Государственное регулирование малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.

Содержание

Глава 1. Развитие малого бизнеса в России
1.1. Характеристика Российского малого бизнеса
1.2. Правовые основы малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России. Финансирование и инвестиционная поддержка
2.1. Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий
Заключение

Работа состоит из  1 файл

гос. регул. курсовая.docx

— 59.32 Кб (Скачать документ)

В последнее  время в печати появились сообщения, что многие страховые компании и  их фирмы с большой настороженностью относятся к малым предприятиям при заключении договоров имущественного страхования, рассматривая их как источник повышенного риска. Ужесточение  же страховыми компаниями требований к порядку заключения договоров  вполне оправдано.

Страховые компании оказали существенную помощь большинству малых предприятий  при их становлении и продолжают оказывать ее в процессе функционирования. Как правило, коммерческие банки  выдают таким предприятиям краткосрочные  кредиты только при условии, что  гарантия их возврата будет обеспечена договором страхования ответственности  заемщика за непогашение кредита, заключенного заемщиком со страховой организацией в пользу банка. Но все равно банки  не всегда выдают кредиты даже в  этом случае, а после кризиса 1998 года страхование практически прекратилось.

Многие  страховые компании по заключенным  с малыми предприятиями договорам  страхования ответственности заемщика за непогашение кредитов потерпели  крупные убытки в связи с невозвратом  полученных средств кредиторам, а  некоторые обанкротились, поскольку  заемщики скрылись. Основной причиной этих негативных явлений послужило  то, что в целом ряде случаев  страховые компании принимали на страхование риски ответственности  без достаточной проработки обоснованности целевого использования кредитов и  гарантий обеспечения их возврата.

Мелким  и средним предприятиям для развития их производственной деятельности необходима государственная поддержка, протекционистская  политика по отношению к малому бизнесу. Должны быть созданы твердые законодательные гарантии для стабильной работы мелких и средних предпринимателей, стимулирующие их деятельность по производству отечественных товаров на уровне мировых стандартов, а также сельскохозяйственной продукции.

В целях  снижения налогооблагаемой базы предприятий  страховые союзы, ныне объединившиеся во Всероссийский союз страховщиков, неоднократно обращались в Правительство  Российской Федерации по вопросу  включения страховых взносов  по договорам страхования имущества  предприятий, жизни работников и  гражданской ответственности за причинение вреда имущественным  интересам третьих лиц в себестоимость  продукции (работ, услуг).

На деятельность предприятий малого бизнеса негативно  влияет откровенно фискальная государственная  налоговая политика, в ряде случаев  доходящая до абсурда.

Так, если руководство предприятия в целях  социальной защиты имущественных и  личных интересов работников своего предприятия заключит договоры страхования  их имущества и страхования жизни  с уплатой страховых взносов  за счет средств предприятия, то по действующему налоговому законодательству суммы взносов должны быть включены в налогооблагаемую базу при исчислении налога каждому конкретному работнику.

Более того, если наступит страховой случай и  застрахованному страховая компания выплатит возмещение по имущественному страхованию в покрытие ущерба или  страховое обеспечение по личному, то выплаченные суммы включаются в совокупную налогооблагаемую базу получившего эти суммы.

Законодатель, устанавливая нормы по подоходному  налогу с физических лиц, исключил такое  нравственное понятие, как необходимость  защиты имущественных и личных интересов  предприятия его руководителем  и посчитал суммы, выплачиваемые  по договорам страхования в возмещение ущерба, доходом пострадавшего от страхового события. В результате в ряде случаев размер страхового возмещения уменьшается до 40%.

Проводимая  государством налоговая политика и  в отношении страховых компаний серьезно осложняет функционирование страхового рынка России. Налоговые  нормы, установленные законодательством  для страховых компаний необоснованно  приравнены к банковской системе. В  связи с этим финансовое становление  страховых компаний происходит крайне медленно.

В настоящее  время большинство крупных предприятий  для покрытия страховых рисков предпочитают заключать договоры с иностранными страховыми компаниями. В результате десятки миллионов валютных средств  в виде страховой премии уходят за рубеж.

