Интегральная социология П.А.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:15, контрольная работа

Описание

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог 20 века. Основные труды: "Преступление и кара, подвиг и награда", "Система социологии", "Общедоступный учебник социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Современные социологические теории", "Социальная и культурная динамика", "Социологические теории сегодня".

Содержание

1. Основные принципы социологии П.А.Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. 3
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина. 13
3. Проблема социального равенства, реформ и революций в интерпретации П.А.Сорокина. 19

Работа состоит из  1 файл

Соц.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  г.Барнаула 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Социология» 

на тему: «Интегральная социология П.А.Сорокина» 
 
 
 

                                                           Исполнитель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2009

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные принципы  социологии П.А.Сорокина, ее предмет и  структура. Теория  социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог 20 века. Основные труды: "Преступление и кара, подвиг и  награда", "Система социологии", "Общедоступный учебник социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Современные социологические теории", "Социальная и культурная динамика", "Социологические теории сегодня".

П. Сорокин  делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) – процесс взаимодействия людей, иными словами, - поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Социальная генетика содержит в себе социальную аналитику и социальную механику. Практическая социология характеризуется П. Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает её.

Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нём процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Эти взаимодействия людей и объявляются им непосредственно предметом изучения социологии. П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями, выделяются социальные группы по одному какому – либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.

В историю  социологической мысли Питирим  Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.

Неоднородность  общества, его объективное деление  на разные социальные группы нашли своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно теории социальной стратификации всё общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнёс экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Говоря  об экономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или объединении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды.

 Политическая  стратификация отличается универсальностью  и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была  идентичной. Высота пирамиды политической стратификации изменяется от страны к стране, от одного периода к другому. Кроме того, в этих изменениях нет постоянной тенденции к выравниванию или возвышению пирамиды.

Существование профессиональной стратификации вытекает из двух основных групп фактов. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы  всегда находились  в низах стратификации. Профессиональные важнейшие классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.

Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или  политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

      Горизонтальная  мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно. Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения». При этом люди, принадлежащие к высшему слою в каком – то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоёв одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятия «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др.

Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, каналы социальной мобильности. Важнейшие из них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально – полезного труда». Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага – избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.

      П. Сорокин был глубоко убеждён  в том, что все возникающие  в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  решения социальных противоречий и  предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своём труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».

Тема  социальных нарушений  всегда была одной из основных тем творчества американского периода, особенно его начального этапа. Корни этого интереса обнаруживаются уже в самой первой его серьезной работе “Преступление и кара, награда и наказание”. Стержнем созданной им  концепции социальных нарушений являются войны и революции. В первую очередь Сорокин приводит классификацию и дифференциацию социальных нарушений. Он выделяет 5 классов нарушений:

    1. политические нарушения, способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;
    2. социоэкономические нарушения направленные на модификацию социального и экономического порядка;
    3. национальные и сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;
    4. религиозные нарушения – дезорганизация, раскол церковной жизни, различные конфликты и т.п.;
    5. “смешанный тип” нарушений, без единого лидирующего класса, объединяющий их в самые причудливые комбинации.      

В течение  пяти лет Сорокин обрабатывал добытые трудом многих людей материалы и данные, пытаясь установить между ними причинную и значимую логическую корреляцию. Каковы были итоги проведенного им глубочайшего исследования?

      В первую очередь Сорокин подтверждает высказанную им еще в 1927 году в статье «Обзор циклических концепций социально-исторического процесса» (журнал «Social forces») гипотезу о том, что «Существование постоянно повторяющихся идентичных циклов, будь то эволюция всего мира или история человечества, не доказано. Следовательно, соответствующие теории были бы заблуждением». Подтверждение выглядит следующим образом: «…определить периодичность в пульсации внутренних нарушений каким-либо механическим аршином ни по двадцатилетним, ни по столетним периодам невозможно»,  «…модные теории, которые пытаются интерпретировать социокультурные процессы с помощью механических принципов и описывать определяющую периодичность их, являются неверными».

      Второй  вывод Сорокина касается причин флуктуаций (увеличения или уменьшения) нарушений.  Он приходит к заключению, что выделяемые многими учеными общественные условия и отношения (неудачные войны, «плохие материальные условия», нищета, обогащение,  политическое устройство и т.п.) играют роль «вторичных факторов» при происхождении, увеличении и уменьшении социальных нарушений, усиливая или ослабляя, расширяя или концентрируя их.

      Пытаясь определить причину появления процессов  социальных нарушений, он приводит «гипотезу транзита». Суть ее такова: «Гипотеза транзита» раскрывает происхождение флуктуации и пики роста социальных нарушений.

      Внутренние  социальные нарушения есть одна из форм имманентной борьбы «интегральных», «неинтегральных» и «полуинтегральных» элементов за очередное лидерство  в обществе и культуре. Центральная  причина появления социальных нарушений в неизбежном имманентном изменении любой социокультурной  системы, когда ее доминирующие формы, достигнув предела своих потенциальных возможностей, «лимита» начинают клониться к упадку, а идущие им на смену формы еще только складываются.

      Исходным условием «извержения» социальных нарушений Сорокин считал «неустроенность» социальной или культурной или обеих вместе систем, однако, определяющую роль в его построениях оставалась за значимостью ценностей и их систем, т.е. за культурной системой. «…Неустроенность определялась им как расшатанность, несовместимость, некристаллизованность…» либо как главных и духовных ценностей, так и социальных отношений, либо только главных духовных ценностей. Когда какая-либо социокультурная система вырабатывает свой предел прочности, она ясно начинает демонстрировать признаки дезинтеграции и входит в стадию транзита, которая характеризуется бурным ростом социальных нарушений, приближающим пик социальных нарушений, который может быть острым и не очень острым, в зависимости от того, насколько стихийное протекание транзита можно сделать более управляемым и целесообразным.

Информация о работе Интегральная социология П.А.Сорокина