Интервью как разновидность методов социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:42, реферат

Описание

Целью нашей работы является рассмотрение техники применения интервью как одного из основных методов сбора социологической информации.
У работы следующие задачи:
• определить сущность понятия «интервью»;
• рассмотреть основные типы интервью;
• дать характеристику существующим видам интервью;
• рассмотреть историю применения техники интервьюирования в отечественной и западной социологии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Интервью как метод социологического исследования. Сущность понятия и краткая характеристика типов интервью……………………
5
2. Применение техники интервьюирования в отечественной и западной социологии. Характеристика основных типов………………
8
3. Основные типы вопросов для проведения интервью……………….. 11
Заключение……………………………………………………………….. 15
Список литературы………………………………………………………. 17

Работа состоит из  1 файл

интервью.docx

— 43.99 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….

3

1. Интервью как метод  социологического исследования. Сущность  понятия и краткая характеристика  типов интервью……………………

 

5

2. Применение техники  интервьюирования в отечественной  и западной социологии.  Характеристика  основных типов………………

 

8

3. Основные типы вопросов  для проведения интервью………………..

11

Заключение………………………………………………………………..

15

Список литературы……………………………………………………….

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С каждым годом социология в России становится популярней, издается большое количество всевозможных пособий  и учебников, проводится множество исследований, из стен российских вузов выпускаются сотни социологов ежегодно, некоторые из которых, к сожалению, не в полной мере обладают достаточными знаниями и навыками проведения социологических исследований путем применения основных методов сбора информации. Корректность проведения процедуры сбора информации является залогом получения достоверных данных в ходе самого исследования. Современная наука включает в себя 4 основных метода: эксперимент, опрос, наблюдение и архивное исследование. Каждый из них позволяет получить необходимую информацию в соответствии с основными целями и задачами исследования. На сегодняшний день одним из самых популярных методов сбора информации является метод опроса, а именно, интервьюирование, которое применяется для получения данных, касающихся различных сторон социальной и духовной жизни человека. Именно поэтому мы считаем данную проблему актуальной и видим необходимость в более детальном рассмотрении одного из основных социологических методов сбора информации - интервью.

Целью нашей работы является рассмотрение техники применения интервью как одного из основных методов сбора социологической информации.

У работы следующие задачи:

    • определить сущность понятия «интервью»;
    • рассмотреть основные типы интервью;
    • дать характеристику существующим видам интервью;
    • рассмотреть историю применения техники интервьюирования в отечественной и западной социологии;
    • рассмотреть основные типы вопросов, применяемых в интервью.

Для написания работы были использованы теоретические методы:

  • изучение и анализ научной  литературы,
  • метод обобщения, который используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и о работе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Интервью как  метод социологического исследования. Сущность понятия и краткая характеристика типов интервью.

Интервью — разновидность опросного метода, проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).1

Это важная исследовательская техника, используемая в эмпирической социологии. Интервью может быть формальным, когда используется структурированный бланк интервью, либо неформальным, когда интервьюер может следовать в направлениях, предлагаемых интервьюируемым. Посредством интервью могут собираться как количественные, так и качественные данные. Однако надежность данных, получаемых с помощью этого метода, подвергалась сомнению в связи с тем, что социальный характер интервью может приводить к различного рода смещениям. Смещение может быть связано с вопросами, задаваемыми интервьюером, или тем, как они задаются. Интервьюируемые могут предпочесть не давать искренних ответов. Наконец, смещение может возникать в результате социального взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым.2

Метод интервью отличается строгой  организованностью и неравноценностью функций собеседников: социолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи социолога  входит сведение своего влияния на содержание ответов  респондента к минимуму и обеспечение  благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения социолога  — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Имеется множество разновидностей интервью.

 По содержанию беседы:

    • документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов);
    • интервью мнений, цель которого — выявление оценок, взглядов, суждений;
    • интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы опроса.

По технике проведения  интервью делятся на:

  • свободные;
  • нестандартизированные;
  • формализованные (а также полустандартизованные) интервью.

Свободные интервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть:

    • интенсивным ("клиническим", т.е. глубоким, длящимся иногда часами);
    • фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.

 Цель клинического интервью - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного — извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить,  какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных,  какие — на периферии  и что  вовсе  не  осталось  в  памяти.

