Государство как социальный институт. Государство и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:55, реферат

Описание

Процесс возникновения государства и права. Проблемы государственного устройства, формы правления, политического режима.

Работа состоит из  1 файл

Государство как социальный институт 2.doc

— 29.50 Кб (Скачать документ)


 

 

Государство как социальный институт. Гос-во и общество

 

Под углом зрения политического бытия история человечества четко делится на две стадии - стадию дополитической и стадию политической организации общества. Рубежом между ними выступает возникновение государства, древнейшего и центрального политического учреждения. Государство - центральный политический институт, который сосредотачивает в себе максимальную политическую власть. Государство как политическая организация имеет определенные признаки, отличающие его от негосударственных полит. орг-ций: определенную территорию, наличие публичной власти, системы взимания налогов как основного источника существования государственного аппарата, систему законов права, суверенность (независимость).

 

Существует целый ряд трактовок процесса возникновения го-ва. Наиболее известны: патриархальная теория, теория насилия, психологическая теория, расовая концепция, договорная и классовая теории. Родоначальником патриархальной концепции был Аристотель. Он утверждал, что гос-во - высшая форма человеческой жизни, реализует социальные инстинкты человека в совместной жизнедеятельности и общении. Государственная власть трактовалась как продолжение отцовской. Патриархальная теория в средние века обосновывала «отеческую» - абсолютную власть монарха. Теория насилия, сторонниками которой были К. Каутский, Е. Дюринг утверждала, что основой возникновения гос-ва выступают не социально-экономические процессы, а процесс завоевания одного общества другим. Возникновение государства и права опирается только на силу, т.к. иначе невозможно удержать в единстве противоположности -правящих и управляемых, эксплуататоров и эксплуатируемых, победителей и побежденных -и обеспечить господство одних над другими. Психологическая теория, сформировавшаяся в сер. 19 в. трактовала государство как реализованную психологическую потребность людей - во властвовании и подчинении, послушании и повиновении. Расовая теория приобрела особую популярность в конце 19 - 1-й пол. 20 в. в связи с формированием фашистской и национал-социалистической идеологии и практики. Приверженцы ее подчеркивали неравноценность человеческих рас, приписывая одним статус высших и способность к созданию ценностей цивилизации, низводя другие до статуса низших, способных только к повиновению. В Германии в эпоху расцвета национал-социализма всемирная история была переписана как история борьбы арийцев с другими расами (славянами, семитами). В настоящее время наиболее влиятельными концепциями, определившими в основном диапазон понимания природы гос-ва считаются договорная и классовая концепции происхождения гос-ва.

 

Классовая концепция в наиболее полном виде сформировалась в философии марксизма. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждал, что гос-во - продукт общества на известной ступени развития, возникает как сила, держащая в границах «повиновения» классы с противоречивыми экономическими интересами, обеспечивающая одним классам господствовать над другими».

 

Договорная концепция гос-ва и права (Спиноза, Гоббс, Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта др.,17-18 в.в., эпоха буржуазных революций) утверждает, что гос-во - результат объединения людей на основе добровольного договор. Переход людей из «естественного» состояния в государственное продиктован необходимостью прекратить войну «всех против всех» (Гоббс) или сформировать единый механизм решения социальных конфликтов (Локк). Таким образом, государство выступает от имени и во имя интересов всех людей, социальных групп, общества как целого, примиряет конфликты, разрешает противоречия. Марксисты оценивали эту теорию как теоретическую основу оппортунизма и ревизионизма в рабочем движении. Именно эта концепция в наибольшей степени выразила основную цивилизационную тенденцию - к интеграции человеческого сообщества. В делегировании обществом части своих свобод им же поставленной над собой власти и состоит суть общественного договора. Без такой интеграции цивилизация с самого начала не могла бы состояться.

 

Государство - важнейший правовой и социально-управленческий институт. Сложный характер гос-ва как социально-управленческого института отражается в его функциях. Древнейшей является хозяйственно-организаторская функция: в условиях отсутствия частной собственности (азиатский способ производства, командно-административная система) эта роль - в прямом директивном руководстве. В условиях развитых рыночных отношений, с одной стороны, чем сильнее вмешательство гос-ва, тем ниже уровень предпринимательского интереса, с другой - вмешательство гос-ва безусловно необходимо для решения проблем общесоциального характера.

 

Важное значение для управления обществом имеет решение проблем государственного устройства, формы правления, политического режима. Существуют определенные формы государства: способ государственного правления - монархия и республика; способ государственного устройства - унитарное, федеративное и конфедеративное государство; существуют определенные политические режимы - тоталитарный авторитарный, демократический.



Информация о работе Государство как социальный институт. Государство и общество