Школы выжывания или вопрос этничности в системе российского среднего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:07, доклад

Описание

В более раннее время вопроса касаемо национальных конфликтов в российских школа на стояло, так как ранее была сильна идеалистическая пропаганда интернационализма нашего общества. С развалом СССР все больше конфликтных, непростых ситуаций возникает между представителями тех или иных национальностей. Эта проблема затрагивает культурную, экономическую и другие сферы жизни как уже взрослых людей, так и еще несформировавшихся личностей.

Работа состоит из  1 файл

Томилина. Эссе (исправленное).doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

   ___________________________________________________________________ 

   ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

   КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

   Эссе 

   по  дисциплине

   «Этносоциология»

   На  тему

   «Школы  выживания. Среднее образование  в полиэтничном мегаполисе.» 
 
 
 
 

   Выполнила студентка

   5 курса 1 группы

   специальности «Социология»

   очно - заочной формы обучения

   Томилина  Юлия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.

 

Мною была выбрана  тема Образования в полиэтничном мегаполисе.

Рассмотрим ее на примере Москвы, так как статус Москвы как полиэтничного мегаполиса не вызывает никаких сомнений. Исторически сложившийся центр экономической и культурной жизни всегда привлекал в Москву большое количество жителей нашей огромной многонациональной страны. 

В более раннее время вопроса касаемо национальных конфликтов в российских школа на стояло, так как ранее была сильна идеалистическая пропаганда интернационализма нашего общества. С развалом СССР все больше конфликтных, непростых ситуаций возникает между представителями тех или иных национальностей. Эта проблема затрагивает культурную, экономическую и другие сферы жизни как уже взрослых людей, так и еще несформировавшихся личностей. 

Без сомнения, школа (и в принципе институт общего образования) является тем единственным пристанищем, благодаря которому сейчас возможно воспитать как коренных москвичей, так и приехавшим сюда ребят в общем культуре полиэтнического общества, научить действовать «в русле» принятых  в доминирующей, нашей с Вами культуре норм, правил, типов поведения и т.д. 

Этнический, межнациональных  характер проблем, которые сейчас стоят перед средними образовательными учреждениями необходимо раскрывать как минимум с 2-х сторон. 

Первой и важнейшей  является взаимодействие между представителями  разных культур и этносов в  процессе обучения. Их оценки действительности, ожидания, уровень сплоченности. 

Второй, уже полностью  в рамках социального института  образования, как именно построить  эффективную программу обучения, как лучше формировать классы, как помочь представителям других культур  как можно быстрее влиться  в нашу, ассимилироваться в новой ситуации.

 

Сначала рассмотрим первый аспект, упомянутый выше.

Немного статистики: опрос, проведенный экспертами РГСУ в московских школах, показал, что подавляющее большинство респондентов отметили, что межнациональные отношения не вызывают значительных конфликтов среди школьников.

Более 70% опрошенных учителей ответили, что отношения  между детьми разных национальностей  выстраиваются нормально, более 60% учителей отметили, что среди учащихся различных национальностей не возникают конфликты. Только 4,5% респондентов согласились с тем, что национальная принадлежность сильно сказывается на отношениях в школе и ученики группируются по национальному признаку.

Несмотря на то, что лишь небольшая часть опрошенных признала межнациональную напряженность в школе серьезной проблемой, эксперты считают, что проблема гораздо мощнее и глубже. 

Также привем данные другого опроса.

Опрос населения  в 100 населенных пунктах 44 областей, краев  и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 ноября 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 
 

Судя по данным опроса, в российских школах "национального  вопроса" не существует. Большинство  родителей (дедушек, бабушек, других близких  родственников школьников) отметили разнонациональный состав класса, в котором учится их ребенок. Всего об этом заявили 24% от общего числа опрошенных, а еще 15% не знают национального состава класса. Лишь 8% респондентов сказали, что все дети в классе принадлежат к той же национальности, что и их ребенок. Однако мало кто воспринимает неоднородный состав класса негативно: только 1% видят в этом больше плохого, чем хорошего, в то время как 10% подчеркнули положительные стороны того, что вместе с их ребенком учатся дети других национальностей. Впрочем, 11% вообще не замечают никаких особенностей, связанных с национальной неоднородностью класса1. 

