Этнометодология Гарольда Гарфинкеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы:
1) Описание теоретических и методологических основ этнометодологии;
2) Рассмотрение творчества Гарольда Гарфинкеля.
Для достижения поставленных в курсовой работе целей решались следующие задачи:
1)Рассмотреть идейные истоки этнометодологии: экзистенциализм, феноменологическая социология, культурная и социальная антропология;
....

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Теоретические и методологические основы энтометодологии 5
1.1. Экзистенциализм 5
1.2. Феноменологическая социология 9
1.3. Культурная и социальная антропология 13
Раздел 2. Гарольд Гарфинкель и его этнометодология 20
2.1. Гарольд Гарфинкель как основатель этнометодологии 20
2.2. Место этнометодологии в системе социологического знания 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа(заверш).doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

В настоящее время  социальная и культурная антропология — это область научного познания, предназначенная для изучения содержания совместной жизни людей. Её познавательную направленность можно определить следующим образом:

1)изучение созданных людьми объектов, или, как их принято называть, артефактов (вещей, идей, образов, технологий, нормативных образований, оценочных критериев); их порождений, складывающихся вокруг них отношений и взаимодействий;

2)построение теоретических моделей для организации, интерпретации, объяснения фактов, характеризующих активность людей в природном и искусственном окружениях, проявляющуюся в общих (культурно-антропологические универсалии) и специфичных (культурное многообразие) проявлениях и формах;

3)построение теоретических моделей макро- и микродинамики культурных процессов.

В соответствии с такого рода познавательными задачами основными  предметными областями социальной и культурной антропологии являются:

1)биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания, изменения создаваемых людьми объектов и технологий, помогающих им регулировать отношения с окружением;

2)способы поддержания и изменения искусственной жизненной среды в синхронном и диахронном планах;

3)процессы порождения и динамики знаковых систем;

4)способы формирования и поддержания внутри-культурной и межкультурной коммуникации; предпосылки, формы и технологии освоения трансляции культурного опыта;

5)функциональные и динамические механизмы регулирования межличностных и межгрупповых отношений;

6)условия воспроизведения во времени специфичных характеристик совместной жизни людей на уровне обществ и сообществ.21

В качестве исследовательских  объектов социальной и культурой антропологии к настоящему времени сложились следующие:

1)культурно-исторические регионы, поселения различных типов;

2)специализированные области культуры, исследование которых обусловило формирование таких субдисциплин, как экономическая, политическая, правовая антропология, антропология религии, антропологические направления в изучении искусства, массовой культуры, образования;

3)социокультурные слои (например, антропологический анализ элит в обществе, «культура бедности»), группы (субкультуры), организации (корпоративные нравы, обычаи, кодексы поведения, ценности, предрассудки, мифология);

4)индивиды (культурно-антропологический анализ образа жизни людей, его изменений на протяжении жизненного цикла; внешней обусловленности нарушений физического и психического здоровья, отклоняющегося поведения; индивидуальных побуждений к изменениям и способов их реализации).22

Таковы сегодня источники объяснительных принципов и моделей, которые могут быть использованы для интерпретации динамики и многообразия культурных феноменов различного масштаба и различной степени устойчивости во времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Гарольд Гарфинкель и его этнометодология

2.1. Гарольд Гарфинкель как основатель этнометодологии

 

Этнометодология - социологическая  парадигма, изучающая методы организации  практической повседневной деятельности, характерные для определенного  культурного социума. Её цель - ещё глубже понять социальные действия индивидов, чем это можно сделать с помощью теоретико-методологического инструментария, предложенного М. Вебером, А. Шюцем и представителями символического интеракционизма. Сам термин «этнометодология» в приблизительном переводе с греческого означает методы, которые используют люди, принадлежащими к определенной культуре для описания и осмысления своих собственных действий в повседневной жизни, а также способы, с помощью которых индивиды приходят к согласию в коммуникативных процессах.

С другой стороны, этнометодология  представляет собой  разновидность  понимающей социологии, которая сосредоточила  свое внимание не на философских вопросах бытия и познания (как это делала феноменологическая социология), а  на вполне конкретных данных этнографии и социальной антропологии, и также препарированных под своеобразным философским ракурсом.23

Этнометодология одновременно и теория, и практическое исследование процедур обыденного действия людей. Она  ставит задачу не только вычленить понятия, используемые в речи, но и выявить интерпретативные процедуры, в результате которых мы понимаем, кто таков говорящий, в чем состоит ситуация, каково положение дел, каковы наши намерения и намерения наших собеседников.

Смысл этнометодологии  состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык анализа современных социальных и культурных явлений и процессов. С учетом сформулированного научного интереса предметом этнометодологии являются процедуры интерпретации социальных явлений и их научного осмысления, осуществляемого как раскрытие механизмов социальной коммуникации между людьми.24

  Основоположником этнометодологии считается американский социолог Гарольд Гарфинекль, именно ему принадлежит термин «этпометодология».

Г. Гарфинкель родился в 1917 г. Америке,  Нью-Джерси. Академическую карьеру Гарфинкель начал в 1935 г, студентом-экономистом местного университета. Степень магистра он получил в 1942 г. в университете Северной Каролины. В период с 1946 по 1952 он проходил аспирантуру в отделе социальных отношений Гарвардского университета под руководством Т. Парсонса. Отслужив в армии в период Второй мировой войны, Гарфинкель защитил диссертацию на степень Ph.D. в Гарварде. Затем преподавал во многих университетах, но основная карьера формировалась в Калифорнийском университете, где он оставался профессором до 1954 г. В период с 1957 по 1966 гг. трудился в Общественной службе здравоохранения США. Основные работы Гарфинкеля собраны в книге «Исследования по этнометодологии», опубликованной в 1967 г. 25

Созданная им этнометодология  призвана изучать повседневную жизнь  людей, смысл, цели, значения и действия, которые составляют тот самый сценарий, который лежит в основе современного общества. На его творчество больше всего повлияли два мыслителя: А.Шюц и Т.Парсонс, занимавшие в науке прямо противоположные позиции. Как свидетельствуют его работы, Гарфинкель стал продолжателем дела Шюца. В сравнении с феноменологами  Гарфинкель идет дальше в изучении глубинных пластов обыденного знания, которые не замечаются и не осознаются самими людьми. Социологом были предложены новый предмет исследования и новые методы, которые позволяли анализировать спонтанные социальные изменения, вызванные латентными, неосознаваемыми механизмами социальной коммуникации между людьми.

Теоретическое новаторство  Гарфинкеля заключалось в попытке  органически соединить методологию  феноменологической социологии, прежде всего, с методами этнографии. По его мнению, люди на основе здравого смысла в основном совершают рутинные действия, которые не всегда осознаются и не подвергаются самоанализу.

Тогда как же индивиды осмысливают социальную жизнь? Как становится возможной их коммуникация? По мнению Гарфинкеля, общее понимание индивидами социальной жизни отнюдь не только приходит извне, через принятие общих культурных норм и ценностей, на чем настаивали М. Вебер и его учитель Т. Парсонс. Как считает Гарфинкель, оно может конструироваться изнутри. Это значит, что социальный порядок - это продукт собственной инстинктивной активности индивидов, который получается именно таким, каким его создали сами участники социального взаимодействия, естественно, с учетом ранее обретенных правил и знаний, полученных от их культурной группы. Иначе говоря, локальное производство социального порядка людьми, обладающими собственной, по словам Гарфинкеля, «практической рациональностью», - ключевой постулат этнометодологии.

По мнению Гарфинкеля, социальная структура воздействует на сознание индивида через «фоновые ожидания». Фоновые ожидания - это  социально одобряемые установки  на те или иные действия, которые  могут не осознаваться и не подвергаться рефлексии самими деятелями. Фоновые ожидания не осознаваемы участниками взаимодействия, да и другими членами общества. Однако индивиды придают им личностный, практически рациональный смысл, перерабатывают, а иногда и существенно деформируют. Тем самым индивид неосознанно становится субъектом социального взаимодействия, творцом социальной реальности. Разумеется, люди в своих социальных действиях всегда культурно ограничены конкретными «фоновыми ожиданиями», что в итоге сказывается и на характере их социальных действий, и самой социальной реальности.

Фоновые ожидания, как  считает Гарфинкель, являются фундаментальными скрытыми структурами общественной жизни, которые могут изучаться  практически только с помощью  предложенных им методов этнометодологии.

По мнению Гарфинкеля, социальная жизнь представляется упорядоченной в определенном виде только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла всему тому, что происходит в процессе взаимодействий. Задача же этнометодологии заключается в том, чтобы показать механизм человеческой активности в контексте конструирования постоянно меняющейся социальной действительности, выходя в итоге на изучение фоновых ожиданий.

Гарфинкель исходит  из того, что члены общества в  повседневной жизни  пользуются так  называемым «документальным методом», которому социолог придает свой, своеобразный смысл. Он состоит из выборки определенных аспектов бесконечного множества характеристик, содержащихся в любой ситуации или контексте, определении их особым образом, а затем рассмотрении их как свидетельства наличия того или иного общественного образца, его параметров. Иными словами, документальный метод предполагает часть образца какого-либо объекта или явления представить, как «документ», позволяющий дать определенную интерпретацию явлению.

Метод провоцирования и разрушения привычных структур повседневности, несомненно, расширил горизонт познания в гуманитарных науках. Он выходит за рамки привычных анкетных опросов, свойственных традиционной социальной науке.

