Эволюция института семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:42, реферат

Описание

Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллюзию
того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изыскания
является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии.

Содержание

1) Введение
2) Эволюция семьи от института к группе
3) Сущность, структура, функции семьи
4) Брак и семья сегодня
5) Развод как социальное явление
6) Пути возрождения и укрепления семьи
7) Заключение
8) Литература

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

создании им определенных льгот. Но, смотря  на  это  иначе,  в  частности  с

позиций  тенденции  увеличения  рождения  в  многодетных  семьях   детей   с

патологиями,  перенаселения  из-за   ограниченности   ресурсов,   увеличения

неработающего населения  и  других  факторов,  можно  предположить,  что  на

данном  этапе  увеличение  деторождаемости  и  многодетных  семей  не   есть

позитивная  сторона.

Сейчас средняя  семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель

существенно различается  в зависимости от региона  бывшего  СССР.  Наибольший

показатель  имеет население Таджикистана и  Азербайджана (средняя  численность

детей составляет 5—6 человек), а наименьший  показатель  —  население  стран

Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный  вес  занимает  семья  с

одним ребенком. Наличие единственного  ребенка  характерно  для  большинства

городских семей.

И хотя в 80-х  гг. количество таких  семей  уменьшилось,  даже  простое

воспроизводство находится под угрозой.  Пока  этот  процесс  не  остановлен,

сохраняется  вполне  реальная  возможность  депопуляции  населения  в   ряде

регионов страны.

На репродуктивную функцию  семьи  негативно  влияют  разводы,  поэтому

общество не может безучастно относиться к этому явлению.  Огромное  значение

придается здоровью супругов, их способности к  воспроизводству  самих  себя.

Как свидетельствует  статистика, до 15%  семей  страдают  бесплодием,  причем

40% из них  по причине бесплодия  мужа.  В  то  же  время  увеличение  двух-,

трехдетных  семей сдерживается не только личными  устремлениями  супругов,  но

и  экономическими  условиями  и  правовыми  положениями.  Именно   последние

факторы и  явились  причиной  того,  что  в  1997  г.  смертность  превысила

рождаемость в  России.

Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает  информацию

о  семье,  об  этой  сложной  стороне  отношений,  или  получает  ее   очень

недостаточно, что отрицательно сказывается и  на дееспособности семьи,  и  на

стабильности  браков.  К  сожалению,  подготовка  к  браку  сводится  лишь  к

теоретическим изложениям некоторых догм семейной  жизни.  Однако  этот  курс

требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры  межличностных

отношений,  которую   обязана   закладывать   семья.   Такая   эмоциональная

подготовленность  —  основа  умения  любить,  бережно,  внимательно,   чутко

относиться  к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать  свое

поведение.

Оптимизировать  процесс самоопределения молодежи в сфере  личной  жизни

одна семья, конечно же, не в состоянии. Это  задача, которую призвана  решать

вся система  воспитания,  включая  и  искусство,  и  массовую  информацию,  и

общественное  мнение, и общественные организации.

Что  касается  хозяйственно-потребительской  функции  семьи,  то   она

охватывает  такие  стороны  семейных  отношений,   как   ведение   домашнего

хозяйства, единого  бюджета. Среди  различных  аспектов  этой  функции  можно

особо выделить проблему «семейной власти» и  социализации  ребенка  при  его

подготовке  к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к  установлению равноправия в семье  позитивна по своей  сути.

В то же время  перекос в сторону феминизации  семейного управления в  связи  с

возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в

воспитании  детей ведет к нарушению психологического комфорта.

Семья  как  первичная   ячейка   является   воспитательной   колыбелью

человечества. В семье главным образом воспитываются  дети.  В  семье  ребенок

получает первые трудовые навыки. У него развивается  умение ценить и  уважать

труд людей, там он приобретает опыт заботы о  родителях,  родных  и  близких,

учится разумному  потреблению различных материальных благ,  накапливает  опыт

общения с деньгами.

Лучший пример - это  пример  родителей.  В  большинстве  случаев  дети

являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная  функция  на  этом

не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Если говорить о ребенке,  то  в  семье  он  получает  первые  трудовые

навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому,  приобретает

опыт заботы о родителях, братьях и  сестрах,  а  главное,  учится  разумному

потреблению материальных и духовных благ.

