Формы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 06:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования работы является исследование форм социального обеспечения.
Задачами исследования являются:
- изучить понятие форм социального обеспечения
- исследовать формы социального обеспечения.

Работа состоит из  1 файл

формы соц обеспечения.docx

— 67.55 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод является социальная политика.

В статье 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В нем обеспечивается поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ в ней говорится что: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках, средств, к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Целью исследования работы является исследование форм социального обеспечения.

Задачами исследования являются:

- изучить понятие форм  социального обеспечения

- исследовать формы социального  обеспечения.

Объектом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, представляющая собой систему обеспечения внетрудовыми доходами членов общества, нуждающихся в помощи и поддержке по объективным социально-экономическим причинам временного или постоянного характера.

Предметом исследования являются нормы законодательства, устанавливающие формы социального обеспечения.

Методологией и методами исследования работы являются диалектический метод изучения социально-правовой действительности, а также - формально-юридический, сравнительно-правовой и исторический методы исследования в сочетании с системно-структурным подходом к изучению объекта.

Комплексный характер темы исследования предполагает обращение к литературе по вопросам способов защиты прав граждан по праву социального обеспечения. Для написания данной работы мной было изучено большое количество источников, в том числе Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные акты.

Значительный вклад внесли такие ученые, как монографии известных ученых А.В. Вихляев, Н.В. Герасимов, К.И. Микульский, Г.И. Тамошина, Н.В. Ветрова, А.И. Егоров, М.П. Захарова, М.С. Ланцев, Е.Г. Тучкова, Е.Е. Мачульская, Г.Г. Сулейманова и др.

Глава 1. Общая характеристика форм социального обеспечения

 

1.1 Понятие формы социального обеспечения

 

 

Международные правовые нормы провозглашают право каждого человека на социальное обеспечение. Однако они не содержат четко определенной формы этой категории Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, ст. 9 которого упоминается социальное страхование. Однако, исходя из сути указанной статьи, представляется, что оно относится скорее к виду социального обеспечения, чем к его форме.

Учеными выделяются несколько их классификаций. Е.Н. Доброхотова1, М.В. Филиппова, М.А. Янтураева считают, что существует две формы социального обеспечения: государственное пенсионное обеспечение и государственное социальное страхование. С данной позицией нельзя согласиться, поскольку в настоящее время правильнее было бы говорить о государственном пенсионном страховании, которое в свою очередь, практически охватывается понятием «государственное социальное страхование». Поэтому выделять государственное пенсионное обеспечение в отдельную форму, на наш взгляд, нет необходимости.

Несколько непоследовательна в своей позиции Е.Е. Мачульская, которая сначала определяла социальное страхование как второй элемент социальной защиты, а позднее выделяет этот элемент в качестве формы социального обеспечения наряду с социальным обеспечением за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Кроме того, она предлагает рассматривать социальную помощь как один из организационно - правовых способов осуществления социального обеспечения, а не как вид социального обеспечения. По нашему мнению, данную типологию следует рассматривать под призмой изменившегося законодательства в части перераспределения источников финансирования государственной социальной помощи. Полагаем, что социальная помощь «растворилась» в других формах, а именно: в социальном обеспечении за счет средств прямых ассигнований из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ или местного бюджета в зависимости от категории получателя.

Согласимся с точкой зрения М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, которые предлагают выделять в качестве форм социального обеспечения централизованные, региональные, муниципальные и локальные. Централизованные формы, в свою очередь подразделяются ими на обязательное социальное страхование, социальное обеспечение за счет бюджетных средств и смешанную форму, применяемую для определенных специальных субъектов (судей, прокурорских работников, государственных служащих и иные категории). Вместе с тем, полагаем, что последняя форма фактически является собирательной. Как нам представляется, нет особой необходимости в ее выделении в самостоятельную форму. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ и на основании анализа системы социального обеспечения, очевидно, что социальное страхование как форма социального обеспечения может быть двух видов: государственное обязательное социальное страхование и негосударственное добровольное социальное страхование.

