Эмпирическая социология Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:46, реферат

Описание

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политик, семьи, средств массовой коммуникации и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.

Содержание

Содержание……………………………………………………………………………………………………… 2

Введение ……………………………………………………………………………………………………………3

Социология Эмиля Дюркгейма………………………………………………………………4

Биография Эмиля Дюркгейма…………………………………………………………………4

Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии……………………………………………………………………………………………………………………6

«Социологизм» как Философское обоснование социологии…………………………………………………………………………………………………………………11

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)………………………… 18

Заключение………………………………………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Социология Алексею.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

     3. Однако «социологизм» Дюркгейма  выходит за рамки этого методологического  принципа. Поскольку в соответствии  с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

     Таким образом, признание социологии специфической  наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась  Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.

     Требование  отделить социологию от философии у  Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношением к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют се. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте.

     Таковы  основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки. Разработку этих принципов он осуществлял в непрерывной полемике с самыми разнообразными концепциями человека и общества: спиритуалистской философией, утилитаристской этикой, индивидуалистской экономикой, биологическим редукционизмом в социальной науке. Но особенно важное значение имел его антипсихологизм, который содержал в себе одновременно критику психологического направления в социологии и стремление освободить последнюю от влияния психологии. Психологизм в то время был главным воплощением методологического редукционизма и индивидуализма; неудивительно, что именно в нем Дюркгейм видел явное и скрытое препятствие на пути становления социологии как самостоятельной науки.

     Парадокс  антипсихологизма Дюркгейма состоял  в том, что, выступая против психологического редукционизма в социологии (который  логически приводил к ее упразднению  как самостоятельной науки) и, стремясь отделить социологию от психологии, он следовал примеру последней. Выделению социологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психологии от философии и физиологии. Открытие психической реальности дало толчок к поискам в сфере собственно социальной реальности и, таким образом, сыграло роль научно-методологического прецедента.

     Необходимо  уточнить, что критика психологизма осуществлялась Дюркгеймом по существу с позиций зарождавшейся тогда  социальной психологии. «Когда мы говорим  просто "психология", - писал Дюркгейм, - мы имеем в виду индивидуальную психологию, и стоило бы для ясности в обсуждениях ограничить, таким образом, смысл слова. Коллективная психология - это вся социология целиком: почему же не пользоваться только последним выражением?». Трактовка же самих социопсихических сущностей, таких, как «коллективное сознание», «коллективные представления». «коллективные чувства», «коллективное внимание» и т. и., у него была сугубо «социологистской»: последние рассматривались как надындивидуальные сущности, не сводимые к соответствующим фактам и состояниям индивидуальной психики. Этим «социологистская» социальная психология Дюркгейма существенно отличалась от «психологистской» социальной психологии его постоянного оппонента Г. Тарда, сводившего социально-психологические закономерности к индивидуально-психологическим.

     Под влиянием трудностей методологического  характера и критики со стороны  других направлений Дюркгейм со временем смягчил ригоризм своих первоначальных «социологистских» и антипсихологистских  формулировок. Многие интерпретаторы Дюркгейма характеризовали эволюцию его идей как движение в сторону все большего спиритуализма, но это вряд ли правомерно, хотя бы потому, что уже в самом начале своей научной деятельности он усиленно подчеркивал духовный характер всех социальных явлений (включая экономические). Вообще эволюция его мысли происходила в иной плоскости, нежели движение от материализма к спиритуализму. Это движение явилось результатом изменения методологической ситуации в социальной науке и постепенного осознания недостаточности и неадекватности механистического детерминизма в подходе к проблемам человеческого поведения.

     Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и  принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений  он часто апеллировал к демографическим и социально-психологическим факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложности социальных групп и т. п.), к «социальной среде» и социальным условиям» (не очень ясно определяемым). Впоследствии же он вес чаще обращается к понятиям «чувства долга», «морального авторитета» общества и другим психологическим и символическим посредникам между обществом и индивидом.

     Эта смена понятийных приоритетов выражает частичное осознание Дюркгеймом того факта, что социальные нормы  (и, шире, социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации, что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Отсюда рост интереса Дюркгейма к собственно ценностной проблематике в конце жизни.

     В дальнейшем в трудах последователей Дюркгейма антипсихологизм уступает место установке на активное сотрудничество социологии и психологии.

     Итак, необходимость и возможность  социологии как самостоятельной  науки получили метатеоретическое  обоснование. Оставалось этим обоснованием воспользоваться применительно  к определенным социальным явлениям, к предмету и методу новой науки.

     Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными  признаками: они существуют вне индивидов  и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию, как и науку об институтах, их генезисе и функционировании-».

     Представление Дюркгейма об основных разделах и  отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями  располагался материал в дюркгеймовском «Социологическом ежегоднике». В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

     Социальная  морфология аналогична анатомии; она  исследует «субстрат » общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

     Социальная  физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных  социальных наук. Она включает в себя: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.

     Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки. 

     В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии

     Тема  социальной солидарности - главная  тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий. 

     Общая схема дюркгеймовского  описания механической и органической солидарности в соответствии с  определенными типами обществ (по С. Люксу) 

     Механическая  солидарность

     1) Морфологическая (структурная) основа

     Основана  на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)

     Сегментарный  тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе)

     Слабая  взаимозависимость (относительно слабые социальные связи)

     Относительно  малый объем населения

     Относительно  низкая материальная и моральная плотность

     2) Типы норм (воплощенные в праве)

     Правила с репрессивными санкциями

     Преобладание  уголовного права

     З а) Формальные признаки коллективного  сознания

     Большой объем

     Высокая интенсивность

     Высокая определенность

     Власть  группы абсолютна

     3 б) Содержание коллективного сознания

     Высокая степень религиозности

     Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)

     Приписывание  высшей ценности обществу и интересам  общества как целого

     Конкретность  и легальный характер

     Органическая  солидарность 

     1) Морфологическая (структурная) основа

     Основана  на разделении труда (преобладает в  более развитых обществах)

     Организованный  тип (слияние рынков и рост городов)

     Большая взаимозависимость (относительно сильные  социальные связи)

     Относительно  большой объем населения

     Относительно  высокая материальная и моральная  плотность

     2) Типы норм (воплощенные в праве)

     Правила с реститутивными санкциями

     Преобладание  кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного  и конституционного)

     З а) Формальные признаки коллективного  сознания

     Малый объем

     Низкая  интенсивность

     Низкая  определенность

     Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии

     3 б) Содержание коллективного сознания

     Возрастающая  светскость

     Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)

     Приписывание  высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике  и социальной справедливости

     Абстрактность и общий характер. 

     Дюркгеймовская  теория разделения общественного труда формировалась под влиянием («позитивным)) и «негативным») соответствующих теорий Конта, Спенсера и Тенниса.

     В работе «О разделении общественного  труда» эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация  автором социальных структур («сегментарных» и «организованных» обществ) и рассмотрение сложных обществ как сочетания простых основаны на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов .другими. Однако уже в этой работе Дюркгейм отказывается от плоского однолинейного эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главным образом говорить не об обществе, а об обществах.

Информация о работе Эмпирическая социология Эмиля Дюркгейма