Государственное регулирование малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.

Содержание

Глава 1. Развитие малого бизнеса в России
1.1. Характеристика Российского малого бизнеса
1.2. Правовые основы малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России. Финансирование и инвестиционная поддержка
2.1. Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий
Заключение

Работа состоит из  1 файл

гос. регул. курсовая.docx

— 59.32 Кб (Скачать документ)

1. Развитие научно-аналитического и информационного обеспечения механизма инвестиционной поддержки сферы МСБ. Главной задачей здесь является разработка системы приоритетов финансирования по основным направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий по их реализации с целью отражения интересов всех уровней.

2. Усиление целевой направленности и перенесение центра тяжести процесса активизации инвестиционной деятельности малых и средних предприятий на региональный уровень. Региональную политику инвестиционной поддержки таких предприятий необходимо строить с учетом качественных характеристик экономики региона, формирующих особенности развития и поддержки МСБ. При этом должны учитываться степень развития промышленного производства, ресурсная база, насыщение потребительского рынка, региональные проблемы занятости и социальной защищенности населения. Только комплексный учет всех этих факторов позволит выработать меры, обеспечивающие привлечение предпринимателей в сферы, наиболее отвечающие потребностям людей, и стимулировать развитие экономики в первую очередь за счет местных возможностей.

3. Развитие перспективных форм финансирования и поддержки сферы МСБ. Для усиления целевой направленности инвестиционного процесса в этой сфере и повышения его эффективности местные администрации должны быть с самого начала сориентированы на главные (приоритетные) направления в создании прогрессивной инвестиционной инфраструктуры МСБ.

4. Создание целостной инвестиционной инфраструктуры МСБ. Специализация организаций кредитно-финансовой системы МСБ может осуществляться по двум направлениям: а) инвестиционному — путем образования финансовых организаций, специализирующихся на инвестиционных операциях; б) ориентированному именно на операции с МП. Возможны и различные комбинации указанных направлений специализации кредитно-финансовых организаций сферы МСБ. Но в любом случае этим организациям должны предоставляться определенные льготы со стороны федеральных и региональных органов.

К сожалению, в настоящее время создание специализированных инвестиционных банков и паевых инвестиционных фондов, аккумулирующих средства частных  инвесторов для размещения в качестве портфельных инвестиций в малые  предприятия и объекты инфраструктуры МСБ, упирается в недоверие населения, страшащегося очередных «финансовых  пирамид». Поэтому на начальном этапе  необходима определенная идеологическая подготовка населения и представителей малого бизнеса. Не менее важно, чтобы  для повышения доверия и предоставления гарантий подобные специализированные инвестиционные организации создавались  под эгидой государственных, общественных или коммерческих организаций, уже  имеющих успешный опыт работы в сфере  малого предпринимательства и пользующихся авторитетом в этой области.

5. Роль агентств поддержки малого и среднего бизнеса в развитии кредитно-финансового и инвестиционного механизмов сферы МСБ. Эти агентства, действуя в регионах, в силу своего статуса имеют ряд особенностей, ставящих их в достаточно выгодное положение в предоставлении соответствующих услуг. Во-первых, региональные агентства полностью специализированы в своей области. В отличие от многих других организаций, для которых работа по поддержке МСБ является лишь временной или сопутствующей основной деятельности, эти агентства могут использовать преимущества своей специализации для эффективного постоянного накопления опыта и информации, привлечения высококвалифицированных специалистов, формирования постоянных связей с соответствующими административными органами и т.п. Поэтому услуги региональных агентств отличает хорошее качество, их консультации и другие формы поддержки малого и среднего бизнеса в целом высокопрофессиональны, а рекомендации — полезны и практически осуществимы. Во-вторых, такие агентства могут использовать все разнообразие форм и методов предоставления поддержки малому и среднему бизнесу. Это, в свою очередь, обеспечивает комплексность предоставления соответствующих услуг. В-третьих, региональные агентства изначально включены в систему федеральной, региональной и местной поддержки МСБ, что немаловажно для успешной реализации их регистрационных, инвестиционных и других функций. В-четвертых, региональные агентства объективно складываются в общую сеть взаимосвязанных и взаимно полезных организаций, охватывающих практически всю территорию России.

 

2.3. Налогообложение малого бизнеса.  Влияние упрощенной системы налогообложения  на финансовое состояние малых  предприятий

 

Сложившаяся в экономике ситуация требует  незамедлительного совершенствования  налоговой системы. Проблема чрезвычайно  многогранна и делится на ряд  частных проблем; К ним относятся: введение монополий на ряд товаров, ограничения доходов естественных монополистов, налоговое стимулирование инвестиционного процесса и производителей и много других. Какие-то мероприятия  надо проводить немедленно, чтобы  получить быстрый эффект, с какими-то можно подождать до определенной перспективы.

Представляется, что рациональное решение налогообложения  малого бизнеса, в котором влияние  неустойчивого, кризисного состояния  финансовой системы на деятельность хозяйствующих субъектов проявляется  особенно остро, может дать положительный  результат достаточно быстро, поскольку  одной из особенностей этого вида бизнеса является не столько его  способность быстро разрушаться, сколько  способность быстро восстанавливаться.