В целях  активизации национального страхового рынка, увеличения его емкости и  финансовых возможностей российских страховых  компаний было бы целесообразно пересмотреть отношений к страхованию, снизить  размеры налогов на страховые  операции. Это создает возможность  расширить страховые операции и  значительно увеличить объем  инвестиций в экономику государства.

По данным опроса руководителей МП, в доступе  к кредитным ресурсам они испытывают на себе как общую жесткость кредитно-денежной политики, так и проявление дискриминационной  политики банков по отношению к МСБ. При этом среди трудностей в доступе  к кредитам лидируют ценовые ограничения (очень высокие проценты отметили 47,6% руководителей МП), затем следует  комплекс неценовых ограничений  — нереальный залог и гарантии (21,9%), ограниченность сроков кредитования (14,3%), недоступность инвестиционных кредитов (10,5%), далее — субъективные оценки дискриминирующих условий (17,1%), при этом роль организационных факторов невелика.

Коммерческие  банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий из-за отсутствия отработанных технологий по инвестированию их, необходимости рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке. Банки не хотят рисковать, поскольку уже имеют негативный опыт исчезновения кредитуемых фирм, невозврата кредитов, сокрытия залога, в том числе в сфере МСБ. Поэтому для обеспечения страховки и возможности контроля круг кредитуемых организаций ограничивается теми, которые держат расчетный счет в банке, являющемся предполагаемым кредитором. Банки избегают кредитовать вновь организованные фирмы, при этом обязательно требуют залог при гарантии от третьей стороны, которая может поручиться за МП своим имуществом. Уровень процента учитывает степень риска, который для МП достаточно высок; стандартные сроки, на которые предоставляется кредит колеблются от трех месяцев до полугода.

Отсюда  вывод: российским банкам необходимо развивать  финансовые услуги для МСБ, соответствующие  тем, что существуют на Западе. Прежде всего это относится к необходимости детальной проработки и экспертизы каждого проекта, независимо от суммы кредитования, и к совершенствованию способностей банков оценивать ссуды, основываясь более на знании рынка и потенциальных ресурсов предприятий, чем на стоимости их основных фондов и размере залога7.

Большого внимания заслуживают  появившиеся и заметно развившиеся  специфические негосударственные  структуры поддержки малого и  среднего предпринимательства. Одной  из первых таких структур стало созданное  в 1992 г. Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса (далее  Российское агентство). Его основная задача состоит в содействии развитию предпринимательской активности населения  путем предоставления широкого комплекса  консультационных, информационных и  экспертных услуг для начинающих предпринимателей, малых и средних  предприятий. Речь идет о консультациях  по вопросам экономической, финансовой, налоговой политики и ведению бухгалтерского учета; о помощи в разработке учредительных документов, в регистрации предприятий и лицензировании их деятельности, выработке фирменного стиля; об обучении (на основе специальных программ, разработанных Российским агентством при участии британских специалистов) практическим деловым навыкам для успешного развития собственного дела (имеются в виду бизнес-планирование, маркетинг, реклама, этика предпринимательства и др.); об оказании информационно-справочного содействия по внешнеторговым операциям, таможенным вопросам и другим проблемам нормативно-правового характера.

Российское  агентство постоянно стремится  к расширению сферы своей деятельности. В последнее время это прежде всего касается вопросов поддержки  инвестиционной активности предприятий  МСБ. Для этого в структуре  агентства выделен специальный  инвестиционный отдел, задачи которого сейчас таковы: подготовка и проведение обучения и консультирования по вопросам составления бизнес-планов, по инвестиционному  проектированию и финансовому менеджменту; разработка и проведение экспертизы инвестиционных проектов; поиск источников их финансирования. Оно является официальным  агентом Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства по отбору предпринимательских проектов для  предоставления кредитов. С участием агентства в рамках реализации Федеральной  программы государственной поддержки  малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг. разработана «Методика  конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов в сфере  малого предпринимательства».

Функции Российского агентства по началу были в большой степени ориентированы  на потребности развития МСБ в  московском регионе, теперь оно стало  играть роль неформальной методической и координирующей организационной  структуры и в общероссийском масштабе.

