Шпаргалка по "Исследованию социально-экономических и политических процессов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:07, шпаргалка

Описание

1. Понятие и классификация социально-экономических процессов.
2. Понятие и особенности политических процессов.
3. Особенности и классификация политических процессов
...
42. Понятие управленческих решений и факторы качества и эффективности.
43. Методы коллективного принятия решений.

Работа состоит из  1 файл

ISIEPP.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам  обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

Правило 5. Избегайте  пространных и двусмысленных  заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что  в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

 

39. Организационное  обеспечение научно-исследовательской  деятельности. 

Организация научно-исследовательской  работы во ВЗФЭИ обеспечивается соответствующей инфраструктурой вуза. На общеинститутском уровне организация научной деятельности осуществляется проректором по научной работе и отделом организации научных работ (ООНР). На уровне факультетов организация работы осуществляется заместителями декана по НИР. На уровне кафедры - заместителем заведующего кафедрой по научной работе, на уровне филиала - заместителем директора филиала по научной работе.  
     Вопросы по организации НИР постоянно находятся в поле зрения Ученого совета ВЗФЭИ.  
     Функционально организация научно-исследовательской работы возложена на отдел организации научных работ (ООНР), который непосредственно подчинен проректору по научной работе. 
     ООНР создан в целях повышения эффективности научной и инновационной деятельности, обеспечения наиболее полного использования и развития научного потенциала и материально-технической базы ВЗФЭИ, организации выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, разработки наукоемких проектов в интересах развития экономики и обеспечения безопасности страны, а также для обеспечения управления и координации научных исследований, проводимых в структурных подразделениях института; участия в формировании аналитической, статистической и иной информации, связанной с научными исследованиями; обеспечения взаимодействия со структурными подразделениями Рособразования, научными фондами, другими организациями. 
     В своей деятельности и в соответствии с Положением об отделе организации научных работ ВЗФЭИ ООНР руководствуетсяследующими принципами:

  • сохранения и развития научных школ института;
  • поддержки и стимулирования научно-исследовательской работы в рамках фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки;
  • формирования и выполнения совместно с другими вузами и научными организациями научных программ по направлениям, обеспечивающим ускоренное социально-экономическое развитие страны;
  • содействия развитию международного научного сотрудничества.

 

40. Типология научно-исследовательских программ.

Процесс научных исследований осуществляется в форме научно-исследовательских программ, включающих в себя не только методологию анализа, инструменты и технологию сбора и обработки информации, но и организацию такой работы.

Программа складывается из методологических правил, одна часть которых представляет ответ на вопрос, каких путей исследования следует избегать, а другая — каким следовать. Первая группа правил получила наименование отрицательной эвристики, другая — положительной эвристики. У всех исследовательских программ есть определенное смысловое ядро, включающее в себя условно неопровержимые, специфические для данной программы допущения и аксиомы.

научно-исследовательскую программу образует некоторая последовательность теорий, где каждая последующая теория получена из предыдущей путем добавления к ней вспомогательных условий, призванных устранить образуемую в развитии науки аномалию. Такая последовательность теорий способствует «прогрессивному сдвигу проблем» (термин И. Лакатоса), позволяющему выявлять новые факты, подтверждающие истинность данной научно-исследовательской программы. Заключение о научности или ненаучности отдельных теорий

Категорию «научно-исследовательская программа» следует рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле научно-исследовательская программа сродни понятию научной парадигмы, определяющей характер и методологию научных исследований на долгосрочную перспективу.

В узком смысле содержание научно-исследовательской программы складывается из отдельных проектов, в том числе и междисциплинарного характера, направленных на решение крупной научной проблемы.

Научно-исследовательские программы имеют несколько оснований выделения разновидностей. Так, выделяют одно- и многофункциональные программы, критерием различения которых выступает число видов деятельности, которое определяет доказательная база программы.

Положенный в основу классификации содержательный критерий цели позволяет разделять программы на программы поддержки, развития, реформирования и инновационные программы. Выделенные выше разновидности программ отличаются друг от друга местом, которое они занимают в процессе достижения целей различных уровней.

 

41. Управленческие решения и их эффективность в социально-экономических и политических процессах.

Важнейшей составляющей оптимального развития социально-экономических и социально-политических структур является высокая эффективность управленческой деятельности [3].

Эффект:

1. Результат,  следствие каких-либо причин, действий;

2. Впечатление,  производимое на кого-либо;

3. Средство, приём  для создания определённого впечатления,  иллюзии чего-либо;

4. Физическое  явление. Эффективность в широком  понимании означает меру достижения  поставленной цели.

Между понятиями  «эффект» и «эффективность» имеется  существенная разница. Эффектом может обладать любое взаимодействие субъекта и объекта управления, независимо от характеристик самого взаимодействия, в том числе и от оптимальности собственно управленческой деятельности. Эффективность характеризует не любое их взаимодействие, а лишь управляемое, не всякий процесс, а лишь целенаправленный. Данный аспект содержания понятия эффективности управления принципиально важен, так как только он позволяет рассматривать её как отношение эффекта и поставленных целей. Именно этот вид эффективности носит название целевого [13].

