Государство как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 20:18, контрольная работа

Описание

На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Древнегреческий мыслитель Платон определял государство как общность людей достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших.

Работа состоит из  1 файл

государство как социальный институт.docx

— 27.09 Кб (Скачать документ)

     Государство как социальный институт

     На  современном этапе развития российского  общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Древнегреческий мыслитель Платон определял государство как общность людей достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших. Аристотель давал определение государству как "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающиеся и ни от кого другого не зависящие".

     Сам термин "государство" впервые  применил Н. Макиавели, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.

     Государство является социальным институтом организации  жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в  отличие от гражданского общества, в основе которо?го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

     Государство - мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим  образом. С одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

     Центральным пунктом для разработки теории государства  является интерпретация понятия  власти. Для социологов, разрабатывающих  проблемы социального государства концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин "власть" не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.

     Определение понятия и характера власти в  обществе имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго  до появления государства, проводил разграничение между властью  и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и  после уничтожения классов.

     С точки зрения долженствования государство - гарант уверенности граждан в  обладании своей собственностью. "Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение - это начало, откуда вытекает как общественное, и национальное, так и частное богатство, - часто  оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения  общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации" (1).

     Государство представляет собой устойчивый тип  и форму социальной практики, посредством  которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство  как социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного  типа государства.

     Совокупная  сущностная характеристика государства  включает в себя: социальное назначение государства; его организационную  структуру; специфические возможности, права и полномочия в сравнении  с другими общественными институтами; характер отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование  хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений  и духовной жизни.

     Некоторые исследователи 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юнг, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин и др.) указывали на следующие  признаки государства: 1) право государства  употреблять силу; 2) оно охватывает все сферы жизнедеятельности; 3) право  обязательного привлечения к  его членству всех граждан; 4) наличие  своей территории; 5) независимость  и суверенность.

     "К  сожалению, россияне из поколения  в поколение сталкиваются с  такими формами государства, которые  не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики" (2).

     Ф.Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства являются: а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.

     Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того каким типом государства  оно является. "Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и других общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое" (3).

     Важнейшими  характеристиками государства  являются государственное  устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества.

     "Государственное  устройство России имеет три  уровня публичной власти: федеральный  центр, субъекты Федерации и  местное самоуправление. Каждый  уровень обладает собственной  исключительной компетенцией, вторгаться  в которую органы иного уровня  власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется  на законодательную исполнительную и судебную" (4).

     Таким образом, государственное устройство находит свое выражение в территориальной  организации государственной власти, характере взаимоотношений между  государством в целом и его  частями, а также между частями  государства, центральными и местными органами. Одним из его типов является социальное государство.

     Обобщая, можно выделить следующие признаки государства: 1) наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением  всем обществом и охраной его  экономической и социальной структуры; 2) наличием монополии на принудительную власть в отношении всего населения; 3) правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики - экономической, социальной, военной - от имени всего общества внутри и вне страны; 4) суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) организацией власти по определенному территориальному делению; 6) монопольным правом на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др. (5). Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание условий по повышению благосостояния своих граждан, развитие человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

     "Под  государством в более узком  смысле слова обычно понимается  организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов  (классовых, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной  территории. Государство - универсальная  общественно-политическая организация  (целостность), обладающая публичной  властью т специализированным  аппаратом управления социальными  процессами в пределах определенной  территории, на которую распространяется  ее суверенитет.  

     К числу важнейших атрибутов современного государства относятся:

     -    государство является единственным официальным представителем всего общества;

     -    выполняет общесоциальные функции;

     -    имеет право - систему норм, санкционированных государством;

     -    обладает, как правило, монополию на правотворчество;

     -    находится в устойчивых правовых связях с населением, приживающим на его территории (институт гражданства);

     -    обладает суверенитетом;

     -    имеет специальный аппарат власти и управления;

     -    использует право принуждения и использует его;

     -    обладает вооруженными и другими специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность;

     -    имеет систему правосудия (конституционный, арбитражный, уголовный, гражданский суд);

     -    обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютные запасы и др.) и применяет систему налогов и займов;

     -    имеет административно-территориальное деление;

     -    имеет свои символы (герб, гимн, флаг) и памятные даты" (6).

     В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. "Оно декларировало общенациональные ценности, и качество и сообразно  этому определяло меру и формы  реального участия населения  в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем  государственного аппарата. Характерной  особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно  подавляло политическую субъективность человека - нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для  человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной  России задача построения социального  государства равносильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности.

     На  рубеже 80-90-х годов государство  утрачивает монополию на выдвижение и обоснование общенациональных ценностей, но, это существенно не изменило суть практики социализации, которая по прежнему направлена на ограничение политической субъективности человека, на сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведения россиян. ... И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развинчиваются стереотипы о том, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезорганизации" (7).

     В современном мире демократическое  государство в наилучшей степени  обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком  государстве в многообразии функций  на одно из первых мест выдвигается  его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство  создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует  возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов  социальной структуры, способствует улучшению  социального положения граждан  и социальных групп.

Информация о работе Государство как социальный институт