Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 20:35, контрольная работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, что бы изучить Теорию эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма.

Для выполнения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

описать учения Э. Дюркгейма и концепции социального факта;
раскрыть взгляд Э. Дюркгейма на социологию как науку;
изучить «социальные факты» и их основные признаки;
рассмотреть содержание теории «социальной солидарности».

Содержание

Введение 3

Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 4

Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое

в развитии общества 9

Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? 14

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал  в г. Барнауле

Кафедра Истории, философии и права 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Социология»

на тему: 
 

Эмиль Дюркгейм и его  теория эволюционного

развития  общества 
 
 

Преподаватель       

Работа  выполнена:    

                                          Учетно-статистический ф-т,

                                          Группа 

                                          № личного дела:  
 
 
 
 

БАРНАУЛ 2009

Содержание

Введение 3

  1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.

Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 4

  1. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма –

поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое

в развитии общества 9

  1. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие

парадигмы можно выделить в социологии? 14

Заключение 20

Список  использованной литературы 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Влияние Эмиля Дюркгейма на западную социологию в настоящее время общепризнанно. Он обратил внимание на многие ключевые, фундаментальные проблемы социологической науки – и этим можно объяснить его популярность во Франции конца XIX – первой трети XX в., распространение влияния его идей в других странах Европы и Америки, а также интерес, ими в настоящее время.

     До  настоящего времени не потеряли актуальности критика Э. Дюркгейма биологического и психологического редукционизма, указание на необходимую связь социологии и философии, критика абстрактных умозрительных спекуляций и не направляемого теорией манипулирования эмпирическими фактами.

     Цель  данной работы состоит в том, что бы изучить Теорию эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма.

     Для выполнения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

  1. описать учения Э. Дюркгейма и концепции социального факта;
  2. раскрыть взгляд Э. Дюркгейма на социологию как науку;
  3. изучить «социальные факты» и их основные признаки;
  4. рассмотреть содержание теории «социальной солидарности».

     Работа  состоит из следующих частей:

  1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма;
  2. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
  3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
 
 
 
  1. Учение  о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

     На  рубеже XIX и XX столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов Общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.

   Дюркгейм  Эмиль (1858–1917) – французский философ  и социолог, создатель французской социологической школы и концепций "социального факта", "общественной солидарности" и "социологизма". Он полагал, что социология должна изучать социальные факты, которые отличны от физических, экономических, психологических и т.п. фактов действительности, обладают особыми характеристиками. Они объективны, существуют независимо от индивида (имеют принудительный характер). Знание конкретного содержания социальных фактов дает возможность регулировать общественное поведение людей. Первый профессор социологии во Франции (1887). Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (совокупности убеждений и мнений), разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).

     Социальные факты, по Дюркгейму, делятся на две группы – морфологические и духовные. К первым он относил то, что составляет "материальный субстрат" общества – характер поселений, наличие дорог между ними, интенсивность общения людей, плотность населения, его демографический состав, экологические условия жизни и т.п. Вторая группа состоит из традиций, обычаев, обрядов, правил поведения людей, их морали, религиозных и иных "коллективных представлений".

     Разнообразные социальные факты составляют систему  социальной реальности, взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязи могут быть органическими (взаимодополняющими и взаимоусиливающими друг друга) и механистическими. На основе первого типа социальных взаимодействий образуется "общественная солидарность" – основа наилучшего общественного устройства. Социология, познавая содержание социальных фактов, имеет возможность содействовать созданию "общественной солидарности" и призвана служить этой цели.

     Э. Дюркгейм предложил свое понимание  не только предмета (социальные факты) и предназначения социологии (достижение социальной солидарности), но и основного метода социологического анализа. Он назвал этот метод социологизмом, а суть его видел в необходимости изучения "социального через социальное", т.е. в признании социальной реальности в качестве особой и автономной сферы общества. Реализация этого метода, по Дюркгейму, предполагает соблюдение принципов объективизма и эмпиризма. Сочетание данных принципов возможно на основе сформулированного им правила: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи". Заметим, что Дюркгейм дал многочисленные образцы применения этого правила в исследованиях религии и суицида (самоубийств).

