Формирование толерантности в межнациональных отношениях в современном Российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить основные проблемы формирования толерантности в поликультурных регионах России и проанализировать особенности и факторы формирования этнической толерантности в современной России.

Содержание

Введение 3
2.Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России. 5
3.Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе 9
3.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности 9
3.2 Роль религии в формировании толерантности 13
4 Основные направления работы по формированию толерантных отношений в России 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 55.71 Кб (Скачать документ)

Недостающим звеном в механизме  обеспечения прав человека в России является деятельность неправительственных  правозащитных организаций (НПО). И, прежде всего потому, что в стране нет общего информационного источника  в области прав человека, доступного юристам, журналистам, всем заинтересованным лицам и организациям. Базы данных, распространяющиеся на коммерческой основе, не могут решить проблемы, т.к. они  не имеют специальной «правозащитной»  ориентации, обычно не содержат материалов международного уровня, продаются по высокой цене и не являются, таким  образом, общедоступными. Правозащитникам  необходимо привлечь внимание к нарушениям прав человека. Во многих странах мира общественные кампании, организуемые НПО, представляют мощный инструмент борьбы за права и свободы человека, серьёзный  аргумент для властей. В России такая  практика отсутствует.

Немаловажное значение в  деле практического осуществления  правозащитных мероприятий и  установления толерантных отношений  в обществе имеет образование  и воспитание в семьях, школах, вузах. Воспитание в духе терпимости весьма значимо для поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного  соседствования разных народов, разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений. По оценкам участников социологических опросов, учителей школ и преподавателей вузов, положение с обучением правам человека удовлетворительно лишь отчасти. Прежде всего потому, что не разработаны научные основы такого преподавания. Нет пока и особой заинтересованности со стороны компетентных структур во введении специальных курсов по граждановедению и правам человека, активному изучению международно-правовых документов8.

Всеобщего уважения и соблюдения прав человека в России невозможно достичь без коренного перелома в распределении знаний о правах человека и кардинального обновления среднего и высшего образования  в этой области. Поэтому Комиссия по правам человека при Президенте РФ выступает за создание государственно-общественного Федерального центра информации и содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира – как общероссийского координационного центра по организации эффективного распределения информации о правах человека, разработке концепции и программе подготовки и переподготовки по правам человека для различных категорий госслужащих на всех уровнях формального и неформального обучения.

В связи с рассматриваемой  проблемой возникает вопрос о  месте и роли тех или иных государственных  и общественных структур в обеспечении  прав человека и в формировании толерантных  отношений. Небезынтересно, что в  первую очередь при опросах называются неправительственные правозащитные  организации, во вторую – аппарат  Уполномоченного по правам человека в РФ, в третью – система школьного  и высшего образования. Далее  следуют учреждения культуры, СМИ. На ступень ниже – федеральные органы, религиозные организации. И на последнем  месте – федеральные органы власти, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Очевидно, что последние этими вопросами занимаются крайне мало9.

Что касается назревших проблем, которые призваны решать все эти  структуры, то среди первоочередных мер возможно следующее:

  1. ввести в образовательные стандарты знания о правах и свободах человека;
  2. разработать федеральную целевую программу просвещения и образования в области прав человека;
  3. подготовить разнообразную информационную и учебно-методическую литературу для педагогов и учащихся;
  4. подготовить специализированные компьютерные базы данных по правам человека;
  5. подготовить и распространить информационные материалы для правозащитных и иных общественных организаций;
  6. разработать примерные образовательные программы для вузов в области прав человека;
  7. подготовить и распространить информационные материалы для госслужащих;
  8. ввести и пропагандировать нормативные и законодательные акты, ограничивающие и запрещающие проявления интолерантности (экстремизма, шовинизма, национализма, ксенофобии и пр.), добиваться их принятия;
  9. особое внимание следует уделить созданию толерантного климата в регионах, в частности в молодёжно-студенческой среде, во взаимоотношениях между представителями различных политических партий и общественных движений.

