Гендорное равенство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:25, доклад

Описание

Гендерное равенство - это равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые они играют.
Гендерное равенство - это обладание женщинами и мужчинами равным статусом посредством равных условий для реализации прав и потенций человека.
В России женщины и мужчины обладают равным правовым статусом в экономике — равными правами на собственность; в сфере занятости — равными трудовыми правами, включая равное вознаграждение за труд одинаковой ценности; равными политическими правами — правом избирать и быть избранным, правом на участие в общественной и политической жизни; в семейной жизни, а также в сфере социального обеспечения. Но, к сожалению, российское законодательство не гарантирует равенство возможностей мужчин и женщин.

Работа состоит из  1 файл

гендорное право в россии.docx

— 25.40 Кб (Скачать документ)

Гендерное равенство - это  равная оценка обществом схожести и  различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые  они играют.

 Гендерное равенство  - это обладание женщинами и  мужчинами равным статусом посредством  равных условий для реализации  прав и потенций человека.

 В России женщины и мужчины обладают равным правовым статусом в экономике — равными правами на собственность; в сфере занятости — равными трудовыми правами, включая равное вознаграждение за труд одинаковой ценности; равными политическими правами — правом избирать и быть избранным, правом на участие в общественной и политической жизни; в семейной жизни, а также в сфере социального обеспечения. Но, к сожалению, российское законодательство не гарантирует равенство возможностей мужчин и женщин.

Россия относится к  числу тех государств, где проблемы гендерного равенства стали предметом  общественного внимания только в  конце 1980-х годов. Речь в данном случае идет не о формальном равенстве по признаку пола, закрепленному сразу  после революции 1917 года, а о фактическом  равенстве прав и возможностей их реализации представителями обоих  полов. За прошедшие 20 лет удалось  сделать немало (созданы и функционируют  различные женские общественные организации, проводятся гендерные  исследования и т.д.), однако, если говорить о масштабном внимании к проблемам  гендерного равенства со стороны  общества и государства, то его по-прежнему нет.

Россия значительно отстает  от стран Западной Европы по числу  женщин, занимающих руководящие должности  в органах законодательной и  исполнительной власти, а органы государственной  власти или должностные лица, которые  непосредственно занимались бы вопросами  равноправия вообще отсутствуют. В  настоящее время в России две  женщины замещают должности федеральных  министров (возглавляют Министерство экономического развития и Министерство здравоохранения и социального  развития), одна – пост губернатора, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва из 450 избранных депутатов 63 женщины (14%), в Совете Федерации Федерального Собрания из 166 членов только 6 женщин (3,6%). Женщины мало представлены в выборных органах, в частности, в Госдуме пятого созыва(2007—2011 года) только 13,8% депутатов женщины, а в правящей партии«Единая Россия» их 14%.,. Государственные должности прокуроров и следователей занимают 37% женщин и 63% мужчин.

 Согласно данным Межпарламентского  союза представительство женщин  в нижней палате парламента  должно составлять не менее  30% от общего числа депутатов,  чтобы женщины могли эффективно  участвовать в разработке принимаемых  решений1. Следовательно, применительно к России говорить даже не о равном (такого уровня представительства нет почти нигде в Европе), но хотя бы о минимально необходимом уровне представительства женщин в политике пока говорить рано.

Введение так называемого  «материнского капитала», призванного  не только помочь женщине в материальном обеспечении воспитания ребенка, но и по ее желанию компенсировать период ухода за ребенком путем зачисления этих средств в Пенсионный фонд; повышение размера ежемесячных  пособий по уходу за ребенком и  другие аналогичные меры носят скорее компенсационно-стимулирующий характер и направлены в первую очередь  на повышение рождаемости, а не на обеспечение гендерного равенства  между мужчиной и женщиной в общепринятом понимании. Остается добавить, что женщины  могут быть исключены при таком  подходе не только из активных трудовых отношений, но и из политической и  общественной жизни.

В ряде субъектов Федерации  созданы общественные организации, пропагандирующие идеи гендерного равенства (в основном женские). Вообще следует  отметить, что хотя принципы гендерного равенства и гендерной политики распространяются на оба пола, заинтересованность в их реализации в России проявляют в первую очередь женщины, т.к. при формальном равенстве прав представителей обоих полов, закрепленных в том числе в законодательстве, именно женщины фактически ограничены в возможностях их реализации.

