Биография Гарольда Гарфинкеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:51, доклад

Описание

Гарольд Гарфинкель родился в Ньюйорке, Нью-Джерси 29 октября 1917 году в семье бизнесмена, занимавшегося продажей домашней утвари семьям иммигрантов.Отец очень хотел, чтобы сын продолжил его дело и настаивал на постоянном участии Гарольда в своей работе. Юный Гарфинкель действительно стал помогать отцу, но параллельно учился в экономическом колледже.

Работа состоит из  1 файл

Социология повседневности.docx

— 78.39 Кб (Скачать документ)

Гарольд Гарфинкель родился в Ньюйорке, Нью-Джерси 29 октября 1917 году в семье бизнесмена, занимавшегося продажей домашней утвари семьям иммигрантов. Отец очень хотел, чтобы сын продолжил его дело и настаивал на постоянном участии Гарольда в своей работе.     Юный Гарфинкель действительно стал помогать отцу, но параллельно учился в экономическом колледже. Среди его педагогов было много выпускников Колумбийского университета, сумевших привить Гарольду интерес к социологии и социальным теориям, он начал посещать занятия по социологии, предназначенных для будущих специалистов в области социальных наук. По окончании колледжа в 1935 году Гарольд поступает в университет Северной Каролины, где занимается изучением социологии, причем особенно интересна ему  теоретическая социология. Гарфинкель защитил магистерскую диссертацию в Университете Северной Каролины в 1942.

В 1952 году Гарфинкель защитил докторскую диссертацию в Гарварде. Основоположник социологической школы, известной под названием этнометодологии. Гарфинкель занимается анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности. Его основным произведением является сборник эссе "Исследования по этнометодологии".  Гарфинкэль - один из ключевых разработчиков феноменологической традиции в американской социологии.

СИКУРЕЛ АРОН - (Cicourel, Aaron) (1928- ) - американский этнометодолог, чья широко известная работа  "Метод  и измерение  в социологии" определила место статистического и математического анализа  в социальной науке в смысле выявления, изучения и объяснения всех социальных категорий. Часто подвергаемые критике со стороны приверженцев ортодоксальных методов, его идеи в действительности открыли широкий диапазон возможностей. В более поздней исследовательской работе Сикурел продолжил поиски взаимосвязи между этнометодологией и другими видами социологии, а также разработку большого разнообразия тем в области девиации  и образования, уделив основное внимание переосмыслению места и характера действия категорий в социальной жизни.

В работах американских социологов Г. Гарфинкеля и А.Сикуреля повседневность понимается как процесс интерпретации повседневных взаимоотношений самими участниками этих отношений. Повседневность можно определить как обычное ежедневное существование со всем, что окружает человека: его бытом, средой, культурным фоном и языковой лексикой. Но эта самоочевидность повседневности делает ее особенно неуловимой. «Повседневное» это то, что происходит «каждый день», в силу чего не удивляет. Оно обнаруживается в форме рутины, привычки и многочисленных знакомых явлений. Повседневными являются ситуации, которые часто повторяются в столь похожей форме, что уже не воспринимается их уникальность, которой они отчасти обладают. Важнейшим свойством повседневности является то, что она постоянно становится и не терпит перерыва. Как правило, она не прерывается полностью даже необычными событиями, она лишь настойчиво требует их рутиноообразного учета. И еще одно немаловажное обстоятельство. Как только мы фокусируем интерес на определенной сфере обыденности, тотчас обнаруживаем в ней достаточно тонкие дифференциации.

Г.Гарфинкель и А.Сикурель изучали не просто действия индивидов в социальных процессах, но и роль их переживаний и мыслей. Это позволило им создать основы социологии обыденной жизни (или этнометодологии), нацеленной на обнаружение методов, которыми пользуется человек в обществе для осуществления обыденных действий через анализ существующих в обществе правил и предубеждений, истолкования «одними» людьми речей, поведения, жестов «других». Продолжатель идей Г.Гарфинкеля И.Гофман в одном из своих основных трудов – «Представление себя в повседневной жизни» - показал повседневное как то обычное, что проходит незамеченным, что индивиды автоматически соблюдают, не придавая тому значения.  

Г. Гарфинкель и А. Сикурель заложили основы социологии обыденной жизни или «этнометодологии», сделав ее предметом изучение того, как «поступают народы, когда они живут обычной жизнью», точнее — как они преобразуют эту жизнь. Целью социологии обыденной жизни стало обнаружение «методов, которыми пользуется человек в обществе для осуществления обыденных действий», то есть анализ социальных правил и предубеждений, процесса их формирования, истолкования одними людьми речи, поведения и жестов других. Суть этнометодологического экспериментирования Г. Гарфинкеля состоит в неожиданном нарушении общепринятого и нормального хода событий, что позволяет выявить содержание и формы обыденных представлений, не обнаруживающихся при нормальном течении жизни. То есть благодаря провоцированию повседневности, последняя «выдает» сокровенные механизмы своего устройства.