На открытый вопрос: "Что плохого Вы видите в том, что в классе, где учится Ваш ребенок, есть дети разных национальностей?" было получено три типа ответов (статистическая представительность каждого – 1%). Респонденты говорили, во-первых, о конфликтах и разногласиях на национальной почве ("бывают разногласия"; "вражда"; "могут быть драки"; "постоянная ругань"; "иногда непонимание – и ребенок другой национальности остается один"). Во-вторых, они отмечали агрессивность некоторых детей ("дети других национальностей стесняют русских детей"; "народы Кавказа более агрессивны, чем славяне"; "дети злые, агрессивные, особенно мусульмане"). В-третьих, упоминали о сложностях преодоления языкового барьера, дидактических и психологических проблемах, возникающих в связи с этим ("тяжело им общаться – из-за нерусских медленнее идет обучение"; "нет знания языка других национальностей у русских"; "с учительницей только проблемы, а так все нормально"). 

Открытый вопрос с просьбой назвать положительные  стороны того, что в классе их ребенка есть дети разных национальностей, вызвал у респондентов бoльший отклик. Так, 5% опрошенных с удовлетворением  отмечали, что дети учатся дружить  независимо от национальности ("дети общаются и не обращают внимания, кто какой национальности"; "на национальность не смотрят – это дети"); 2% просто говорили, что "это – нормально", "хорошо", "пусть все вместе учатся". 

Другие приводили  конкретные аргументы, обосновывая свое положительное отношение к тому, что ребенок учится в полиэтничном классе. Так, 3% отмечали, что это расширяет его культурный кругозор ("общается, изучает культуру, другой язык"; "возможность межнационального общения, понимание ценностей различных культур"; "будет знать кабардинский язык"). Столь же часто звучала мысль, что совместное обучение "воспитывает интернационализм" и уменьшает вероятность межнациональных конфликтов в будущем ("не будет националистов"; "дружба между народами рождается в малолетстве"). "Ведь страна у нас многонациональная", – подчеркивали некоторые респонденты (1%). 

Даже те респонденты, ребенок которых относится к "национальному  меньшинству" в своем классе, чрезвычайно  редко отмечали наличие у него проблем на национальной почве (менее 1% ответов). Перечень проблем, названных респондентами, исчерпывается четырьмя высказываниями, приведем их полностью: "обзываются"; "возникали раньше: мальчишки били"; "отличие от русских во всем"; "его не любит классный руководитель, кричит на него на уроке; с детьми у него контакты хорошие".  

Лишь очень  немногие родители школьников говорили, что учителя неодинаково относятся  к детям разных национальностей (1%). Конкретных примеров (ответов на открытый вопрос: "Скажите, пожалуйста, как именно проявляется особенное отношение учителей в зависимости от национальности ребенка?") прозвучало очень мало. Кто-то говорил о внимательном, бережном отношении к детям не титульных национальностей ("большое внимание уделяют тем ученикам, которые плохо знают русский язык"; "к другим национальностям лучше относятся"), другие, наоборот, отмечали более жесткий подход к таким детям ("к таджикам некоторые учителя относятся строже, потому что они больше нарушают дисциплину, хуже слушают учителей"). 

По словам 19% респондентов, в их классе отношение учителей к детям не зависит от национальности последних; 4% затруднились ответить на вопрос.  

Очень немногие (1%) считают, что в классе, где учится их ребенок, дети разных национальностей  ссорятся между собой чаще, чем дети одной национальности. Несколько выше доля тех, кто утверждает, что ссоры между детьми разных национальностей происходят, наоборот, реже (2%), а 14% полагают, что детские ссоры с национальностью никак не связаны. Затруднились ответить на этот вопрос 7%. 

