Формы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 06:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования работы является исследование форм социального обеспечения.
Задачами исследования являются:
- изучить понятие форм социального обеспечения
- исследовать формы социального обеспечения.

Работа состоит из  1 файл

формы соц обеспечения.docx

— 67.55 Кб (Скачать документ)

Эти дела не могут рассматриваться в порядке, установленном главой 25, включенной в подраздел III раздела II ГПК РФ ("Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений").

В порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются дела об оспаривании гражданами и организациями решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Пенсионный фонд Российской Федерации в силу ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является государственным учреждением, а не органом государственной власти и, следовательно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

О недопустимости рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

Следовательно, указанные дела рассматриваются с соблюдением общих правил родовой и территориальной подсудности.

Устанавливая минимальный страховой стаж для назначения пенсии – пять лет, новое пенсионное законодательство не изменило пенсионный возраст для установления трудовой пенсии, который в свою очередь является основанием для назначения трудовой пенсии.

В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ указан возраст, по достижении которого возможна реализация права на обязательное пенсионное обеспечение по старости. Данный возраст определен в полных годах и называется общеустановленным пенсионным возрастом. Общеустановленный пенсионный возраст дифференцируется по признаку пола и составляет для мужчин 60 лет, для женщин - 55 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ застрахованное лицо, которое достигло общеустановленного пенсионного возраста, имеет право на трудовую пенсию по старости при наличии у него не менее пяти лет страхового стажа. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин.

При этом трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Для возникновения права на пенсионное обеспечение по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста либо независимо от возраста требуется иметь страховой стаж продолжительностью более чем 5 лет.

Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по ранее действовавшему законодательству, то есть до 01.01.2002. Установление досрочной трудовой пенсии по старости обусловлено особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также региональными признаками.

Соответствующие возрастные и стажевые требования установлены ст. ст. 27, 28 и 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Несмотря на то, что возрастные критерии при назначении пенсии, как правило, не вызывают у судов затруднений, следует обратить внимание на то, что при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии, суды не всегда учитывают данный аспект.

Например, Хорозов А.В. обратился в Н-ский городской суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Н-ск Р - кой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по различным предусмотренным ФЗ-173 от 17.12.2001 г. правовым основаниям.

Проверяя правомерность отказа органа пенсионного обеспечения в назначении истцу досрочной трудовой пенсии только по основаниям пп.2 п. 1 ст. 27 Закона за работу в тяжелых условиях труда, суд пришел к выводу о неправильном исключения ответчиком из специального стажа истца периодов его работы в должности электросварщика, газоэлектросварщика, необходимости их зачета в спецстаж, наличии требуемого стажа работы и установленного законом для данной категории лиц 55- летнего возраста для назначения пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона и обязал ГУ УПФ РФ по г. Н-ск Нс-ой области назначить Хорозову А.В. трудовую пенсию досрочно с момента обращениях гражданина в органы пенсионного обеспечения и достижения им 55-летнего возраста, т.е. с 22.12.2004 г.

Вместе с тем согласно материалам дела, Хорозов А.В. – 22.12.1954 г. рождения, т.е. на момент обращения в ПФР 22.12.2004 г. его возраст составлял 50 лет. При этом мотивировочная часть решения не содержит выводов относительно возможности снижения установленного пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона для назначения пенсии за работу в тяжелых условиях 55-летнего возраста. [44, С. 121]

Данное судебное постановление не было обжаловано в кассационном порядке.

Независимо от вида трудовой пенсии порядок назначения пенсии является общим. Вопросы назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий детально регламентированы.

Так, совместным Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (регистрация в Минюсте России 31.05.2002 N 3491).

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержден Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца.

Сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда (кроме наименования профессий и должностей) для назначения такой пенсии.

Анализ судебной практики показывает, что одним из мотивов отказа органов пенсионного обеспечения в досрочном назначении трудовой пенсии по старости является отсутствие либо недостаточность каких-либо иных помимо трудовой книжки документов, подтверждающих периоды работы граждан, включаемых в специальный трудовой стаж.

