Государство не относится к вечным феноменам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 01:15, контрольная работа

Описание

Государство не относится к вечным феноменам. Существовали и существуют до сих пор общества, в которых не создали для управления особые специализированные и публичные институты обладающие возможностью использовать легитимное принуждение. В обществе без государства отсутствует власть центральной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящий свою деятельность на базе юридических норм. Как же происходит переход от общества без государства, к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию, стремление лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации в однородную социальную группу, господствующую над остальной частью общества. Так появляется социальная стратификация, т.е. организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения. Таким образом, любая политическая система есть иерархическое соединение управляющих и управляемых, причем обладающих властью составляют меньшинство, называемое часто « политической элитой».

Содержание

Ведение 3

Предпосылки создания правового государства 4
2.Понятие и сущность государства 4
2.1Понятие и определение государства 4
3. Признаки и сущность государства 6
3.1 Признаки государства 8
3.2 Признаки общества и государства 8
4. Функции государства и цели 11
5. Формы государства 12
6. Место и роль государства в системе общества 13
6.1 Взаимосвязь государства и общества 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Государство не относится к вечным феноменам.docx

— 38.41 Кб (Скачать документ)

 

 

 

                                                                                                      Приложение 1

                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

Ведение                                                                                        3

 

  1. Предпосылки создания правового государства                  4

  2.Понятие и сущность государства                                            4  

      2.1Понятие и определение государства                                 4

 3. Признаки и сущность государства                                            6

      3.1 Признаки государства                                                           8                                                                                

      3.2 Признаки общества и государства                                      8

 4. Функции государства и цели                                                       11

 5. Формы государства                                                                        12

 6. Место и роль государства в системе общества                          13

      6.1 Взаимосвязь государства и  общества                                   14

Заключение                                                                                          17

Список используемой литературы                                                     18

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ 

Государство не относится к вечным феноменам. Существовали и существуют до сих  пор общества, в которых не создали  для управления особые специализированные и публичные институты обладающие возможностью использовать легитимное принуждение. В обществе без государства  отсутствует власть центральной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящий свою деятельность на базе юридических норм. Как же происходит переход от общества без государства, к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате  развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию, стремление лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации в однородную социальную группу, господствующую над остальной частью общества. Так появляется социальная стратификация, т.е. организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения. Таким образом, любая политическая система есть иерархическое соединение управляющих и управляемых, причем обладающих властью составляют меньшинство, называемое часто « политической элитой».

 

 

 

 

 

 

                        1.  ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

  • Производственные отношения основаны на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства.
  • Режим демократии, парламентаризма, суверенитета народа.
  • Высокий уровень политического и правового создания людей политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными делами.
  • Создание внутренней единой и непротиворечивой системы законодательства.
  • Гражданское общество, т. е система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

2.1 Понятие и определение государства.

Широкое распространение  получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми и власти.

Известный государствовед  Л.  Дюги выделял четыре элемента государства:

  • Совокупность человеческих индивидов;
  • Определенную территорию;
  • Суверенную власть;
  • Правительство.

« Под  именем государства, - писал Г. Ф. Шершеневич, понимается союз людей, осевших в  известных границах и подчиненных  одной власти».

Рассматриваемое определение, верно, отражает некоторые черты (признаки) государства, но послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие с обществом; третьи- с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть:

«Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в  семье, но государства тут не было».

Не согласны и с приведенным понятием сторонники психологической теории права Ф.Ф. Кокошкин. Он утверждал:

Государство не совокупность людей определенного  рода, а отношения между ними, форма общения, известная психологическая  связь между ними. Однако «форма общежития, форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не все государство». Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс, они считали, что это  «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».

Много лет  спустя Ф. Энгельс сформировал краткое, но  самое  конфронтационное определение, согласно которому « государство  есть не что иное, как машина для  подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: « Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Выводя на первый план насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка. В современной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефинициация синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства в целом  приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому точной будет следующая формулировка: государство- это политическая организация общества, осуществляющаяся по средствам государственного механизма управления делами общества, суверенную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права свободы граждан, законность и правопорядок.

  1. Признаки и сущность государства.

Понятие слова его характеристики конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знание о нем, подчеркивая его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно- политического института.

    1. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ населения и осуществления публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обуславливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно – организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распространяется суверенная власть, а население, на ней проживающее превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт- подданство или гражданство.
    2. ПУБЛИЧНАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ. Публичной она называется потому, что совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего народа и использовалась ими для самоуправления. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат), без которого физического воплощения государственная  власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях публичная власть, становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.
    3. Государственный суверенитет. « Понятие государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной придать ей исключительное монопольное значение. Суверенитет на свойстве государственной власти заключается в ее совершенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
    • Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, партии и общественные организации данной страны.
    • Ее прерогатива (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое появление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
    • Наличие у нее таких средств воздействия которыми, никакая другая общественная власть не располагает( армия, полиция, милиция, тюрьмы и д. р. ).

Неразрывна связь государства  и права. Без него государство  существовать не может. Права юридически оформляет государство  и государственная власть и тем самым делает их легитивными.

Сущность государства - это смысл, главное, глубинное в нем, что  определяет его содержание, назначение и функционирование. Иными словами, вопрос о существовании государства - это вопрос о том, кому принадлежит  государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

                                          3.1 Признаки государства

  • Органы управления
  • Система права
  • налоги
  • территория
  • население
  • суверенитет
  • политическая деятельность
  • гражданство                                                                                                                                                                            

                     3.2 ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство — как искусственный политический конструкт — учреждение или  институт,  призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие "страна" описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Итак, страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые пароды и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Население Земли стало походить на плотно упакованный контейнер. За лучшие территории развернулись настоящие битвы. Из курса истории вы знаете, что причинами первой и второй мировых войн были попытки держав переделить мир. Таким образом, страны — результат территориального раздела мира, который начался несколько веков назад. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество — самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

  1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.
  2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
  3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
  4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
  5. У него собственное название и собственная история.
  6. Оно обладает собственной системой управления.
  7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Нетрудно  догадаться, что подобным критериям  соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровнородственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя на первый взгляд у них есть все необходимые для этого: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.                                                                                                                             На основе этого можно сделать вывод: признаки общества Э. Шилза достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровнородственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

    1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА- товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам, на равных началах.
  • ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ - они связаны с производством, или потреблением благ, издержки и выгоды для третьих лиц.

                 Отрицательные и положительные  внешние эффекты.

Информация о работе Государство не относится к вечным феноменам