Шпаргалка по "Исследованию социально-экономических и политических процессов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:07, шпаргалка

Описание

1. Понятие и классификация социально-экономических процессов.
2. Понятие и особенности политических процессов.
3. Особенности и классификация политических процессов
...
42. Понятие управленческих решений и факторы качества и эффективности.
43. Методы коллективного принятия решений.

Работа состоит из  1 файл

ISIEPP.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

• рост платежеспособного  спроса населения на потребительские  товары и услуги путем поэтапного повышения уровня реальных доходов (трудовых и социальных) и соответствующего расширения потребительской корзины, что будет стимулировать развитие отечественного производства этих товаров и услуг; повышение их качества, стабилизацию и последующее снижение цен на них;

• рост платежеспособного  спроса товаропроизводителей на необходимые  средства производства, промежуточные  товары и услуги на основе стимулирования развития межотраслевых производств путем создания специализированных фирм со смешанным капиталом, интеграции крупного и малого предпринимательства в сфере производства, применения эффективных форм субконтрактных отношений;

• оптимальное  использование имеющихся производственных мощностей предприятий и фирм при их приватизации, конверсии, банкротстве  и других формах реорганизации для  сохранения и роста предложения  товаров и услуг и связанных  с этим изменением числа рабочих  мест;

• сбалансированность спроса и предложения на муниципальном  и региональном уровнях с учетом ориентации на экспорт и импорт товаров, самообеспечения производства и  потребления путем соответствующей  оптимизации.

Особенности управляемых  социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления в отличие от управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом отраслевой специализации.

 

6 Политические процессы бывают, как показывает практика, управляемыми, на них можно влиять, их можно корректировать в нужном направлении. Вместе с тем есть политические процессы, которые на определенном этапе становятся неуправляемыми. Все усилия остановить или изменить их не дают никаких результатов. Специфика управляемых политических процессов состоит в том, что они подконтрольны субъектам политики и направляются ими. Однако управляемые политические процессы несомненно в современном обществе преобладают. Посредством этих процессов многим странам удается сохранить состояние динамической стабильности, то есть плодотворно развиваться, обеспечивая рост благосостояния народа, международную безопасность и конституционный порядок. Одной из сложностей при изучении и использовании методологических подходов является то, что в научной и учебной литера­туре можно встретить различные системы понятий, определяющих методологию и раскрывающих ее содержание. Представленная ниже система определений построена исходя из прагматических соображений, она предоставляет минимальные средства, достаточные для того, чтобы охарактеризовать в учебных целях специфику методов, используемых при исследовании СЭПП.

Под методологией исследования будем понимать взаимосвязанную совокупность используемых в конкретном исследовании методологических подходов, раскрывающих их принципов, форм и методов исследования, а также основных теоретических поло­жений, в которых на основе этих принципов устанавливаются основные категории и фиксируются определенного вида свой­ства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.

 

 

7. Государство как субъект управления общественными процессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая и всеобъемлющая в мире организация, которой присуще такое качество, как всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация. Он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями, выступает в качестве необходимого механизма обеспечения реализации общественных функций государства внутри страны и на международной арене.

Государство является основным институтом политической системы общества, оно - главный стержень и олицетворение политической власти. Поэтому история человечества пронизана поиском наилучшей формы организации государственной власти и управления.

Понятие “государство”  многогранно и может употребляться  в нескольких значениях: как географическое понятие — “страна”; в значении “общество”; иногда государство отождествляется с понятием “цивилизация”.

Однако до сих  пор существует терминологическая  неопределенность в отношении содержательной характеристики понятия “государство”. Раскрытие его зависит от исследовательского подхода, поэтому нельзя дать одно исчерпывающее определение данного многогранного понятия.

В целом при  определении сущности государства  на современном этапе можно выделить пять основных подходов: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический, кибернетический.

Теологический подход, исходивший из богоустановленности  государства, широко использовался  в средние века, в современной  трактовке часто используется приверженцами  мусульманского фундаментализма.

При классическом (арифметическом) подходе обычно выделяются признаки государства, основные - территория, население, публичная власть, и вторичные - налоги, законы, суверенитет.

Юридический подход рассматривает государство как  юридическую персонализацию нации (под нацией понимается население страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.

Социологический подход, достаточно распространен в  наше время, используется очень давно (Руссо, Гоббс и др.). Государство рассматривается как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитра, идеи классового государства, социального государства, технократического государства и т.п.

Кибернетическая школа государствоведения, возникшая в 60-е гг. XXв., рассматривает государство как основной институт политической системы общества; особую уникальную систему в обществе, связанную потоками информации, рецепторами (приемниками) этой информации с внешней средой (обществом, международной системой). Поступающие на “вход” системы импульсы внешней среды (требования и поддержка) циркулируют в государственной системе, и в результате их переработки на “выходе” системы государственными органами принимаются решения. Эти решения в виде законов, указов, постановлений правительства вновь порождают информацию, которая вводится в систему (государство), и процесс продолжается.

Остановимся на традиционном и наиболее распространенном определении: государство - универсальная  общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.

Государство —  это сложная, многофункциональная, внутренне дифференцированная целостность. Поэтому большим разнообразием отличаются не только трактовки понятия “государства”, но и подходы к проблеме его происхождения.