В этой связи представляется правильной и соответствующей положениям п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, позиция судов, полагавших, что поскольку в трудовой книжке работника содержались сведения о наименовании выполняемой им профессии (должности), его занятость на соответствующих видах работ сомнений не вызывала и ответчиком не оспаривалась, а иных дополнительных условий о характере труда не предусматривалось, указанные сведения являются достаточными для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Допускаемые судами в отдельных случаях нарушения при рассмотрении гражданских дел вышеупомянутой категории обусловлены формальным подходом судов к оценке пенсионных прав граждан, не учитывающим необходимость исследования наличия всех установленных законодателем для досрочного назначения пенсии условий и проверки всей совокупности представляемых сторонами в обоснование исковых требований доказательств. [4, С. 132]

Кроме того, допускаемые судами нарушения в части применения и толкования норм материального права при оценке пенсионных прав граждан, свидетельствуют о неправильном понимании судами положений нового пенсионного законодательства в контексте сформулированных Конституционным Судом РФ основополагающих принципов, предусматривающих возможность применения к спорным правоотношениям в области пенсионного обеспечения граждан положений действовавшего до 01.01.2002 г. законодательства, в том числе и в части применения правил подсчета специального трудового стажа, только в том случае, если на момент отмены соответствующего нормативного акта, гражданин выработал ранее установленный для досрочного пенсионного обеспечения специальный трудовой стаж, дающий право на льготное назначение пенсии14.

Рассмотрим спор в области управления социальным обеспечением и социальным страхованием.

К. обратился в суд с иском к филиалу N 26 Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о перерасчете страховых выплат, обосновав требование следующим. Он является инвалидом в связи с травмой, полученной в период работы на предприятиях угольной промышленности. Работодатель производил ему выплаты в возмещение вреда, исчисленные в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением Росуглепрофа, а затем эти суммы стал выплачивать ответчик также в соответствии с ОТС Росуглепрофа, без учета Тарифного соглашения Независимого профсоюза горняков России.

Ответчиком были нарушены права К., поскольку расчет сумм возмещения вреда здоровью должен был производиться с учетом Тарифного соглашения Независимого профсоюза горняков России, членом которого он являлся, так как его условия для него наиболее благоприятны. В связи с этим истец просил обязать ответчика произвести ему перерасчет страховых выплат с учетом Тарифного соглашения Независимого профсоюза горняков России с 1 июня 2007 г. в размере 7254 руб. 62 коп. с дальнейшей индексацией в соответствии с законодательством и взыскать с ответчика недополученные истцом страховые выплаты за период с 1 июня 2004 г. по 31 мая 2006 г. в сумме 63 312 руб. 65 коп.

В данном случае в соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размер ежемесячной страховой выплаты увеличивается пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ порядок индексации ежемесячных страховых выплат был изменен: в п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ были внесены изменения, согласно которым увеличение страховых выплат производится с учетом уровня инфляции, коэффициент индексации и периодичность определяются Правительством Российской Федерации. Действие п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ на 2003 год было приостановлено согласно Федеральному закону от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ.

Это приостановление противоречит ст.ст. 19 и 55 Конституции Российской Федерации, так как отменено право гражданина на защиту от инфляции получаемых им сумм возмещения вреда.

В результате неправомерных действий ответчика размер страховой выплаты не был проиндексирован с 1 октября 2003 г. на индекс роста МРОТ 1,33; при условии применения индексов ТС НПГР, а также применения с 1 октября 2003 г. индекса роста МРОТ 1,33 размер страховой выплаты должен составить с 1 декабря 2007 г. 9636 руб. 67 коп.

В соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ранее действовавшей редакции) было предусмотрено увеличение размера ежемесячной страховой выплаты пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда.

Страховые выплаты, производимые истцу в возмещение вреда здоровью, были проиндексированы ответчиком на индексы роста минимального размера оплаты труда, установленные Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", с 1 июля 2000 г. - в 1,581, с 1 января 2001 г. - в 1,515, с 1 июля 2001 г. - в 1,5, с мая 2002 г. - в 1,5. 15

Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" были внесены изменения в п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год; коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" действие п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ в редакции, действующей с 29 ноября 2002 г., на 2003 год было приостановлено.

Правительством Российской Федерации коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается с 2004 года. С ноября 2002 г. по январь 2004 г. коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не устанавливался. Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ, изменивший порядок индексации ежемесячных страховых выплат, вступил в действие со дня его официального опубликования, т. е. с 29 ноября 2002 г., и с этого момента нормативные правовые акты, предусматривающие использование минимального размера оплаты труда в качестве критерия индексации, прекратили свое действие. Статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в ныне действующей редакции, предусмотрено применение минимального размера оплаты труда для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. Таким образом, требования К. об индексации страховых выплат с 1 октября 2003 г. на коэффициент МРОТ 1,33 не основаны на законе. С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и кассационной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных постановлений, основания для отмены постановлений судов первой и кассационной инстанций отсутствуют.

Информация о работе Формы социального обеспечения