Для демонстрации методов  этнометодологии Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов, нацеленных на сознательное разрушение нормального хода социальных взаимодействий. Среди социологов эти эксперименты получили название "гарфинкелинги". Исходным условием эксперимента было то, что субъекты и объекты исследования были взаимосопряжены. По мнению Гарфинкеля, это принципиально важно, ибо коммуникация между людьми обязательно предполагают передачу скрытых смыслов, которые, будучи видимыми, но не замечаемыми и не осознаваемыми, могут быть весьма значимы. Причем их можно выявить только в ходе нарушений фоновых ожиданий.

Гарфинкель перевернул традиционное социологическое анкетирование  и интервью. Если обычно социолог стремится  задавать простые и понятные респонденту  вопросы, чтобы получить четкую и  ясную информацию о том, где он, к примеру, проводит свой досуг или какие газеты читает, то необычный социолог Гарфинкель намеренно ставил опрашиваемых в тупик, задавая дурацкие вопросы. Так, например, Гарфинкель спрашивал юношей, почему они придерживают дверь, пропуская вперед девушку. Большинство юношей отвечали: «Я считал, что такова формула учтивости и способ выказать девушке свое уважение». Подобные ответы не устраивали исследователя, ибо интерпретировались им как стереотипы массового сознания, которые, не задумываясь над содержанием, отражают то, что считается само собой разумеющимся.

Но двери придерживают также перед пожилыми людьми, инвалидами и детьми. В этом случае этикет учтивости  не действует. Этим категориям населения  помогают потому, что они беспомощны. Возможно, здесь действует какая-то иная социальная причина, нежели в первом случае. Здесь задача этнометодолога - проникнуть за уровень поверхностного впечатления и выяснить глубинные механизмы формирования социальной реальности. Может оказаться так, что юноша, придерживающий перед девушкой дверь, только прикрывается этикетом вежливости, отвечая на вопрос анкетера, а на самом деле, в глубине своего подсознания, автоматически зачисляет ее в разряд беспомощного населения. В таком случае в нем действуют мотивы превосходства сильного пола над слабым, заложившие фундамент патриархата. Правда, причиной поступка могут быть мотивы ухаживания юноши за девушкой, поскольку и во множестве других ситуаций, например подавая женщине пальто, мужчина делает для слабого пола то, что он не сделал бы для сильного.

В другом эксперименте Гарфинкель просил студентов, чтобы они, в очередной  раз отобедав дома, не благодарили  родителей, а расплатились с ними деньгами. Ученому важно было знать  реакцию опешивших родителей, которые, попав в необычную ситуацию, обнаруживали те спрятанные вглубь подсознания мотивы, правила, установки, которые формировали их поведение.

Если в первом случае Гарфинкеля интересовали социальные нормы, формирующие отношение между  полами, то во втором речь шла об отношениях между группами разновозрастных родственников.

Поставить партнера в  экстремальную ситуацию и таким  способом выяснить скрытые реакции - общая для этнометодологов процедура  рассмотрения социальной реальности. Тот же Гарфинкель неожиданно приближал свое лицо, почти утыкаясь в нос говорящему, и следил за его реакциями. Одни обвиняли его в сексуальных домогательствах, другие предлагали обратиться к психотерапевту. Но главное было достигнуто: разрушалась обыденная структура ситуации.

Разрушение привычных норм общения происходит и в том случае, когда культурные нормы одной нации вторгаются обычаи другой. Известно, что у немцев и голландцев вполне естественно, когда в ресторане мужчина и женщина поровну делят счет и расплачиваются каждый за себя. Но стоит, не предупреждая о том партнера, англичанину или русскому повести себя тем же манером, например мужчина предлагает женщине заплатить за себя самой, как возникает полное замешательство. Разрушаются привычные стереотипы восприятия и оценки социальной реальности. Возникает вопрос: зачем вообще нужно нарушать привычные устоявшиеся структуры повседневных взаимодействий? Разве именно повседневность не является ясной и прозрачной сферой жизни, не требующей рефлексивного рассмотрения? Однако эта ясность кажущаяся. Повседневность кажется ясной не потому что отрефлексирована, а потому что ускользает от рефлексии. "Обычную жизнь" не анализируют до тех пор, пока ее не нарушит какое-нибудь из ряда вон выходящее событие. Столкнувшись с таким нарушением, "повседневные деятели" стремятся прежде всего "нормализовать" ситуацию, ввести ее в рамки повседневности и к лишь после этого приступают к исследованию нарушившего ход нормальной жизни фактора, который уже интерпретируется как нормальное, повседневное явление.

Информация о работе Этнометодология Гарольда Гарфинкеля