разговор или иное общение не вовлечены
    • Сфокусированные – люди, находящиеся в физическом соприсутствии, поддерживают общий фокус визуального или когнитивного внимания, взаимно ротирующего друг друга как людей, открытых друг другу для разговора или какого-либо его замещения.

      Контакт, по Гоффману, конституативное ожидание.

  • Социальная ситуация – любая среда, содержащая возможности взаимного мониторинга, которая существует на протяжении того времени, пока индивиды находятся в непосредственном физическом присутствии друг друга, и охватывает собой всю территорию, в пределах которой этот взаимный мониторинг возможен.

    Человек:

    • Находится в одиночестве,
    • В присутствии людей.

    Так как большинство жизни человека протекает с людьми – то человек почти всегда вовлечен в социальные ситуации.

    В американском обществе современного типа жизнь организована по закрытым территориальным областям (районам) – социальным учреждениям.

    Социальное  учреждение – любое место, окруженное фиксированными барьерами для восприятия, в котором регулярно происходит определенная деятельность (социальное учреждение – аудитория; то есть то, что нужно для деятельности или исследований – это территория и будет считаться социальными учреждениями).

    Тотальный институт оказывает влияние на людей  в нем находящихся; человек не может избежать этой ситуации.

    Взаимодействие  привязывается к социальным учреждениям, следовательно, ограничение ситуаций.

    Зачем: тотальный институт – определенное социализированное влияние на человека. «Я» не может избежать воздействия тотального института.

    Область взаимодействия «лицом к лицу» - основная область изучения.

    Восприятие  учениками как целое – социальное событие.

    Каркас  этого: поддержание публичного/интеракционного порядка. 

    Столкновение:  «лицо к лицу» можно рассматривать  как ритуал (приветствие).

    Ритуалы описываются с помощью метафорических моделей.

    Модель 1. лицо и лицевая работа.

    • Человек должен вести себя так, чтобы поддерживать и сохранить лицо.
    • Лицо – образ Я, очерченный в позитивных атрибутах. Позитивная социальная ценность. Чтобы он мог показать то Я, которое он хочет, общественность должна одобрить его выбор. Он может поддерживать Я, но и может рассчитывать, что другие ему помогут в поддержании его Я (преподаватель - ученик).
    • Это поддержание – ритуальная обязанность (когда неправильно – люди должны поддерживать Я-образ).
 

    Вывод: Гоффман был одним из лучших американских социологов своего поколения. Одним из первых он начал изучать межличностное взаимодействие, или микросоциологию, детально разрабатывать «драматургический подход» к взаимодействию людей и ввел множество понятий, которые явились значительным вкладом в социологию. От многих выдающихся социологов Гоффмана отличает то, что после смерти его влияние на исследовательскую мысль и работу продолжало возрастать. Гоффман считал себя социологом и предпочитал не сводить свой основной методологический подход к феноменологии и постмодернизму. Как социолог он подчеркивал, что «общество всегда находится на первом плане». Несмотря на то, что Гоффмана часто считают основоположником символического интеракционизма, он думал и над тем, как избавить его от недостатков. Труды Гоффмана оказали значительное влияние на мировую социологию 1970—1980-х годов, которое ощущается и поныне. В 2007 году Гоффман стал шестым в списке наиболее часто цитируемых ученых в области гуманитарных и социальных наук.

Информация о работе Социология Эрвинга Гоффмана