Эффективность  семейного  воспитания  зависит,  с  одной  стороны,  от

социально-экономического  потенциала  семьи,  с  другой  —  от  нравственно-

психологического  климата7.

Семья оказывает  влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна

ее роль в  самом начале жизненного пути,  когда  закладываются  нравственные,

психологические,  эмоциональные  основы   личности.   Как   никакая   другая

социальная  группа,  семья  обладает  огромным  диапазоном   воспитательного

воздействия. Это  особенно доверительная нравственно-эмоциональная  атмосфера

между ее членами, наглядный пример родителей  в  выполнении  общественных  и

семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на  интересующие  их

темы, наконец, авторитет родителей в  решении  ряда  сложных  и  важных  для

ребенка и подростка проблем и т.д.

Семья легче  и эффективнее всего осуществляет индивидуальный  подход  к

человеку, вовремя  замечает просчеты в воспитательной  деятельности,  активно

стимулирует  проявляющиеся  (порой  очень  рано)  положительные  качества  и

борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что  на

первые  годы  жизни  ребенка  приходится  ряд  важных  «сенситивных   пиков»

развития  (эмоций,  познавательной  активности,  характера),   то   значение

семейного воспитания оказывается практически незаменимым  компонентом  среди

других социальных институтов. Вот почему,  упуская  возможности  воздействия

на ребенка  в дошкольные годы, семья часто  лишается их вообще.

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы  и  свои  пределы

возможностей  работы с  детьми.  Это  зависит  не  только  от  экономического

базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда  от

педагогических  способностей  того  или  иного  родителя  (они  могут   быть

направлены  и на воспитание ханжеских и корыстных  качеств).  Эти  возможности

определяются  всей  совокупностью  духовно-нравственных,   личностных  черт

каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической  атмосферой.

Подлинный авторитет  завоевывается не просто дидактическими назиданиями

(как это пытаются  делать в семье, а  особенно  в  школе),  а  своим   образом

жизни, поведением. Обычно такой авторитет  не  подвержен  никакой  инфляции.

Авторитет  же   силы,   зависимости,   страха   легко   переходит   в   свою

противоположность,  как  только  лишается  своих   подпорок.   Например,   у

подростка появляется физическая сила, и родители  уже  не  в  состоянии  его

наказать.  Или:  молодой  человек  начинает  сам,   любыми   путями,   порой

нечестными,  добывать  деньги,  и  родители  не  могут,  как  раньше  своими

подачками,  заставить  его  «уважать»  себя,  прислушиваться  к  их  мнению.

Проблема нравственного  внутрисемейного авторитета очень  важна  и  актуальна,

так как ее решение  выходит далеко за рамки семьи  и школы.

Настоящее воспитание в семье — большой труд: и  физический, когда  мать

ухаживает  за  малышом,  и  умственный,  когда  речь  идет  о  его  духовном

развитии.  К  сожалению,  это  требование  в  должной  мере  не   осознается

обществом   (воспитание   недостаточно    стимулируется    материально,    а

нравственная  и  социальная   ценность   труда   матери-воспитательницы   не

приравнена  ни в  общественном  мнении,  ни  в  трудовом  законодательстве  к

профессиональному труду), да  и  самой  семьей,  которая  часто  воспитывает

(иногда и  неплохо) лишь своим «бытием».

Восстановительная  функция  семьи  состоит  в  поддержании   здоровья,

жизненного  тонуса,  организации   досуга   и   отдыха,   семья   становится

оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на  заботливое

отношение родных и близких.  Для  этого  требуется  не  только  нравственно-

психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда  и  отдыха,  режима

питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит

средством восстановления физических и духовных  сил  человека.  Часто  досуг

происходит  у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ,  слушает  музыку  и  т.д.

это   является   пассивным   отдыхом.   Человек   нуждается    в    активном

отдыхе–путешествия, прогулки. Это  приносит  больше  здоровья  для  семьи  в

целом и каждого  её членов.