В общем виде управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы, на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Управленческие решения от всех других решений отличаются целями; последствиями; разделением труда; профессионализмом.

Управленческое  решение - это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации [14].

Осуществляемые  субъектом управления управленческие операции направлены на принятие решений. После того как решение принято, все последующие этапы управленческого цикла подчиняются реализации решения, способного избавить от проблемы.

Проблема - это  конкретно сформулированная проблемная ситуация. Решение - определение варианта преодоления проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой представление субъекта управления о желаемом состоянии управляемой им системы не соответствует прогнозируемому и наблюдаемому, и требуется принятие решения по ликвидации данного несоответствия. Предполагается, что правильное решение позволяет снять проблему, то есть перевести систему в новое состояние, при котором нет проблемной ситуации и которое соответствует целевым показателям.

Содержание решения  может быть экономическим, организационным, социальным, правовым, технологическим.

Экономическая сущность управленческого решения  проявляется в том, что на разработку и реализацию любого из них требуются  финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое решение  имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения должна принести организации прямой или косвенный доход [18].

Организационное содержание решения позволяет создать  в организации четко определенную и закрепленную систему прав, обязанностей, полномочий и ответственности работников и отдельных служб по выполнению отдельных операций, работ, этапов разработки и реализации решений.

Существуют три  подхода к принятию решений:

– интуитивный;

– основанный на суждениях;

– рациональный.

 

42. Понятие  управленческих решений и факторы  качества и эффективности.

Управленческие  решения – это результат конкретной управленческой деятельности. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений  – это творческий процесс в  деятельности руководителя любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе полученной информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
  • выбор и формулирование оптимального решения;
  • принятие решений;
  • конкретизация решения для его исполнителей.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на процесс принятия решения [4, 58].

- Личностные оценки  и самооценка руководителя.

- Среда, в которой  данное решение принимается (ситуация определенности, ситуация неопределенности, риск).

- Время принятия решения. 

- Информационные ограничения. 

- Поведенческие ограничения. 

- Возможные негативные  последствия (риски).

- Взаимозависимость решений. 

- Социальные, нравственно-этические факторы и др.

Типы контроля

1. Предварительный —  до начала выполнения подчиненным  работы.

Проверка качества правил внутреннего трудового распорядка, инструкций, трудовых договоров и  других нормативных документов. Некачественная работа подчиненного может быть, к примеру, следствием отсутствия или плохой проработки нормативных документов.

2. Текущий — в ходе  выполнения подчиненным работы.

Ведение дневника наблюдений за работником, заведение на каждого  работающего информационной карточки с записями нарушений трудовой дисциплины и проявлений активности.

3. Заключительный —  после завершения работ. 

 

 

43. Методы коллективного принятия решений.

1. Экспериментирование, как метод разработки УР (количественный метод). Социально-экономический эксперимент – это метод исследования, в процессе которого создаются или изыскиваются условия необходимые или достаточные для проявления и измерения интересующей связи явления. Он необходим для достижения социального или экономического эффекта и проверки научной гипотезы. Гипотеза представляет собой сформулированное предположение о получении каких-либо результатов. Специфика эксперимента заключается в том, что при его проведении очень трудно создать схожие условия и повторить результат. 
Выделяют следующие виды экспериментов: 
- искусственный эксперимент предполагает вмешательство в естественное развитие объекта исследования; 
- естественный эксперимент предполагает отстраненную позицию субъекта экспериментирования. 
2. Морфологический анализ (количественный метод). Главная цель метода заключается в том, чтобы найти все возможные варианты поставленной проблемы путем последовательного подбора структурных элементов системы или признаков. Благодаря использованию морфологического метода, обеспечивается подготовка оптимального решения проблемной ситуации. Обеспечить эффективный выбор позволяет одно их следующих обстоятельств: 
- выбор критерия, исключающего все варианты решения, кроме одного; 
- последовательное применение нескольких критериев, постепенно исключающих другие варианты; 
- разложение проблемы на подпроблемы и последовательное применение нескольких критериев для выбора одного варианта решения каждой из подпроблем, в совокупности составляющих искомое решение. 
Применение морфологического метода возможно в широком диапазоне, начиная от анализа узких технических проблем и кончая областью межличностных отношений, где проблема выбора стоит наиболее остро. Это и делает использование морфологического метода весьма актуальным для анализа современных проблем. 
3. Моделирование в разработке управленческих решений (количественный метод). Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы. Т.о. модель – это объект, который в процессе исследования (принятия решения) замещает объект оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте оригинале. 
Типы моделей: 
- физическая, 
- аналоговая (организационная схема, график), 
- математическая (использование символов для описания действия или объектов). 
Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: 
- постановка задачи; 
- построение модели; 
- проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления; 
- применение модели; 
- обновление модели в процессе исследования или реализации. 
Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести: 
- недостоверные исходные допущения, 
- информационные ограничения, 
- непонимание модели самими пользователями, 
- чрезмерная стоимость создания модели и т.п.


Информация о работе Шпаргалка по "Исследованию социально-экономических и политических процессов"