     Одна  из важнейших тем, поднятых Дюркгеймом, а позднее развитых другими авторами, состоит в том, действительно ли общества, объединяющие нас как своих членов, накладывают социальные ограничения на нашу деятельность. Дюркгейм утверждал, что общество имеет приоритет над индивидом. Оно есть нечто большее, чем просто сумма индивидуальных актов, поэтому, исследуя социальную структуру, мы наталкиваемся на характеристики, имеющие “жесткость” или “твердость”, сравнимые со структурами материальной среды.

    Данная  точка зрения выражена Дюркгеймом в  его знаменитом замечании: «Когда я осуществляю свой долг брата, мужа или гражданина, то я исполняю обязательства, установленные законом и обычаем и являющиеся внешними по отношению ко мне и моим действиям... Сходным образом верующий с самого рождения обнаруживает в уже готовом виде верования и практику религиозной жизни, и, раз они существовали до него. следовательно, они существуют вне его. Система знаков, которую я использую для выражения своих мыслей, денежная система, которой я пользуюсь для уплаты долгов, кредитные механизмы, которые я применяю в своей коммерческой деятельности, процедуры, которым я следую в силу своей профессии, — все эти и подобные им вещи функционируют вне зависимости от моего пользования. В свою очередь, если обратиться к каждому члену общества, то указанные замечания справедливы в отношении каждого из них».

    В теории социологизма Э. Дюркгейм различил два взаимосвязанных аспекта: онтологический и методологический.

    Сущность  онтологического аспекта социологической  теории может быть выражена в следующих  теоретических положениях:

  1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок;
  2. Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах, с другой;
  3. Вследствие этого общество и индивид выступают в форме нескольких дихотомических пар, воплощающих разнородность этих реальностей, к каковым относятся: «индивидуальные факты» - «социальные факты», «индивидуальные представления» - «коллективные представления», «индивидуальное сознание» - «коллективное сознание»;
  4. Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная;
  5. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество – из индивидов. Первичность общества имеет два смысла: 1) исторический приоритет общества, где индивиды растворены в целом; 2) логический приоритет объекта социальных феноменов, состоящих из фактов.

     Методологический  аспект социологизма состоит в следующем:

  1. Социология не обречена оставаться отраслью общей философии, а представляет собой самостоятельную науку, способную тесно соприкасаться с конкретными фактами;
  2. Социология изучает особую, а именно социальную реальность, основу которой составляются социальные факты;
  3. В основе социальной методологии должно лежать положение, согласно которому социальные факты рассматриваются как вещи. Именно в этой точке концепции Дюркгейма онтологический аспект соприкасается, взаимопереплетается с методологическим: социальные факты не столько существуют как вещи, сколько их необходимо изучать как вещи. Дюркгейм отмечал: «Рассматривать факты определенного порядка как вещи – не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать  по отношению к ним определенную мыслительную позицию».

     Дюркгейм  подчеркивал, что социальные факты  не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им:

  1. Социальные факты выступают как  внешние по отношению к индивидам, поскольку они  заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным созданиям. Но это вовсе не означает, что они выступаю в качестве внешних по отношению к созданию коллективному.
  2. Социальные факты состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия.
  3. Социальные факты составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания, но объективную в дюркгеймовском смысле – как независимую от индивидуального сознания. Он пишет: «…когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, реальность остается все-таки объективной, т.к. я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию».
  4. Социальные факты (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда человек добровольно сообразуется с ними, он не замечает их принуждающего влияния, но принуждения появится тот час же, как только человек попытается сопротивляться.

     Один  из основных выводов, соединяющих онтологию  и методологию Дюркгейма: категорию фактов «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Они не имеют иного субстрата, кроме общества, чем отличаются от всех других фактов. социальные факты составляют собственную область социологии. К ним относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы и т.п. К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно.

     Определение социальных фактов в дюркгеймовском варианте гласит: «социальным фактом является всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления».

     Из  признания специфики социальной реальности (социальных фактов) вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества