Эмпирическая социология Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:46, реферат

Описание

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политик, семьи, средств массовой коммуникации и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.

Содержание

Содержание……………………………………………………………………………………………………… 2

Введение ……………………………………………………………………………………………………………3

Социология Эмиля Дюркгейма………………………………………………………………4

Биография Эмиля Дюркгейма…………………………………………………………………4

Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии……………………………………………………………………………………………………………………6

«Социологизм» как Философское обоснование социологии…………………………………………………………………………………………………………………11

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)………………………… 18

Заключение………………………………………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Социология Алексею.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

     Хотя  «механическая» солидарность в его  интерпретации характерна преимущественно для архаических обществ, а «органическая» - для современных промышленных, все же это деление в большой мере носит аналитический характер. Дюркгейм признает сохранение элементов «механической» солидарности при господстве «органической», и вообще эти категории в его интерпретации выступают преимущественно как «идеальные тины», по терминологии М. Вебера.

     Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что  со временем разделение труда само придет к своему «нормальному» состоянию  и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования «Самоубийства» (1897) и особенно выхода второго издания книги «О разделении общественного труда» (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.

     Теория, развитая Дюркгеймом в его первой книге, послужила объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что не помешало ей занять видное место в социологической классике. В этой работе он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории;

     помимо  уже упоминавшегося «коллективного сознания», это, в частности, такие  понятия, как «социальная функция» и «аномия».

     Под социальной функцией Дюркгейм понимает отношение соответствия между млением  или процессом и определенной потребностью социальной системы. Образцом для подобного понимания функции  послужило сложившееся в биологии представление о функциях органов в биологическом организме, представление, усвоенное затем биоорганической школой (органицизмом) в социологии. Соединив присущий органицизму взгляд на общество как на интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социального организма в сравнения с биологическим, Дюркгейм создал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Исследование социальной функции, или социальной роли рассматриваемого явления, он считал главной познавательной целью социологии.

     Вообще  Дюркгейм исходит из принципа функциональной обусловленности социальных явлений. Он считает, что любой более или  менее значительный обычай или институт; если они существуют достаточно долго, соответствуют определенной социальной потребности, какими бы бессмысленными или вредными они ни казались с рациональной точки зрения. В своем труде «Элементарные формы религиозной жизни» в качестве «главного постулата социологии» он провозглашает: «...Созданный людьми институт не может базироваться на заблуждении и обмане; в противном случае он не мог бы сколько-нибудь долго сохраняться. Если бы он не коренился в природе вещей, он встретил бы в ней сопротивление, которого не смог бы преодолеть».

     Важное  значение для развития социологического знания имело понятие анемии, которым Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились'.

     Работа «Метод социологии» (заглавие в оригинале - «Правила социологического метода») вначале была опубликована в 1894 г. в виде серии статей, а в следующем году с небольшими изменениями и предисловием была издана отдельной книгой. Написанная по горячим следам недавно опубликованной предыдущей книги, она основана па опыте предшествующего исследования и содержит развитие некоторых выдвинутых в нем идей. Как уже отмечалось, «Метод социологии» во многом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. По решительности, сжатости и четкости стиля эта работа с полным основанием может быть отнесена к жанру манифеста. Дюркгейм стремится дать четкое описание способов постижения социологической истины: определения и наблюдения социальных фактов, социологического доказательства, различения «нормальных» и «патологических» явлений, конструирования социальных типов, описания и объяснения фактов.

     Сама  попытка систематизации и обоснования  социологического метода было новым  явлением для того времени. Ранее  у многих социологов собственно проблема метода в значительной мере растворялась в проблематике предметной теории и общей научной методологии.

     В «Методе социологии» проявилось стремление Дюркгейма строить социальную науку не только на эмпирическом, но и на методологически обоснованном фундаменте: отсюда его понятие «методическая социология». Такой подход противостоял хаотическому и произвольному подбору фактов для обоснования тех или иных предвзятых идей. В то же время он был направлен против дилетантизма и поверхностности, характерных для многих трудов по социальным вопросам. Дюркгейм испытывал глубокую неприязнь к таким трудам, считая, что они лишь дискредитируют социальную пауку.

     В связи с этим следует отметить и неявно присутствующий этический  пафос в «Методе социологии». Сформулированные в нем «правила» - больше, чем просто исследовательские приемы и процедуры. Это своего рода методологические заповеди исследователя. В конечном счете, они основываются на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. Это этика честного непредвзятого познания. В данном отношении позиция Дюркгейма была близка позиции Макса Вебера, выраженной в его знаменитой работе «Наука как профессия».

     Исследование  Дюркгейма «Самоубийство» в отличие  от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств  в различных европейских странах. Автор решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и т. п. Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды. Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне се самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием анемии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. анемия. Понятие анемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в «Самоубийстве» дальнейшее развитие и углубленную разработку.

     Несмотря  на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике  с различных точек зрения, оно  единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в целом. 

            Заключение 

     Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и  предмета преподавания. Влияние его  идей присутствует в самых различных  отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

     Дюркгейм  дал одно из наиболее развернутых  и убедительных онтологических обоснований  необходимости и возможности  социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

     В связи с секуляризацией общественной жизни Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. «Между Богом и обществом надо сделать выбор, - говорил он. - Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения; оба они близки друг другу- Добавлю, что, с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символически».

     Дюркгейм  внес важнейший вклад в понимание  общества как ценностно-нормативной  системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.

     В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в  разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Список  литературы: 

     1.Бабосов  Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие.- М.: Тетрасистемс, 2000.-496 с. 

     2.Добреньков  В.И. , Кравченко А.И. Социология, Учебник,  М.,2004г. 

     3.Капитонов  Э.А. История и теория социологии. Учебное пособие для вузов-М.: «Издательство ПРИОР», 2000.-368 с. 

     4.Касьянов  В.В., Нечипуренко В.Н. Социология. Учебное пособие.-Ростов.:Издетельский центр «МарТ», 2000.-512 с. 

     5.Добреньков  В.И. , Кравченко А.И. Методы социологического  исследования.М.2006г. 

    6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„1991. 
 
     7.Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение . М., 1995. 
 
     8. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912. 
 
     9. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. // Мосс М. Общества. Обмен . Личность. Труды по социальной антропологии. М„ 1996.
 
 
 

Информация о работе Эмпирическая социология Эмиля Дюркгейма