Нельзя  сказать, что в последние годы налогообложению малого бизнеса  совсем не уделялось внимания. Скорее наоборот: здесь значительно больше новаций, чем в других секторах экономики. Прежде всего это отражается в  выходе в 1995г. Федерального закона "О  государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и  в 1996г. Закона "Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с учетом изменений от 01.01.2003г.. В  июле 1998 г. вышел Закон "О едином налоге на вмененный доход для  определенных видов деятельности".

С 1 января 2003 года применение упрощенной системы  налогообложения (далее УСН) регулируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения или  возврат к общей системе (общему режиму) налогообложения осуществляется юридическими лицами (организациями) и  физическими лицами (индивидуальными  предпринимателями) добровольно в  порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности осуществляется малыми предприятиями при условии  их соответствия следующим критериям:

1. Среднесписочная  численность работников (до 15 человек), включая работающих по договорам  подряда и иным договорам гражданско-правового  характера, а также работников филиалов и подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами

2. Совокупный размер валовой  выручки в течение года (не  выше 100.000-кратного размера МРОТ), предшествующему кварталу, в котором  подано заявление на право  применения упрощенной системы

Не имеют  право применять упрощенную систему  налогообложения8:

1.Организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных  полезных ископаемых;

2.Банки;

3.Страховщики;

4.Инвестиционные  фонды;

5.Профессиональные  участники рынка ценных бумаг;

6.Организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся игорным бизнесом;

7.Негосударственные  пенсионные фонды;

8.Ломбарды;

9.Нотариусы,  занимающиеся частной практикой;

10.Организации,  имеющие филиалы (или) представительства;

11.Организации  и индивидуальные предприниматели,  являющиеся участниками соглашений  о разделе продукции;

12.Организации  и индивидуальные предприниматели,  переведенные на систему налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности в соответствии  с главой 26.3 НК РФ;

13.Организации  и индивидуальные предприниматели,  переведенные на систему налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)  в соответствии с главой 26.1 НК  РФ.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ право на применение упрощенной системы налогообложения не предоставляется  организациям, у которых доля непосредственного  участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение  не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит  из вкладов общественных организаций  инвалидов, если среднесписочная численность  инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в  фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

В случае если совокупная доля участия федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации или муниципальных  образований в организациях составляют более 25 процентов, то такие организации  не вправе применять упрощенную систему  налогообложения.

Приказом  МНС России от 19 сентября 2002 г. №  ВГ-3-22/495 (далее - Приказ № ВГ-3-22/495) утверждено пять форм документов, рекомендуемых  для применения организациями и  индивидуальными предпринимателями, переходящими на упрощенную систему  налогообложения либо возвращающимися  на общий режим налогообложения.

 Порядку  перехода на упрощенную систему  посвящены три формы, а именно:

- форма  № 26.2-1 «Заявление о переходе  на упрощенную систему налогообложения»;

- форма  № 26.2-2 «Уведомление о возможности  применения упрощенной системы  налогообложения»;

- форма  № 26.2-3 «Уведомление о невозможности  применения упрощенной системы  налогообложения».

Согласно  пункту 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения  также может быть признан один их двух возможных, а именно:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта  налогообложения осуществляет сам  налогоплательщик. При этом выбранный  объект налогообложения не может  меняться налогоплательщиком в течение  всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

В статье 6 Закона № 104-ФЗ установлено, что выбирать объект Налогообложения налогоплательщики, переходящие на упрощенную систему  налогообложения, могут только до 2005 года. Начиная с 1 января 2005 года для  всех налогоплательщиков, применяющих  упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, объектом налогообложения будет доход, уменьшенный  на величину расходов.

Единый  налог на совокупный доход уплачивается по ставке 15 процентов.

Предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения  и избравшие в качестве объекта  налогообложения доход, уплачивают налог по ставке 6 процентов.

С 1 января 2003 года суммы единого налога зачислятся на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения  в бюджеты всех уровней и бюджеты  государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации.

 

Доходы

Доходы - Расходы

Ставка 6 %

Ставка 15 %


 

Нупл = Н НБ - СВ

Нупл - сумма налога, подлежащего уплате

Н НБ - налог, исчисленный с налоговой базы (НБ*6%)

СВ - сумма страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование

Уплате подлежит либо налог, исчисленный  с налоговой базы, либо минимальный  налог в зависимости от того, что  будет больше

(Минимальный налог = Доходы*1%)


 

 

Заключение

 

Хотелось  бы надеяться, что в ближайшее  время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий малого бизнеса к  сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в  экономической истории нашей  страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как  в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности  и сбалансированности. Малое предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

 Хотелось  бы заметить, что несомненная  перспективность сектора малого  и среднего предпринимательства  в современной экономике и,  следовательно, большой интерес  к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию  в системе антикризисных мер,  но и как долговременное направление  структурной политики, естественным  образом обеспечивающей органическую  смычку воспроизводственных и  рыночных процессов в российском  хозяйстве, реализацию современной  стратегии экономического роста  в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия,  особенно в случае удовлетворительной  разработки новой государственной  политики в области малого  предпринимательства, могут стать  основой рыночных структур во  многих отраслях, обеспечить перелив  инвестиций в сферы наиболее  эффективного приложения ресурсов  и тем самым соединить процессы  структурной политики и формирование  всероссийского рынка.

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса в России