Наконец, по способу организации  можно указать деление интервью на:

    • групповые;
    • индивидуальные интервью.

Первые применяют относительно редко, это — планируемая беседа, в процессе которой исследователь  стремится вызвать дискуссию  в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используют для быстрого зондажа мнений.3

 

 

 

2. Применение техники  интервьюирования в отечественной  и западной социологии. Характеристика основных типов.

Для отечественных источников, изданных до начала 90-х годов, характерно разделять все виды социологического опроса на анкету и интервью, а также рассматривать отдельно методику и технику применения этих методов.

Согласно отечественным  источникам, все виды интервью разделяются  по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, неформализованные (все три слова являются синонимами), с другой стороны, «несвободные», стандартизованные, формализованные.

Вопросы, как в анкетах, так и в интервью, в зависимости  от формы их построения, делятся на открытые и закрытые. К закрытым, согласно общепринятой трактовке, относятся вопросы, в которых респонденту предлагаются заранее разработанные исследователем варианты ответов. Интервью, составленные из закрытых вопросов, называются формализованными, а из открытых – неформализованными. Если в интервью имеются вопросы обоих типов, оно называется полуформализованным.

В советское время формализованное интервью как метод получения информации практически не применялось, а вместо него использовались формализованные анкеты, которые раздавались респондентам и самостоятельно заполнялись ими. В результате этого наблюдалось снижение качества получаемой информации.

  В западной социологии анкета вообще не рассматривается как самостоятельный метод опроса. Анкетой в западных методических источниках называется вопросник, который чаще всего заполняется с помощью интервьюеров, но иногда и рассылается по почте либо раздается респондентам для самозаполнения. Общепризнано, что самозаполнение анкет, как правило, ухудшает качество информации, хотя в некоторых случаях (например, при освещении интимных вопросов) этот метод может быть более предпочтительным.

Основным методом опроса, описанным в зарубежных методических пособиях, является интервью. Как и  в российских источниках, интервью делятся на формализованные и неформализованные. Формализованные интервью называются также структурированными и стандартизованными. Как и в нашей стране, эти слова часто являются синонимами. Что же касается неформализованных интервью, то здесь, по сравнению с отечественными источниками, синонимический ряд терминов является значительно более длинным. Помимо слов «неформализованное», «неструктурированное» и «нестандартизированное», этот тип интервью обозначается еще как «свободное», «открытое», «глубинное», «интенсивное», «исследовательское», «качественное». 4

Формализованное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. Формализованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, распространения психиатрических симптомов, а также для множества иных целей, включающих получение количественной информации. Формализованное интервью может применяться однократно со многими респондентами или проводиться в несколько заходов с одними и теми же респондентами для определения стабильности либо изменчивости их установок, ценностей, привычек, компонентов образа жизни и т.д.

Неформализованные интервью включают в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании неформализованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей. Содержание интервью может меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые он может представить наилучшим образом. В этих условиях использование заранее подготовленного набора вопросов часто бывает только помехой, поэтому в неформализованном интервью вопросники могут вообще не использоваться.

Неформализованное интервью, в отличие от формализованного, не требует в качестве предпосылки  для его проведения предварительной  проработки всех пунктов информации, которая должна быть получена. В связи с этим оно может быть использовано на всех стадиях исследования. Этот метод способствует достижению интуитивного понимания вопроса или проблемы, а также обнаружению непредвиденных областей релевантности в исследовании. Неформализованное интервью может использоваться также для объяснения неожиданных результатов количественных исследований, например, расхождения результатов голосования с предвыборными прогнозами, или для объяснения новых проблем, возникших в ходе исследования.5

 

 

 

 

 

3. Основные типы  вопросов для проведения интервью

  Важной частью любого интервью являются вопросы, главная цель которых - реализация целей и задач интервью. Поэтому вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований, например:

    1. По форме вопроса :
      • открытые;
      • закрытые

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен  структурировать ответ по своему усмотрению.

В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что  опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует  его позиции интервью. Закрытые вопросы  широко применяются в массовом опросе. В социологии они применяются  в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных  обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить  об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.

    • прямые и косвенные;
    • личные и безличные

Информация о работе Интервью как разновидность методов социологического исследования