Этика и исследовательская культура социолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:59, реферат

Описание

В последние годы неуклонно возрастает влияние социологии на общественные процессы. Изучая все многообразие явлений социальности — социальные взаимодействия, социальные конфликты, социальный контроль и социальные организации. А на каждой стадии этого изучения социолог может дать свое видение и истолкование социальных процессов, на которое затем будут опираться другие исследователи. От точности и объективности предоставленной социологом информации во многом зависит успех социальных преобразований, возможность погашения социальных конфликтов, сохранения социальной стабильности. Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики, дающей четкие моральные ориентиры профессиональной деятельность.

Содержание

Введение3
Глава 1. Историко-теоретическая часть.3
Глава 2.Этика и исследовательская культура социолога.4
Глава 3. Профессиональный кодекс социолога.15
Заключение.17
Список литературы.18

Работа состоит из  1 файл

Этика и исследовательская культура социолога.docx

— 54.66 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет  им. Г.В.Плеханова»

 

 

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ  И СОЦИОЛОГИИ

 

 

РЕФЕРАТ

 

 Студентки группы 412 курса ЭМФ

Тема № 9:

«Этика и исследовательская  культура социолога».

 

 

Реферат проверил:

Доцент кафедры политологии  и социологии,

Кандидат философских наук

Н.А. Мухин

 

 

Москва 2012.

 

Оглавление

Введение3

Глава 1. Историко-теоретическая  часть.3

Глава 2.Этика и исследовательская культура социолога.4

              Глава 3. Профессиональный кодекс  социолога.15

Заключение.17

Список литературы.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

             В последние годы неуклонно возрастает влияние социологии на общественные процессы. Изучая все многообразие явлений социальности — социальные взаимодействия, социальные конфликты, социальный контроль и социальные организации. А на каждой стадии этого изучения социолог может дать свое видение и истолкование социальных процессов, на которое затем будут опираться другие исследователи. От точности и объективности предоставленной социологом информации во многом зависит успех социальных преобразований, возможность погашения социальных конфликтов, сохранения социальной стабильности. Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики, дающей четкие моральные ориентиры профессиональной деятельность.

      Актуальность и необходимость разработки курса основ профессиональной этики социолога обусловлена также все более возрастающей ролью профессиональной морали в жизни современного общества. Необходимость повышенных моральных требований, а значит и создания профессиональных моральных кодексов, проявляется прежде всего в тех областях деятельности человека, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности. Именно к такой деятельности относится профессиональная деятельность социолога, призванного способствовать не только развитию общественных процессов, но и самосовершенствованию личности. 1

 

Глава 1. Историко-теоретическая  часть.

     Профессиональная этика – это вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие нормы и требования, вытекающие из особенностей той или иной профессии. Под словом «профессия» (от лат. professio – официально указанное занятие, специальность) понимают род трудовой деятельности, занятий, требующих особой подготовки и являющихся источником существования. Те профессии, источником существования которых является не заработная плата, а гонорар, называют свободными (труд художников, музыкантов, писателей и др.). Любая профессия объединяет людей, имеющих особые интересы, специфические теоретические знания, определённые практические навыки, необходимые для выполнения их трудовой деятельности. Поэтому для регулирования взаимоотношений внутри профессиональной группы, между профессиональной группой и обществом, между профессиональной группой и теми людьми, на которых направлена их деятельность, существует необходимость в профессиональных кодексах («писаных и не писаных»).

    Понятие «профессиональная этика» в узком смысле слова является обозначением профессиональных моральных кодексов. В настоящее время этические кодексы созданы для многих профессий: врача, педагога, юриста, военнослужащего, социального работника. Для некоторых профессий создаются международные этические кодексы. Так, например, для работников музеев, сотрудников Красного Креста, социальных работников. Создание моральных кодексов обусловлено тем, что перед специалистами часто встают вопросы, которые невозможно решить, опираясь только на профессиональные знания. Профессионализм без нравственных критериев может быть для общества и отдельного человека опасным. Нормы профессиональной морали в процессе их созидания имеют целью регламентировать, рационально обосновать, сделать «технологически целесообразными» моральные стороны профессиональной деятельности.

     Однако часто отдельные положения моральных кодексов создаются под воздействием заинтересованных организаций, объединений. Это обстоятельство несёт опасность подмены моральных кодексов вне моральными инструкциями, уставами. Избежать этих трудностей возможно лишь в том случае, если моральные кодексы создаются в тесном единстве с общей моральной системой. Моральные кодексы в конкретизированной форме должны воплощать (применительно к данной профессии) общечеловеческие принципы морали. Поэтому о профессиональной этике в широком смысле слова можно говорить как о философской науке.

Профессиональная этика  не вводит новые принципы морали, а  «приспосабливает» уже известные принципы к специфическим видам профессиональной деятельности. Профессиональная этика помогает следовать моральным ценностям, реализовывать дух профессиональной деятельности. Уместно в этой связи заметить, что, несмотря на специфические черты профессиональной морали, в ней находят выражение принципы трудовой морали и общечеловеческой. В силу этого обстоятельства профессиональная нравственная характеристика человека не может ограничиваться отношениями сугубо профессионального свойства, а должна рассматриваться под углом зрения места и роли каждой профессии в жизни общества.

     Хотя возникновение отдельных профессиональных кодексов можно обнаружить в «глубине веков», формирование профессиональной этики как особой науки происходит последние 40–50 лет. Длительная увлечённость абстрактным анализом этических понятий уводила философов долгое время от обыденной моральной повседневности. Однако последние 10–20 лет процесс формирования профессиональной этики становится более интенсивным. Ориентация на абстрактную теорию морали сменяется интересом к прикладным отраслям этики: педагогической, медицинской, экологической, юридической, этике науки, этике социальной работы и др.2

 

Глава 2.Этика и исследовательская  культура социолога.

1. Организация профессиональной  деятельности и трудовые отношения

1.1. Профессиональная деятельность  социолога (исследования, преподавание, консультирование, экспертиза, предоставление  услуг, публичные выступления)  осуществляется исключительно в  пределах компетентности, основанной  на его образовании или на  опыте, полученном под соответствующим  научным руководством.

1.2. Поступая на работу, социолог  предоставляет работодателю точную  и полную информацию о своей  профессиональной квалификации  и опыте работы. При увольнении  с работы социолог предпринимает  возможные шаги для уменьшения  негативных последствий своего ухода.

1.3. Социолог ответственен за  моральную атмосферу и отношение  к профессии своих подчиненных,  коллег, аспирантов, студентов и  никогда не демонстрирует неуважение  к профессионально-этическим принципам  научной и преподавательской  работы.

1.4. В процессе работы, а также  при принятии на работу и  увольнении социолог, выполняющий  функции руководителя, отстаивает  справедливое отношение ко всем  работникам, воздерживаясь от дискриминации  в зависимости от возраста, пола, расы, национальности, этнического  происхождения, языка, религии,  состояния здоровья, семейного положения  или каких-либо других обстоятельств,  защищаемых законом.

1.5. Выступая в роли руководителя  исследовательского коллектива (постоянного  или временного), социолог при  принятии на работу сотрудников  (или при заключении временного  трудового соглашения на период  работы над проектом) четко определяет  функции сотрудника, его права  и обязанности, срок пребывания  на данной должности, длительность  работы, условия и размеры оплаты труда, возможности повышения в должности.

1.6. Социолог не дает задание  своим подчиненным, сотрудникам,  студентам, если их образование  или профессиональный опыт не  могут быть оценены как достаточные  для того, чтобы это задание  было выполнено на должном  профессиональном уровне.

1.7. Никакие соображения персональной, экономической или профессиональной  выгоды не дают права социологам  на эксплуатацию людей, которыми  они руководят и работу которых  оценивают (студентов, подчиненных,  сотрудников или участников исследования).