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ (ETHNOMETHODOLOGY) - Этот термин, буквально означающий "методы людей" (people's methods) , был предложен Г.Гарфинкелем, понимающим под этнометодологией основанную им отрасль социологии. С самого начала этиометодология строилась на критике социологии традиционной, которая, по мнению Гарфинкеля, занимается приписыванием обычным людям определенных выработанных социологией категорий. В рамках общепринятых социологических методов производится такое описание поведения обычных людей, при котором их понимание собственного поведения считается несовершенным. Например, понятие социальной структуры в той мере, в какой оно отступает от ощущения структуры самими простыми людьми, является социологическим измышлением. В то же время на деле социология представляет собой не сугубо специализированную область, а практику, в определенной степени основанную на повседневном знании людей, поскольку социолог вынужден прибегать к собственным категориям повседневного знания с целью организации социологических данных. В том виде, в каком ею обычно занимаются, социология притязает на несвойственный ей статус, рассматривая простых людей в качестве по сути бескультурных. В противоположность такому подходу этнометодология направлена на исследование того, каким образом люди (или "члены") строят свой мир, предполагая, что повседневной жизни свойственна определенная требующая изучения упорядоченность. Членам приходится постоянно работать над поддержанием смысла их собственной деятельности с точки зрения других людей, однако, несмотря на это, тот способ, с помощью которого они конструируют социальный мир, воспринимается ими исключительно как нечто само собой разумеющееся. Одной из важных черт повседневной жизни является индексный характер "разговора". Понимание разговора его участниками зависит от их способности оперировать определенной совокупностью уникальных для каждого отдельного взаимодействия допущений, поэтому членам приходится "восстанавливать" индексность, возможно, посредством комментария. Этнометодология стремится к исследованию методов членов именно в том их виде, в каком они постоянно используются при конструировании социального мира. При этом существует два основных типа исследования. Первый может быть проиллюстрирован с помощью экспериментов Гарфинкеля по прерыванию отношений, характерных для повседневной жизни. Гарфинкель просил своих студентов вести себя так, словно они являются квартирантами в собственном доме. Реакция на это родителей и родственников была драматической: вначале недоуменной, а затем враждебной. По мысли Гарфинкеля, это свидетельствует о том, насколько тонко социальный порядок повседневной жизни организован и, вместе с тем, насколько он хрупок. В других своих исследованиях (например, в исследовании поведения присяжных заседателей) Гарфинкель изучал то, каким образом люди конструируют социальный порядок повседневности в различных условиях, по-прежнему всецело воспринимая его как нечто само собой разумеющееся. Второй же тип этнометодологического исследования представлен разговора анализом, то есть исследованием социальной организации разговорного общения между людьми. Положения этнометодологии вызывали разнообразные дискуссии в социологии в начале 1970-х гг., однако сегодня ее роль не столь заметна. Критика этнометодологии основывается на том, что она занимается тривиальными темами; пропагандирует идею сверхупорядоченности повседневной жизни, на деле осложненной конфликтами и непониманием между людьми; не обращает внимания на социальную структуру и, как следствие, пренебрегает социальными факторами, ограничивающими деятельность людей; использует ею же критикуемые методы исследования.

К концу ХХ века  повседневность превратилась в объект пристального внимания исследователей, в одну из ключевых категорий современного гуманитарного знания. Каждая эпоха создает особый тип повседневности с присущими  ей специфическими стереотипами сознания и поведения, нормами морали, материально-предметными структурами. Обращение не только к достижениям культуры, историко-культурному наследию, но и к такой сложной стороне культурного бытия, как обыденность, реальность каждодневного существования людей , позволяет представить культуру в ее полноте и, вместе с тем, в разнообразии культурных явлений.

Актуальность исследования культуры повседневности обусловлена  возрастанием роли обыденных, повседневных, частных аспектов современного культурного  бытия, что, собственно, и является в  последнее время предметом прикладных исследований современной региональной культуры. Обыденная культура есть совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с  повседневной жизнью людей, которая  является составным элементом общей  системы культуры.

Существует множество  философских, культурологических и  социологических трактовок понятия  «повседневность».

При анализе работ, посвященных  изучению повседневной жизни, можно  выделить две основные интерпретации  понятия «повседневность». Первое значение связано с исследованием совместной жизни людей, их взаимодействия, которые  осознаются как частная сфера  жизни, сфера будней. Второе значение – аспекты общительности и  совместного проживания в повседневной жизни, символические способы понимания  себя и других. В таких ситуациях  «повседневность» выступает в качестве универсальной категории, не зависящей  от исторических рамок.


Информация о работе Биография Гарольда Гарфинкеля