Таким образом, учитывая проанализированную нами классификацию систем и форм социального обеспечения, можно четко определить, что например, система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан). Или другой пример. Централизованная система негосударственного обеспечения может быть осуществлена в форме добровольного социального страхования.

С помощью приведенной классификации можно эффективно организовать управление социальным обеспечением, поскольку, на наш взгляд, содержание социального обеспечения определяет его форму.

При этом хотелось бы обратить внимание, что Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам, но не как форма социального обеспечения.

В тоже время п. «ж» ст. 72 Конституции РФ закрепляет, что социальна защита включает в себя социальное обеспечение, то, очевидно, последнее должно реализовываться в какой либо форме. Если, к примеру, обеспечение работающих по трудовому договору граждан пособиям по беременности и родам может осуществляться только в форме обязательного социального страхования, то и формой социального обеспечения в данном случае является обязательное социальное страхование2.

На наш взгляд, обязательное социальное страхование следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкое понимание этого термина означает часть государственной системы социальной защиты населения, а узкая трактовка данного понятия определяет его как форму или организационно правовой способ социального обеспечения.

Данный вывод косвенно подтверждается тем обстоятельством, что виды социальных страховых рисков, которые подлежат обязательному социальному страхованию, одновременно являются и основания социального обеспечения. По сути, происходит обязательное социальное страхование оснований социального обеспечения. Наступление старости соответствует страховому обеспечению - пенсии по старости, т.е. ввиду социального обеспечения. Следовательно, пенсией по старости гражданин обеспечивается в соответствии со страховыми взносами. Иными словами, формой социального обеспечения действительно является обязательное социальное страхование.

В качестве видов государственного обязательного социального страхования выступают обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, представляется правильным исследовать благотворительность и обеспечение из общественных фондов3.

В соответствии с Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Одной из главной цели благотворительной деятельности является социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Благотворительная деятельность осуществляется через благотворительные организации, являющиеся неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, созданными для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Отличительной особенностью благотворительной деятельности является ее добровольность. Поэтому, очевидно, что благотворительность не может быть формой социального обеспечения.

 

1.2. Правоотношение по социальному обеспечению

 

Правоотношения представляют собой форму тех индивидуально-волевых общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию и «выражают особую общественную связь между лицами, связь через права и обязанности».

В зависимости от степени индивидуализации правоотношения делят на относительные и абсолютные.

Правоотношения по социальному обеспечению безусловно являются относительными, поскольку все участники таких отношений четко определены законом и никакие другие лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют.

Правоотношения по социальному обеспечению также носят волевой характер: в нормах права, регламентирующих распределение части валового внутреннего продукта в форме материальных благ и услуг через систему социального обеспечения, выражена воля государства, в связи с чем эти отношения им охраняются. Причем в отличие от иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, для возникновения правоотношения по социальному обеспечению не требуется волеизъявления обоих его субъектов, а достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение.

Специфической особенностью правоотношения по социальному обеспечению является существование его в реальной жизни лишь как конкретного видового правоотношения. В то же время всем правоотношениям по социальному обеспечению присуща целевая общность. Данный признак означает, что они являются формой выражения и закрепления отношений распределения части общественных фондов потребления, расходуемых на удовлетворение определенных потребностей граждан (социально-экономических потребностей престарелых и нетрудоспособных, потребностей в охране здоровья всех граждан, в содержании и воспитании подрастающего поколения, в охране материнства и детства и т.д.).

Несмотря на многообразие правоотношений по социальному обеспечению, они могут быть сгруппированы как части единого целого не только по видовому признаку, но и в зависимости от той цели, ради достижения которой они возникли

В зависимости от функционального назначения правоотношений они подразделяются в теории права на регулятивные и охранительные. Указанные выше группы отношений как процедурного, так и материального характера относятся к числу регулятивных.

В систему правоотношений по социальному обеспечению входят также правоотношения, возникающие в связи с защитой гражданином нарушенного права: правоотношения по рассмотрению жалоб и споров по вопросам социального обеспечения. Это, безусловно, охранительные отношения.

Информация о работе Формы социального обеспечения