Стоит заметить, что у детей, которые учатся в  многонациональных классах, часто  есть друзья, подруги или приятели другой национальности – об этом сказали 16% респондентов; 5% утверждают, что близких  отношений с детьми другой национальности у их ребенка нет, 3% затруднились ответить.  

Всем респондентам, независимо от наличия в их семье  детей школьного возраста, был  задан вопрос: "Как Вы считаете, тот факт, что в России живут  люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?" Около половины наших сограждан (45%) видят в факте многонационального состава страны больше хорошего; чуть больше четверти опрошенных (28%) находят в этом больше плохого; такая же доля респондентов затруднились высказать определенное мнение на этот счет.  

Ответы респондентов, имеющих в своих семьях детей-школьников, еще больше смещены в сторону позитивного восприятия полиэтничности страны: каждый второй представитель этой группы (50%) полагает, что многонациональный состав России приносит больше пользы, чем вреда; противоположного мнения придерживаются 23%, затруднились ответить на вопрос 28%. [1] 

Эта статистика показывает нам общий уровень  и отношение к «разношерстности»  российских школ. Но это скорее «официальная»  сторона вопроса.

Все больше и  больше мы можем наблюдать критикующих статей, видео с неподобающим повелением представителей лдругих национальностей в наших школах. Все чаще звучат возле школ такие лозунги как «Россия для русских!», «Долой чурок!». 

«За первое полугодие 2009 года в ОВД г. Москвы доставлено более 70 обучающихся, являющихся членами неформальных молодежных организаций. Тревогу вызывает продуманность, жестокий умысел и организация таких преступлений. Так,  из 11 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии на почве национальной неприязни в 2009 году было 4 убийства.

Группировки экстремистки настроенной молодежи имеются во всех крупных городах и становятся все более многочисленными, организованными  и политизированными.

Экстремистские  и ксенофобские настроения среди  несовершеннолетних характеризуются полярностью – от «мягких» форм ксенофобии до жестких агрессивно-расистских. Более того, подобные взгляды в последнее время становятся не только формой протеста, характерного для данного подросткового и юношеского возраста, но и в определенной степени специфической чертой молодежной субкультуры.» [2] 

Данная проблема все больше обостряется, и мы видим это на примере событий, произошедших на Манежной площади в прошлом году. 

_____________________________________________________________________________

*Маленькое лирическое  отступление: пока писала работу, пришло сообщение от друга,  на данный момент учащегося  в 10 классе школы. Попросила  не отвлекать, так как пишу  работу по национальному вопросу  в московских школах. Присланное  им сообщение цитирую «валить надо в сортирах хачиков этих, вырезать всех детей» Это также показывает нам реально существующую проблему в наших школах. 

Исходя из статистики, мы можем говорить о том, что национальная напряженность сейчас присутствует в системе российского образования. Все больше и больше русских учеников начинают приветствовать те или иные формы этноцентричности. Это сопутствует росту преступности по национальному характеру среди молодых людей.

 

     Каким же образом мы можем решить эту  проблему, которая стала очень острой в данный момент времени? На мой взгляд решение кроется в системе российского образования. Конечно же, первичной функцией школы является образование. Но о каком эффективном образовании может идти речь, если многие ученики на данный момент еще плохо говорят по-русски, если они пока не знакомы с правилами поведения, нашими нормами и традициями? Соответственно, сейчас лучшим решением было выдвинуть на первый план воспитание (по крайней мере в начальных классах). Дети – наиболее чувствительная к каким бы то ни было отличиям социальная группа. При этом, стоит учитывать тот факт, что введение в Москве  дисциплины "русский как иностранный язык", объявленное в начале осени мэром Москвы Сергеем Собяниным, очень ярко проиллюстрировало, насколько велико число учеников, которые даже не умеют говорить по-русски. 

Информация о работе Школы выжывания или вопрос этничности в системе российского среднего образования