1.8. Социолог воздерживается от  деятельности, если его личные  обстоятельства могут повлиять  на профессиональную работу или  принести вред людям, перед  которыми он профессионально  ответственен.

1.9. При подаче заявок на гранты  социолог обязан сохранять честность  по отношению к возможным конкурентам  и не прибегать к использованию  неформальных отношений с членами  конкурсной комиссии, рецензентами, сотрудниками организаций, финансирующих  гранты.

2. Научно-исследовательская деятельность

2.1. Социолог считает своим профессиональным  долгом быть в курсе научной  и профессиональной информации  в своей сфере деятельности, поддерживать  высокий уровень профессиональной  компетентности.

2.2. Социолог приступает к исследованиям,  преподаванию, практической работе  в новой области или с привлечением  новых технологий только после  принятия необходимых мер, гарантирующих  компетентность его работы в  этой области.

2.3. В любом виде деятельности, связанном с выполнением профессиональных  обязанностей, социолог никогда  сознательно не искажает истину, какие бы обстоятельства ни  провоцировали его на действия  такого рода.

2.4. Социолог проявляет научную  честность и корректность в  оценке своего исследования, четко  осознавая и ссылаясь на вклад  предшественников, коллег и подчиненных  в теоретические основания, методику, организационный процесс и результаты  исследования.

2.5. Социолог несет личную ответственность  за результаты, полученные им  на основе программ и методик  других исследователей, а также  за использование чужих идей  и результатов в собственном  научном труде.

2.6. Социолог не допускает того, чтобы при анализе социальных  проблем его личные интересы  и другие посторонние влияния  препятствовали установлению научной  истины.

2.7. Руководствуясь идеалом достижения  истины, социолог уделяет особое  внимание максимальной достоверности  и надежности социологической  информации; адекватности интерпретации,  выводов и рекомендаций, основанных  на анализе этой информации.

2.8. Социолог должен четко осознавать  ограниченность применяемых методик,  своих познавательных возможностей, объема имеющихся ресурсов и  браться за реализацию только  тех исследовательских целей,  которые могут быть достигнуты  в рамках данных ограничений.

2.9. Социолог принимает меры для  защиты прав и благополучия  участников исследования и других  лиц, интересы которых затрагивает  данное исследование.

2.10. Социолог ответственен за  этичное проведение исследования  не только со своей стороны,  но и со стороны тех лиц,  которыми он руководит или  которых контролирует.

2.11. Социолог не допускает использования  методов, техники, процедур, ущемляющих  личное достоинство респондентов (обследуемых) и их интересы.

2.12. Социолог, проводящий исследование, должен получать согласие от  участников исследования: 1) когда  данные собираются от участников  исследования посредством общения  (опроса) или вмешательства в их  жизнь; 2) когда поведение участников  исследования происходит в частной  обстановке, в которой они не  ожидают какой-либо регистрации  происходящего.

2.13. Социолог должен получать  согласие участников исследования  на проведение видеозаписи, киносъемок  или любого другого вида документирования, если это не естественные наблюдения  в общественных местах.

2.14. Социолог информирует участников  исследования о характере исследования, обращая их внимание на то, что их участие является добровольным  и в любой момент может быть  прервано по желанию обследуемого (респондента).

2.15. Социолог информирует участников  исследования о важных факторах, которые могут повлиять на  их желание принять в нем  участие (например, возможный риск  или выгода от этого участия)  и отвечает на вопросы будущих  участников. Социолог объясняет,  что уклонение или отказ от  участия в исследовании в целом  или в какой-либо его части  не влечет за собой никакого  наказания.

2.16. Социолог никогда не обманывает  участников исследования в отношении  аспектов, которые могут существенно  влиять на их желание участвовать  (например, физический риск, дискомфорт, неприятные эмоциональные последствия).

Информация о работе Этика и исследовательская культура социолога