Интересно, что в ряде регионов уже существуют Целевые  программы решения подобных задач, которые стремятся комплексно подходить  к проблеме. Так, в Прикамье действует Закон Пермской области о «Целевой программе развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 гг.», который включает раздел «Система мер противодействия политическому экстремизму, формирование в регионе ситуации политической толерантности», предусматривающий: организацию молодёжных дискуссий, интеллектуальных игр и т.п. мероприятий; введение в программу образовательных учреждений специальных учебных курсов, посвящённых религиозным, этническим, гендерным и другим аспектам толерантности; проведение в вузах «круглых столов» по религиозным аспектам политической жизни Прикамья на современном этапе; подготовку печатных материалов (методических, учебных пособий, брошюр и т.п.), содержащих разъяснения принципа толерантности как важнейшего элемента демократической политической культуры и т.д.

Все мероприятия, направленные на установление толерантного климата  в российском обществе, в конце  концов, направлены на обеспечение прав человека. Они неразрывно взаимосвязаны между собой. Сегодня на первый план выдвигаются вопросы чрезвычайно важные и трудные. Наряду с научным анализом необходимы практические действия по внедрению принципов толерантности в политическую жизнь общества, повседневную жизнь граждан. Подобные мероприятия могли бы быть во всех регионах, по всей стане в целом. Тем самым они способствовали бы укреплению правовой и политической толерантной культуры в России, обеспечению прав и свобод человека, а, следовательно, и социальной стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Формирование культуры толерантности  приобретает особую актуальность в  свете происходящей ныне глобализации. Под её воздействием мир становится всё более целостным.

Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали  и прежде. При этом нередко возникали  и острая вражда, и нетерпимость. Однако их основные очаги были разделены  территориально, будучи как бы отгороженными  друг от друга. Ныне глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки пробили  огромные бреши в существовавших барьерах, спрессовывая разные культуры и образы жизни в едином пространстве мирового социума. Складывается плотная, всепроникающая сеть общественных взаимоотношений. Нетерпимость в этих условиях генерирует высокие напряжения, способные блокировать  жизнедеятельность общественных систем как на национальном, так и на мировом уровнях.

Вместе с тем глобализация наглядно демонстрирует неисчерпаемое  многообразие социокультурных традиций и форм общественного устройства, норм взаимоотношений и ценностных ориентаций, присущих разным сообществам. С каждым десятилетием это многообразие не только не уменьшается, но растёт, иногда в геометрической прогрессии, бросая вызов самой способности человеческого  рода регулировать возникающие на этой почве противоречия, не допускать  их перерастания в острые конфликты  и столкновения.

Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодёжи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес  к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Вместе с  тем общество выступает за жесткое пресечение любых экстремистских действий, за неотвратимость наказания их вдохновителей и участников.

Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности  и одновременно активного неприятия  проявлений экстремизма – долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов  и общественных, в том числе  молодёжных, организаций, но и от системы  образования и воспитания, от средств  массовой информации, деятелей культуры, от преодоления ими своего индифферентного  отношения к бытующим – далёким  от толерантности – позициям и  нравам, к рецидивам экстремизма. Значительное воздействие способны оказать также здравомыслие и  культура политических деятелей, лидеров  общественных, особенно молодёжных движений современной России                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Вебер А.Б. Толерантность в глобальном измерении // Доклад на симпозиуме «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика» 9 апреля 2002 г. М., 2002.

2. Галкин А.А. Публичная сфера и культура толерантности. - М., 2002.

3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004.

4. Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова А.М. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994 – 2001гг) // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 160-183..

5. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.

6. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.

7. Толерантность. Общ. Ред. М.П. Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004.

8. Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.

9. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 1997.

10. World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа – 7 сентября 2001.-С. 17-

11. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс – Энциклопедия, 1994.

1 Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 1997.-C.60-

2 Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс – Энциклопедия, 1994.-C.457-

3 World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа – 7 сентября 2001.-С. 355-361

4 World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа – 7 сентября 2001.-С. 355-361

5 Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.-C.78-

6 Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.-C.80-

7 Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.-C.42-45

8 Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.-C.102-110

9 Толерантность. Общ. Ред. М.П. Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004.-C.103-

 


Информация о работе Формирование толерантности в межнациональных отношениях в современном Российском обществе