Обычно выделяют следующие концепции происхождения  государства:

- теологическая (божественное  происхождение государства);

- патерналистская (государство  как результат объединения семей);

- общественного договора (государство - результат договора  между правящей элитой и обществом); - классовая (марксистская - государство есть результат разделения общества на классы, правление экономически господствующего класса).

Более конкретно сущность государства как многогранного  социального образования можно  выразить с помощью выделения  его признаков. Обычно выделяются следующие  признаки государства:

- территория - это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Это физическая основа власти и юридической компетенции государственных органов.

- население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Следует различать понятия “население” и “народ”. Народ - это социальная общность, члены которой обладают чувством общей культурной и исторической идентичности благодаря общим чертам культуры и исторического сознания. Население может состоять из одного народа или из многих “больших” (многочисленных) и малых (малочисленных) народов;

• публичная власть - способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства. Важной чертой политической власти в государстве является ее институциализированныйхарактер, так как она осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру. Отличительными чертами государственной власти являются также ее всеобщность, универсальность, общеобязательность, легитимность.

 

 

8.Общественные  процессы как объекты государственного  управления

В научных публикациях  зафиксировано несколько представлений  об управляемых объектах государственного управления.

В соответствии с одним  из них государство призвано управлять  чуть ли не всеми общественными процессами, проникать во все и вся, определять сознание, поведение и деятельность людей. Такой "тотальный" подход соответствует  тоталитаризму. Другое представление (неолибералов) вообще оставляет государство без управляемых объектов, разве что позволяют ему бороться с преступностью.

Часто наряду с человеком  объектами государственного управления признавали территорию, природу и  ее ресурсы, средства и орудия труда, технику и другие вещественные элементы. Утверждается также, что объект и субъект управления - вообще понятия относительные и каждый субъект управления есть одновременно и объект управления, и наоборот (все диктуется местом в иерархической структуре управления).

Подобная путаница негативно  отражается как на теории, так и  на практике государственного управления.

Между субъектами и объектами  управления существует принципиальная разница. Различение здесь происходит по крайней мере по трем основаниям: характеру и видам общественных отношений, характеру и видам деятельности, социальным ролям.

Отношения, возникающие в  субъекте государственного управления и формирующие виды деятельности и социальные роли, имеют своим  смыслом и назначением разработку и практическое осуществление управляющих воздействий. Это отношения, через которые, в процессе которых и благодаря которым социальная энергия управляющих компонентов переходят в сознание, энергию, волю управляемых компонентов, вызывают их движение в общественно желаемом направлении или повышают активность внутреннего "самодвижения". Материальным (видимым, осязаемым) выражением и "опредмечиванием" управленческих отношений, управленческой деятельности, управленческих социальных ролей всегда являются управленческие решения и действия. И суть дела не меняется от того, что субъект государственного управления образует собой сложную иерархическую систему, в которой одни государственные органы и должностные лица (вышестоящие) управляют другими (нижестоящими). Бесспорно, есть "внутреннее" управление в субъекте государственного управления, но оно сводится к совершенствованию управленческих отношений внутри иерархии, улучшению форм и методов управленческой деятельности, к рационализации и повышению эффективности управляющих воздействий.

В качестве управляемых со стороны государства объектов выступают  те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно  связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей. На "выходе" управляемых объектов возникают потребительские ценности, способные удовлетворять разнообразные частные и общественные потребности, поддерживать и укреплять существование человека и всей системы его связей с обществом и природой.

Важно отметить, что в общественных отношениях, различных видах деятельности и многообразных социальных ролях  государство управляет не всем, а  только теми их проявлениями, сторонами, взаимосвязями, которые имеют значение для всего общества, относятся к реализации всеобщих потребностей, интересов и целей. Часто государство ограничивается взаимодействием лишь с управляющими структурами (управляющими параметрами) экономических, социальных и духовных объектов, упорядочивая их внешние связи, обеспечивая соблюдение общих для них правил (норм) поведения. За пределами этого воспроизводственная активность людей свободна и управляется другими видами управления либо вообще самоуправляется. Выделение и теоретическое осмысление управляемых объектов создает концептуальные предпосылки для понимания и оценки многих проблем государственного управления.

Управляемые объекты пользуются приоритетом перед субъектом  государственного управления (его конкретными  органами), ибо воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и главным для жизнедеятельности людей. Можно какие угодно реформы или революционные преобразования вести в пределах субъекта государственного управления (от либеральных до авторитарных), но если нет динамики в развитии управляемых объектов, если не растет благосостояние общества, то для основной массы людей все эти реформы преобразования не имеют никакого значения.

В управляемой общественной системе в компонентно-структурном  отношении четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов:

человек в проявлениях  его сознания, поведения, трудовой и  общественной деятельности; коллективы и объединения людей, выступающие  первичной формой общения и совместной деятельности; общество в целом, его  социальные образования, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.

Различные уровни управляемой  системы находятся во взаимосвязи, в постоянном взаимодействии, в зависимости  друг от друга. Структура управляемой  системы в данном "срезе" позволяет определять диапазон управляющих воздействий государственных органов. Очевидно, что управляющие воздействия, направленные на обеспечение функционирования и развития общества в целом, крупных общностей, на совершенствование системы или видов общественных отношений, отличаются по масштабу, охватываемому кругу регулируемых явлений от управляющих воздействий на коллективы (объединения), не говоря уже об управляющих воздействиях на отдельных граждан (личности). Возникают основания для дифференциации и конкретизации деятельности государственных органов в сфере управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Исследованию социально-экономических и политических процессов"