Признавая значимость уже  достигнутого в России в сфере  внедрения гендерной политики, следует  отметить, что работа по преодолению  гендерных стереотипов в российском обществе еще только начинается. По мнению сторонников необходимости  внедрения принципов обеспечения  гендерного равенства, перед обществом  и государством в настоящее время  стоят следующие основные проблемы в этой сфере:

Во-первых, в масштабах  государства все выше перечисленные  программы и деятельность различных  женских общественных организаций  имеют незначительный охват. Информация об их деятельности размещается в  Интернете на специализированных сайтах, но создаваемые ими информационные поводы, которые доводятся до широкой  общественности, крайне редки. Федеральные  телеканалы и печатные СМИ практически  не уделяют гендерным проблемам  и организациям, которые занимаются их решением, никакого внимания. Нельзя также забывать, что именно СМИ (а  не Интернет) являются пока основным источником информации для большинства населения  России. Таким образом, первая проблема – это недостаток информации о том, что такое гендерное равенство, о деятельности общественных организаций и совместных международных программах по решению гендерных проблем в России.

Во-вторых, государство в  лице его органов не рассматривает  соблюдение гендерного равенства как  заслуживающее внимания и постановки на особый контроль, полагая, что серьезных  проблем в данной сфере нет. На одно из первых мест среди приоритетов  государственной политики ставится решение демографической проблемы и, как следствие, государство (через  отдельный национальный проект) практически  навязывает женщинам возврат к традиционному жизненному укладу, в котором им отводится роль рождения и воспитания детей, за что предусмотрены денежные и иные поощрения («материнский капитал», различные пособия и т.д.). В этой ситуации обращение к проблемам равенства женщин и мужчин в возможности получения образования (особенно высшего), в трудовых отношениях, обеспечении равных возможностей для продвижения по карьерной лестнице (на государственной и муниципальной службе и в сфере частного бизнеса), увеличения представительства женщин в органах законодательной власти на федеральном и региональном уровне не является приоритетным для государства. Таким образом, вторая проблема – это ненацеленность государственной власти на внедрение принципов гендерной политики.

В-третьих, не только государство, но и российское общество по-прежнему не готово относиться к гендерным  проблемам со всей серьезностью. Они  воспринимаются многими гражданами как надуманные, отвлекающие от проведения действительно важных политических, экономических и социальных реформ.

Причины такого отношения  к проблемам гендерного равенства  отчасти кроются в остаточных явлениях привычного патриархального  уклада жизни россиян, в рамках которого социальное положение женщины априори  считалось более низким, чем положение  мужчины (причем и в женском сознании тоже; более того, женщины, как правило, не воспринимают доминирующее положение  мужчины как дискриминацию своих  прав). Таким образом, третья проблема – это отсутствие восприятия гендерных проблем как серьезных со стороны самого общества.

В-четвертых, несмотря на то, что Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин (1980 г.), а в Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15), российское законодательство фактически не затрагивает вопросы обеспечения равных прав для мужчин и женщин.

Положение части 2 статьи 19 Конституции  Российской Федерации («государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола») не получило своего развития в законах  и иных нормативных актах. Некоторые  попытки решить проблему закрепления  гарантий равенства прав мужчин и  женщин предпринимались, однако их число  незначительно и, как правило, они  были безрезультатными. В частности, был разработан проект Федерального закона «О государственных гарантиях  равных прав мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Он был рассмотрен Государственной  Думой в первом чтении 16 апреля 2003 года, но не был принят. Таким образом, четвертая проблема – это отсутствие в России нормативных актов, развивающих положения Конституции Российской Федерации о равенстве независимо от пола. Попытки разрешения споров о нарушении прав женщин по половому признаку (например, при приеме на работу, увольнении с работы, при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления) наталкиваются на отсутствие соответствующей правовой базы и сформировавшейся судебной практики.

Представляется, что решение  перечисленных проблем возможно лишь при взаимных усилиях общества (в лице граждан и общественных организаций) и органов государственной  власти и местного самоуправления. Эти усилия могут выражаться в  постепенном принятии необходимых  нормативных актов, повышении контроля за соблюдением прав всех лиц независимо от пола, проведении информационной поддержки  в распространении идей гендерного равенства и т.д.

Безусловно, предстоит очень  серьезная и сложная работа, связанная  в первую очередь с изменением сознания граждан, однако зарубежный опыт показывает, что проведение гендерной  политики на государственном уровне дает свои результаты, пусть и через  значительное время.

