Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание

К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX- начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм.
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Вопрос 1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………………3-7
Вопрос 2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества …………………………………………………………………………8-13
Вопрос 3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии……………………………………14-16
Заключение…………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

контр раб ЧЕРНОВИК.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический

Институт 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

«Социология»

Вариант 3

«Эмиль Дюркгейм и его теория  эволюционного развития общества» 
 
 
 

                                          Исполнитель: Баженова М. В.

                             Факультет: ФК

                                   Специальность: ФиК

                                  Группа: 1С-ФК 422

                                              № зачетной книжки   08ффд42451

                                              Руководитель: Иконникова Н. И.

                                          (моб.  тел.: 8-967-161-70-78) 
 
 
 

    Москва, 2011 г. 

    Содержание:

    Введение……………………………………………………………………….3

    Вопрос 1. Учение о методе Э. Дюркгейма и  концепция социального факта. Особенности  «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………………3-7

    Вопрос 2. Основное содержание социологической  теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества …………………………………………………………………………8-13

    Вопрос 3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии……………………………………14-16

    Заключение…………………………………………………………………..17

    Список  использованной литературы……………………………………..18 

 

      Введение

     К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX- начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм.

     Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.  В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

     Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя «Французской социологической школы». В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием «дюркгеймовских» идей.

     Основными сочинениями являются:

  • «Элементы социологии» (1889);
  • «О разделении общественного труда» (1893);
  • «Правила социологического метода» (1895);
  • «Самоубийство» (1897);
  • «Элементарные формы религиозной жизни» (1912);
  • «Социология и философия» (1924).
 
 
 
 

     Вопрос 1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

     

     

     Эмиль Дюркгейм (1858-1917) был одним из основателей современной социологии. Он родился в еврейской семье, и предполагалось, что станет раввином. Вместо этого он занялся изучением философии. В первую очередь Дюркгейма интересовало ее применение в политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне. Эмиль Дюркгейм считал себя последователем позитивизма, того направления в философии и социологии, основателем которого являлся О. Конт.

     Основное  значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другой группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах. [8, С.242-243]

     Основным  принципом социологии Эмиля Дюркгейма является принцип социологизма.

     Принцип социологизма – это особая концепция  социальной реальности, которая опирается  на следующие положения:

    1. социальная реальность столь же устойчива, объективна и реальная, как физический, химический или биологический мир, поэтому она подчиняется объективным законам;
    2. при этом общественные законы имеют специфику, их нельзя выводить ни из биологических законов, ни из законов индивидуального поведения;
    3. общество играет определяющую роль в формировании поведения отдельного индивида.

     Предметом социологии, по Дюркгейму, выступает  социальный факт. Социальный факт - это  такие явления и процессы окружающей действительности, которые носят  внешний и принудительный характер по отношению к отдельному индивиду. Но социальные факты неоднородны. Есть, скажем, такие социальные факты, как структура и плотность населения, распределение его по территории, характер путей сообщения, размер и форма жилищ, и есть такие факты, как моральные, эстетические, религиозные нормы, традиции, правовые законы. Первую группу социальных фактов Дюркгейм называет «морфологическими», вторую – «коллективными представлениями».

     В силу этого и структура социологии представлена тремя разделами:

    1. Социальная морфология («строение общества») – раздел социологии, который изучает морфологические социальные факты;
    2. социальная физиология (т. е. то, что дает обществу «живую жизнь») – раздел социологии, посвященный социальным фактам как фактам «коллективного представления»,
    3. общая социология – раздел, показывающий связь между социальной морфологией и социальной физиологией, своего рода теоретический синтез первых двух разделов.

     Природа социального факта определяет и  основные методы исследования в социологии, к которым Дюркгейм относил:

     - описание,

     - наблюдение,

     - построение логических доказательств,

     - конструирование социальных типов.

     Основное  направление эволюции Дюркгейм усматривал в том, что в обществе с течением времени все более углубляется  разделение труда, усиливается дифференциация задач, обязанностей и ролей по роду занятий. Эта тенденция связана с демографическими факторами: рост населения приводит к увеличению физической плотности и усиливает «плотность» моральную, т. е. интенсивность контактов, сложность социальных связей или, другими словами, качество социальных уз. Это сочетание интересов различных слоев населения он называет «социальной солидарностью» и выделяет в хронологической последовательности два вида социальной солидарности механическую и органическую.  

     Вопрос 2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества

     Тема  социальной солидарности - главная  тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним  общественного состояния. Работа «О разделении общественного труда» была написана в 1893 году. В ней Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. В ее основание он положил понимание общества как самодостаточной, объективно существующей, независимой от ее членов величины. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Дюркгейма. В признании первичности социальной организации он схож с Марксом. Основная цель работы — доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда.[3, С. 175]

     По  мнению Дюркгейма, общество - это солидарность, или объединение людей в единый организм, существующий над ними и  независимо от их непосредственного  желания. Солидарность одно из основных понятий социологии, оно указывает на те связи, которые соединяют людей в обществе. Солидарность выполняет в обществе функцию объединения разрозненных индивидов. До появления общества с его солидарностью человечество являло собой неорганизованную массу пралюдей. Благодаря солидарности люди объединены общими интересами и общей деятельностью, они образуют группы и сообщества, имеют возможность прогрессивно развиваться.

     Анализируя  солидарность, Дюркгейм создал типологию  общества. Подобно Конту и Спенсеру, он считает, что человечество прошло две стадии в своем развитии. Каждая из них сопряжена с определенным типом солидарности. Первый тип солидарности - солидарность механическая, ей соответствует сегментарный тип общества. Второй тип солидарности - солидарность органическая, она характерна для организованного типа общества.

     Следовательно:

     - Механическая солидарность (доиндустриальное  общество), или солидарность по  сходным признакам, когда все  индивиды выполняют одинаковые  функции и не имеют индивидуальных  черт.

     - Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

     Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

     Механическая  солидарность, или солидарность по сходствам, имеет следующие признаки.

     Первый - наличие репрессивного права. Преобладание уголовного права и соединение его с религиозными нормами. Любое отклонение от общественных традиций карается смертью или принудительным отторжением от группы сообщественников. Подобные примеры дошли до нас в самых древних письменных законах: Законах Ману, Законах Хаммурапи и др. Юридический прецедент древнегреческого остракизма также указывает на репрессивный характер права. Наказание в этом типе права является реакцией общества на преступление или проступок, его строгость пропорциональна коллективному возмущению. Наказывая, сообщество охраняет себя от инакомыслия и от нетрадиционного поведения, которое способно разрушить единство.

     Второй  признак механической солидарности выражается в преобладании коллективного сознания над индивидуальным. При этой диспозиции личности равна нулю, правит общее сознание и общее право. Социальные молекулы не имеют самостоятельного движения, они сцеплены в общий организм, который всецело определяет их действия.

     Механическому типу солидарности соответствует сегментарная структура общества. Ее можно представить графически как окружность, разделенную на сегменты, где каждый представляет собой самостоятельную группу сообщественников или клан. Клан - это семья родственников, повторяющих в миниатюре весь клан, т. е. несколько родов в совокупности. Сегменты-кланы объединены в окружность-общество (орду). Репрессивное право, коллективное сознание и общая религия представляют собой те силы, которые не позволяют сегментам распасться на отдельные сообщества. Таким образом, первый тип человеческого общества образовался благодаря силам механической солидарности, стягивающей отдельные группы сообщественников в сообщество.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества