Идеология как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:16, реферат

Описание

Идеология – совокупность идей, вырожающ интересы её носителей.
Идеология – совокупность полит установок и убеждений.
Идеология – совокуп-ть взглядов, представлений, верований о целях развития общ-ва и чел-ка, а также средствах и путях достижения этих целей.

Работа состоит из  1 файл

Идеология как соц феномен.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

1 Идеология как  соц феномен. Сущность, структура, функции.

Идеология –  совокупность идей, вырожающ интересы её носителей.

Идеология –  совокупность полит установок и  убеждений.

Идеология –  совокуп-ть взглядов, представлений, верований  о целях развития общ-ва и чел-ка, а также средствах и путях достижения этих целей.

В идеологии  рассматриваются отношения между  людьми, отношения людей к властным структурам, опред цели и программы  полит деятельности человека, направлен  на укрепление избранной полит модели развития общ-ва.

В 2003г определили идеологию с точки зрения бел  гос-ва: Идеология – упорядоченная  совокупность идеалов кот обусловливают  бел пути развития.

Функции:

1. теоретическая 

2. воспитательная

3. образовательная

4. легитим(мобилизир)  – побуждает к активной полит деятельности и организует общество на ее реализацию.

5. амортизационная – ослабитель, когда потребности > возможностей

6. интегративная – наделяет смыслом любое полит действие и придает ему значение.

7. консолидирующая – сплочение для получения общего результата

Структура:

1правовой аспект–  Конституция РБ

2 политический  аспект – бел-ая полит-ая система

3 экон-ий аспект  – бел экон-ая модель

4 мировоззренческий  аспект – Национальная идея

Структура включает 4 компонента:

1) теоретико  – методологический (опред-ся компоненты и структура)

2) процессуальный (опред-ся свойства среды которая формируется вокруг центра принятия решения)

3) институциональный  (повыш-ся эффектив-ть деятельности институтов полит власти)

4) инструментальный (опред-ся соц механизмы для реализации полит власти)

    2 Идеология государства  – специфический  тип идеологии

    Основные  современные идеологии – либерализм, социализм, консерватизм – возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации..

    в Новое время возникает национализм. Любовь к нации-государству становилась выше, чем любовь к монарху и династии.

    Возникновение и развитие суверенного государства  Республики Беларусь актуализировало  вопрос об идеологии белорусского государства. Идеология государства – специфический тип идеологии.

    Идеология государства играет особую роль в  процессе политической социализации.

    Идеология государства охватывает все основные сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться. Эта идеология позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностям общества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества и увеличению доли и значимости сотрудничества, что хорошо соотносится с национальным характером белорусов и белорусской толерантностью.

    Идеология белорусского государства должна задействовать  духовный и интеллектуальный ресурсы  нации, которые являются важнейшими ресурсами развития особенно в современном информационном обществе.

    Идеология белорусского государства – это  государственно-патриотическая идеология, синтез государственного самосознания, культуры и духовности. 
 
 
 

    3 Формирование иделогии белорусской государственности и Перспективы развития идеологии белорусской государственности

    В 20-век человечество вошло с полным крахом надежд. Идеалом теперь стало  появление демократического государства, с разделением властей, рыночной эк-ой, с гарантированными правами  и свободами граждан, с повышенной ролью полит активности граждан.

    На  формирование бел идеологии большую  роль оказали традиции и духовные ценности славянского народа. Такие  принципы как: готовность нести свой крест, терпение к испытаниям, вера в христианские заветы и др.

    Также следует учесть что на формир-ие бел идеологии оказали влияние такие вещи как формирование Киевской Руси, Московского Княжества, ВКЛ, Рос империи, Совец-го гос-ва.

    1 января 1919 года, как известно, была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

    На  основе БССР в 1991 году была провозглашена  суверенная Республика Беларусь. В марте 1994 года принята Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.