В последние годы в России наметились определенные сдвиги в осмыслении проблем гендерного равенства. Об этом свидетельствует, с одной стороны, начавшийся процесс интеграции гендерного подхода в науку и политическую практику, с другой — развитие женского, в том числе правозащитного движения, разнообразных инициатив, направленных на достижение равенства между полами. Вместе с тем, в силу самых разных причин, пока рано говорить о значительном прогрессе в преодолении дискриминации  женщин и достижении гендерной симметрии  в различных сферах общественной жизни.

Помимо равных прав с мужчинами, российское законодательство предоставляет  женщинам некоторые специальные  права, связанные с материнством. Однако новый Трудовой кодекс и законодательство в сфере социального и пенсионного  обеспечения ухудшили позиции женщин на рынке труда и в социальной сфере. Следует ожидать, что дальнейшее реформирование законодательства (например, в сфере охраны здоровья, жилищной политики и др.) еще больше снизит уровень социальной защищенности женщин и усилит гендерное неравенство.

В целом, правовой статус российских женщин соответствует международным  нормам и правовым стандартам, но в  последние годы законодательное  обеспечение равенства прав и  возможностей заметно сократилось. Важной проблемой остается отсутствие специального законодательства в отношении  домашнего насилия и торговли женщинами, в силу чего затруднено привлечение  виновных к правовой ответственности; неразрешимой проблемой остается правовая защита пострадавших от насилия, связанного с продолжающимися на территории России вооруженными конфликтами.

Несмотря на масштабные демократические  изменения, произошедшие в XX в. и существенно  изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная социальная проблема женщин — сочетание семейных и внесемейных, материнских и  трудовых обязанностей, обусловленное выполнением ими генеративной функции, — продолжает сохранять актуальность.

По данным официальных  источников уровень образованности работающих женщин выше, чем мужчин. Среди всех занятых, имеющих высшее образование, женщины составляют 52,8%, имеющих среднее специальное  образование — 57,5%. Это обусловлено  помимо прочего наличием "женского сектора" занятости в народном хозяйстве — сферы образования, воспитания, медицинского и социального  обслуживания, культуры.

Высокая вовлеченность женщин в трудовую сферу обусловливает  серьезную угрозу безработицы для  них. За годы экономических реформ женщины  в России потеряли 7 млн. рабочих  мест, а мужчины — от 1 до 2 млн.; Женщины составляют 69% всех безработных  с высшим образованием и 74% безработных  со средним образованием.

Особо уязвимую категорию  на рынке труда образуют женщины, слабо защищенные в социальном плане: имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери, женщины, только что  окончившие учебные заведения и  не имеющие опыта работы либо, наоборот, находящиеся в предпенсионном возрасте, жены военнослужащих, вынужденные часто  менять место жительства и потерявшие квалификацию в силу подобной частой смены работы. Так, среди безработных, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с  детства, насчитывается 78% женщин, среди  безработных одиноких родителей  — 91% женщин, среди многодетных безработных  — 77% женщин.

В России может появиться  федеральный закон, уравнивающий в  правах женщин и мужчин. На этом настаивает мировое сообщество, и Минздравсоцразвития  уже начало разработку проекта. Согласно данным ООН, разрыв между зарплатами мужчин и женщин в России составляет более 30%, руководящие должности занимают в основном мужчины, а все госструктуры, защищающие права женщин, были ликвидированы.

Неслучайно в России отмечается резкое снижение числа женщин-депутатов  федерального и региональных парламентов, женщин на руководящих должностях в  исполнительных органах власти, в  управлении финансами и промышленностью (на уровне директоров и руководителей  предприятий). Отсутствие женщин во власти — серьезная политическая проблема для страны. Потребности женщин в  условиях переходного периода оказываются  неудовлетворенными, а их права значительно  ограничиваются. По мере того, как все  меньше женщин избирается на высокие  посты и по мере укрепления тенденции  избрания мужчин (в том числе и  голосами женщин), положение может  ухудшиться.

Между тем исследования экспертов  в сфере гендерного анализа показывают, что соблюдение прав человека и прав женщин в аспекте прав человека важно  не только с точки зрения морали и гуманитарного развития, но и  является экономически эффективным. Гендерное  равенство (особенно в социально-экономической  сфере) не только не тормозит экономический  рост, но и, напротив, способствует ему. Наиболее продуктивной является техника  оценки экономической эффективности  гендерного равенства с использованием инструментальных переменных. Этот метод  основан на идентификации экзогенных переменных, воздействующих на гендерное  равенство, но непосредственно не влияющих на экономический рост.

Информация о работе Гендорное равенство в России