Под  структурой  семьи  понимается  совокупность  отношений  между  ее

членами, включая  помимо отношений родства и систему  духовных,  нравственных

отношений, в  том  числе  отношений  власти,  авторитета,  и  т.д.  Выделяют

авторитарную   структуру,   где   семьи   делятся    на    авторитарные    и

демократические. Аналог этому–деление на  патриархальные,  матриархальные  и

эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий  момент занимают  лидирующее

положение в  развитых странах.

Ролевое взаимодействие в  семье  есть  совокупность  норм  и образцов

поведения одних  членов семьи  по  отношению  к  другим.  Традиционные  роли,

когда женщина  вела  домашнее  хозяйство,   воспитывала  детей,  а  муж  был

хозяином,    собственником    имущества    и    обеспечивал    экономическую

самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день  подавляющее  число

женщин участвуют  в производственной деятельности, экономическом  обеспечении

семьи, принимают  равное участие в общественных  решениях.  С  одной  стороны

это способствовало развитию женщины как личности, равности  супругов,  но  с

другой–привело  к снижению уровня рождаемости и  увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические  или  статусные,

а эмоциональные стороны  межличностных отношений.

 

 

 

Брак  и семья сегодня

Современное состояние  семьи не внушает особого оптимизма.  Ее  проблемы

кажутся порой трудноразрешимыми. Еще несколько лет назад в  нашей  литературе

много писали о кризисе  буржуазной семьи. Наша советская  семья  определилась

как семья образцовая с бесконфликтным  настоящим  и  блистательным  будущим.

Сейчас в нашей печати иначе как о  кризисе  семьи  не  говорят.  Встречаются

даже утверждения  о  катастрофе  семейной  жизни,  которую  переживает  наше

общество.

В чем проявляются кризисные  явления  в семье?  Прежде  всего,  в ее

нестабильности. В крупных  городах распадается свыше 50% браков (в  некоторых

местах  уровень  разводов  достигает  70%).  Причем  у   более   чем   трети

распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до  4

лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит  к  росту  неполных

семей,  снижает   родительский   авторитет,   отражается   на   возможностях

формирования  новых семей, на здоровье взрослых и  детей.

К  нестабильности  семьи  следует  добавить  ее  дезорганизацию,  т.е.

увеличение  числа так называемых конфликтных  семей, где муж и жена живут как

«кошка с  собакой»,  а  воспитание  детей  в  обстановке  ссор  и  скандалов

оставляет желать лучшего. Это самым плачевным  образом  сказывается  как  на

взрослых, так  и на детях. Именно в недрах такой  семьи  скрываются  источники

алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений.  В  результате  страдают

взрослые,  страдают  дети,  страдает  общество.  По   данным   еженедельника

«Семья», 1 млн. 100 тыс. детей остаются без семьи, 1 млн. 185 тыс.  страдают

психическими  заболеваниями, 900 тыс. подростков  ежегодно  задерживается за

правонарушения  и бродяжничество, 1904 ребенка  в  1997  г.  покончили  жизнь

самоубийством.

Кто  виноват  в  этом?  Конечно,   взрослые,   обрекающие   детей   на

одиночество, страдания  и даже смерть.  Но  в  чем  причины  такой  ситуации?

Только ли злая воля негодяев  и  безответственных  людей?  Конечно,  человек

отвечает за свое поведение. Но часто он  не  ведает,  что  творит,  либо  не

умеет найти  правильный путь. Нужно искать более  глубокие  причины.  Главные

из них —  серьезные сдвиги в жизни общества. Что происходит?

 

Развод  как социальное явление.

Общество и  государство оказывают влияние  на  брак  различными  путями:

экономическими, политическими,  идеологическими.  Наиболее  непосредственным

проводником этого влияния являются правовые и моральные средства.  Для  того

чтобы общественное влияние на брак было эффективным, необходимо  достоверное

знание действительного  положения  дел:  общих  тенденций  развития  семейно-

брачных  отношений;  причин,  конфликтных  ситуаций,  возникающих  в  браке;

ценностных  ориентации  лиц,  состоящих  в  браке  или  собирающихся  в  него

вступить; влияния  одних факторов брачной жизни  на другие и т. п.  Только  на

Информация о работе Эволюция института семьи