    В дискуссии о путях дальнейшего развития белорусской государственности определились три концептуальных подхода. Первый подход — совершенствование существующей суверенной белорусской государственности. Второй подход — узаконить национальную государственность белорусского народа. И третий — превратить Беларусь в составной компонент Западной Европы.

    Попытаемся  конкретизировать каждый из названных  концептуальных подходов.

    Несостоятельность третьей посылки лежит на поверхности: Беларусь никогда этнокультурно  не принадлежала Западной Европе. В Западной Европе собственные многовековые культурные традиции, что исключает их простое заимствование. Не говоря уже о традиционно высоких затратах на образование, которые другие регионы не могут и в обозримой исторической перспективе не смогут себе позволить по чисто экономическим причинам.

    Наиболее  эффективной, а, следовательно, приемлемой для белорусского общества является первая альтернатива, а именно: Данный путь развития белорусской государственности основывается на исторической преемственности, он предполагает выяснение тенденций общественного развития, внимательное отношение к историческому опыту, выявлению положительного в созданных ранее государственно-правовых формах.  
 

4. Идеология бел  государства в  контексте современ  идеологич концепций  и доктрин

Типы  идеологии подразделяются на классические и современные

К класич относят:

Либерализм  – образ мышления и деятельности для кот характерна независимость от принципов и привычек, традиций, ликвидируются всяческие принуждения индивида со стороны гос власти.

Консерватизм  – идеология ориентируется на сохранение и поддержание исторически  сложившихся форм гос и общественной жизни

Социал-демократизм  – идеалы общественного устройства, основанные на приоритете общественной собственности, отсутствие эксплуатации, справедливость распределения материал благ.

К современ относят:

Глобализм – постепенное преобразование разнородного мирового соц-го пространства в единую глобалную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, услуги, капиталы, товары. 
 
 
 

    5. Содержание и структура  мировоззренческого  компонента.

    Мировоззренческий правовой поиск обновленных ценностей  происходит на фоне глубокого духовного кризиса охватившего все современное общество.

    В 20-век человечество вошло с полным крахом надежд. Идеалом теперь стало  появление демократического государства, с разделением властей, рыночной эк-ой, с гарантированными правами  и свободами граждан, с повышенной ролью полит активности граждан.

    На  формирование бел идеологии большую  роль оказали традиции и духовные ценности славянского народа. Такие  принципы как: готовность нести свой крест, терпение к испытаниям, вера в христианские заветы и др.

    Также следует учесть что на эволюцию духовных ценностей оказали влияние такие вещи как формирование Киевской Руси, Московского Княжества, ВКЛ, Рос империи, Совец-го гос-ва.

    6. Национальное гос  самосознание и  этноконфессиональные  идеал

       В структуре конфессий в республике основную долю занимают православные, католические и протестантские общины.

       Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой  сложную систему отношений, которые  включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов.

       Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается  повышение роли религиозного фактора,; произошло превращение страны в  многоконфессиональное государство  с доминирующими христианством;

       Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных  организаций и объединений в  борьбе за влияние на население и  пополнение своей паствы, религиозные  организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Заметное возрастание числа новых религиозных организаций, главным образом, связано с реальным соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий, а также с возможностью верующих граждан открыто, никого не боясь, легализовать свои религиозные убеждения.

       Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших  нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы.

       ряд так называемых новых религиозных  движений, преимущественно тоталитарной направленности, воспользовавшись либерализацией религиозной жизни белорусов, объективно содействует развитию нетерпимости в обществе.

       О состоянии конкуренции между  традиционными религиями можно  сказать следующее. Опыт совместного  сосуществования на территории поликонфессионального  и многонационального государства  делает в настоящее время невозможным открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, но это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, традиционных для Беларуси.

       Республика  Беларусь несмотря на значительную религиозность  является в значительной степени секуляризированной страной. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей. 
 
 
 
 

7 Политическая  культура и идеологические  процессы в бел  обществе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Идеология как социальный феномен