Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 19:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)

Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это прежде всего их экономические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологические отношения (этот термин ввел в социологию В.И. Ленин) "прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей" , т.е. складываются сознательно. К ним относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные отношения между людьми. Разумеется, и данные отношения имеют объективную основу и возникают из объективных потребностей людей. Однако они с самого начала строятся людьми сознательно на основе, скажем, политических программ, правовых и нравственных норм, религиозных идей, сознательно формируемых теми или иными идеологами, политическими или же религиозными деятелями и т. д.

15) Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как  явление, как состояние и как  отношение. В психологическом плане  существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

Одной из главных  теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается  в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа  позиций специалистов, выделяют ряд  общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления  об активности как: форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности; деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной  стороны и о человеке, как о  продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой; деятельности направленной на преобразование окружающего мира;

качестве личности, личностном образовании, проявляющимся  во внутренней готовности к целенаправленному  взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности (В. Н. Кругликов, 1998).

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью  понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться  как характеристика, свидетельствующая  о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный  уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.

16) СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Социализация - это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны - процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности.

Основные  этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст).

Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма).

Многие психологи  и социологи подчеркивают, что  со-циализация продолжается всю жизнь, и ут-верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

Отклонение  в социализации принято  называть девиацией: формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам девиантного поведения относят правонарушения, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства. Борьба с такими проявлениями осуществляет соц. контроль.

Социальный  контроль -- это особый механизм регулировки поведения и поддержания общественного порядка. Включает в себя социальные нормы и санкции. Нормы - это предписания, как правильно себя вести в обществе. Санкции - это средства наказания или поощрения стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенный к индивиду или группе в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы существуют либо в виде предписаний, требований, пожеланий. Санкции бывают формальные и неформальные, позитивные и негативные. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны организации. Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение исходящее от неофициальных лиц (похвала). Социальный контроль бывает внешним и внутренним. Внешний - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов. Внутренний (самоконтроль) - индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с существующими нормами (совесть, самосознание). Существуют агенты и институты социального контроля. Агенты - это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контролирующих функций (милиция, социальные работники и др.). Институты - суд, армия, образование, трудовой коллектив, СМИ, политические партии, правительство. Таким образом, нормы и санкции взаимосвяз. и входят в систему соц. контроля

17) . Социальный статус  и его виды.

Основой социального  неравенства в психологическом  плане являются социальные статусы  отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный  статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный

П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и  всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или  иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.

Социологи выделяют:

1)предписанный - навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.

2) приобретенный(достигнутый) - определяется усилиями самого человека.

Выделяют: -естественный статус личности - предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной - в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека( бухгалтер, преподаватель).

Человек может иметь сразу несколько статусов - интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями между субъектами общественных отношений.

18. Девиантность.Какие виды девиантного поведения характерны для современного Российского общества.

 Девиантность, девиантное поведение - это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм поведение.Девиантное поведение (от. англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.                                                                                 Виды девиантного поведения :преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе. С точки зрения теории аномии девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно. Изучение девиантности основывается на двух различных точках зрения:                                                                                                                                                     1.Девиантность определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием и насилием.  2.Девиантность составила главное содержание многих важных аспектов теории личности, клинической и социальной психологии.                                                                                        Исследования девиантность можно классифицировать в соответствии с четырьмя основными позициями: 1.Первая предполагает взгляд на девиантность как функцию внутренних факторов. Девиантность рассматривается в аспекте различий между индивидуумами. С точки зрения индивидуальных различий предполагается, что отдельные люди или группы людей, обладающие определенным уровнем специфичности, с большей вероятностью становятся девиантами. 2.Второе важное объяснение девиантности постулирует в качестве ее основных предпосылок различия в социальной структуре. Официально классифицируемые формы девиантности характеризуются непропорционально высокой представленностью среди населения, занимающего более низкое социально-экономическое положение в нашем обществе. С точки зрения различий в социальной структуре, в доступе к законным возможностям, в доступе к незаконным возможностям, отчуждение или враждебность — это те критические ингредиенты, которые часто становятся причиной девиантности. Согласно этой позиции, девиантность имеет индивидуальные компоненты, являющиеся результатом воздействия различных социальных структур, и средовые аспекты. 3.Третье важное объяснение девиантности опирается на интеракционистскую точку зрения. Согласно носящей формальное название «теории навешивания ярлыков», девиантность порождается реакцией критически настроенных лиц на определенное деяние. Психологические расстройства, преступность и недостаточный уровень достижений официально и неформально маркируются как девиантные. С позиций «теории навешивания ярлыков» девиантность представляет собой взаимодействие между поступками индивидуума и реакциями на них общества. 4.Четвертая важная точка зрения выражается теорией научения. Согласно ей, все действия, девиантные или нормальные, приобретаются в соответствии с законами моделирования, подкрепления и наказания. Те люди, которые проявляют девиантные паттерны поведения, получали ранее за такие поступки соответствующее вознаграждение. С точки зрения теории научения, не существует врожденных различий между отклоняющимся и нормальным поведением. Преступное поведение, отклоняющееся от нормы поведение и недостаточная обучаемость приобретаются в процессе научения. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"