Реализуется эта роль в значительной степени  через активное участие в создании сети соответствующих региональных агентств в субъектах РФ (в настоящее  время действует уже 47 таких агентств). Эта деятельность Российского агентства  была предопределена федеральными органами власти: в декабре 1994 г. Правительство  РФ приняло специальное постановление  № 1434 «О сети региональных агентств поддержки  малого предпринимательства». Этим документом принята схема финансирования работ  по созданию сети региональных агентств за счет ассигнований из государственного бюджета, выделяемых по каналам Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Региональные агентства поддержки  малого и среднего бизнеса являются организациями, специально создаваемыми для оказания физическим и юридическим  лицам услуг по становлению малого и среднего предпринимательства  и обеспечению его результативного  функционирования. Перечень таких услуг  определяется степенью развития агентств и может включать практически  все виды поддержки малого и среднего бизнеса — от сугубо информационного  обслуживания и юридических консультаций до непосредственного участия в  инвестициях. Агентства, как правило, не ставят своей основной целью получение  прибыли, и поэтому их услуги, при  достаточно высоком качестве, дешевле, чем предоставляемые другими  организациями, а в ряде случаев  и вовсе бесплатны, если агентства  функционируют в контакте с органами власти и управления всех уровней  и опираются на помощь этих органов.

В настоящее  время Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса возглавило работу по созданию единой информационной сети региональных агентств, ведущуюся  при активном участии организаций, которые имеют большой опыт в  области современных информационных технологий. И это важный этап деятельности и Российского, и региональных агентств. Практика показала, что определенная этапность служит весьма существенным условием эффективного организационного развития отдельных региональных агентств и их сети. Она предполагает постепенное  движение по мере накопления организационного опыта, стабилизации финансового положения, оснащения современными организационно-техническими средствами и т.п. Столь же постепенно и последовательно должен формироваться пакет предоставляемых услуг, причем не по принципу простого расширения их перечня, а посредством отбора вариантов, наиболее выгодных агентствам и необходимых в том или ином конкретном регионе.

Оценку  перспектив деятельности агентств поддержки  МСБ правомерно связывать с тем, что ее значимость постоянно подчеркивается как федеральным правительством, так и на уровне региональных властей. Это, разумеется, дает повод для оптимистических  прогнозов. К сожалению, действующий  механизм реальной поддержки МСБ  еще нельзя признать отвечающим даже нынешним объективным требованиям, и тем более, задачам, которые  могут и должны быть решены для  повышении его инвестиционной активности.

Как известно, реализация программ инвестиционной поддержки  МСБ может иметь двоякое обоснование. Во-первых, содействие развитию малого предпринимательства является эффективным  средством решения социальных проблем, и прежде всего проблемы занятости. Поэтому концепция социальной направленности финансовой поддержки сферы МСБ  исходит из того, что осуществление  социально полезных функций малого бизнеса должно дотироваться государством и обществом. Во-вторых, — важность развития МСБ с точки зрения эффективности  использования народнохозяйственных ресурсов. При таком подходе средства, выделяемые МСБ, должны, с позиций  рыночной экономики, рассматриваться  как инвестиции, способные принести прибыль.

Сейчас  в стране, как известно, продолжается системный кризис, фактическая безработица  не уменьшается, а, напротив, увеличивается. Это, в частности, требует широких  и активных мер по развитию МСБ. В  то же время напряженность федерального и местных бюджетов, незначительность иностранных инвестиций не позволяют сформировать материально-финансовую базу, способную обеспечить проведение таких мер. Очевидно, выход из создавшегося положения может открыть разработка (и, разумеется, реализация) такой концепции инвестиционной поддержки сферы МСБ, при которой средства, выделяемые на данные цели, должны расходоваться на формирование организаций и налаживание финансовых механизмов, способных обеспечить высокий уровень возврата вкладываемых ресурсов. Для реализации этой концепции можно выделить несколько основных направлений совершенствования существующей системы поддержки инвестиционной деятельности МСБ.

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса в России