Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
проведён анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;
отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.
Оценена динамика государственных пенсий.

Содержание

Введение 3
1. Реализация пенсионной реформы 8
1.1 Пенсионная реформа 8
1.2 Этапы проведения реформы и ее текущее состояние 13
2.Финансовые аспекты пенсионной реформы 17
2.1 Уровень пенсионного обеспечения в России на 2013 год 17
2.2 Особенности системы пенсионного обеспечения населения 21
2.3 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы 25
3. Финансовые аспекты поддержки пенсионной системы 30
3.1 Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 30
3.2 Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 34
Заключение 42
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Финансовые аспекты пенсионной реформы в России, Гурьева Л.В.,гр.5315.docx

— 96.88 Кб (Скачать документ)

При сегодняшних высоких ценах  на коммунальные услуги прожить на пенсию, составляющую 5000 практически  невозможно. Получается, пенсионеры в  России должны прожить на 2000 рублей в месяц, на эти деньги они должны покупать продукты питания и хоть какую-то одежду. Они практически  ничего не могут себе позволить, хотя многие из них до этого получали заработную плату выше среднего уровня. Получается замкнутый круг. Работать по состоянию здоровья они уже  не могут, но на пенсию прожить тоже крайне сложно. Одни лекарства в  аптеках могут обойтись, на целую  пенсию.

В развитых странах, люди, выходя на пенсию, начинают путешествовать, смотреть мир. К примеру,  в  Соединенных Штатах Америки средняя пенсия американца составляет 1100 - 1200 долларов или порядка 34 000 рублей на наши деньги. Минимальная пенсия по старости  составляет примерно 9 тысяч рублей. С ростом страхового стажа возрастает и пенсионное вознаграждение. Если брать накопительную часть пенсии, то речь о минимальной пенсии американского пенсионера надо вести начиная с 750 $ или 22 000 рублей. Такую пенсию в США получает средний класс: квалифицированные  рабочие, сотрудники социальной сферы и так далее. При этом их пенсия составляет примерно 30% от предыдущей заработной платы. С ростом зарплаты увеличиваются отчисления на будущую пенсию и соответственно пенсия возрастает. Очень достойно живут военные пенсионеры, госслужащие, сотрудники нефтяных компаний.

Величина пенсии в Бразилии определяется как 70% от среднеарифметической зарплаты полученной человеком за весь период взносов в пенсионный фонд INSS + 1% за каждый год после обязательных 15 лет взносов (то есть, если стаж 35 лет, то будет 70%+(35-15)=90%). Прошедшая среднеарифметическая зарплата индексируется в соответствии с инфляцией и для ее определения берется только 80% самых больших зарплат, остальные в расчете средней величины не учитываются.

Максимальную пенсию, возможно, получить при непрерывном стаже в 43 года. ( Где?  В России?) Пенсии для всех лимитированы.  Даже если ты получаешь заработную плату в 100 000 рублей, пенсия, которую ты получишь,  не будет намного больше 9 200 рублей. А если ты никогда не работал, то тебе будут выплачивать при выходе на пенсию 5157 рублей. Для решения этой проблемы возможно открытие индивидуальных инвестиционных счетов, где работник и работодатель формировали бы «добровольные накопления» на старость и образование. По корпоративным пенсионным программам для каждого сотрудника должны быть открыты персональные пенсионные счета (ППС), чтобы при смене места работы человек не терял будущую корпоративную пенсию (сейчас это распространенная практика), а был вправе «беспрепятственно и без потерь» перевести накопленные средства со своего ППС от одного работодателя к другому. При этом для пенсионных средств должна быть создана «единая система гарантий».

На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться.  на каждого пенсионера будет приходится лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030г.,  если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. В идеале оно должно составлять 4:1.

Решению пенсионных проблем могут  помочь следующие действия:

  • создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой - способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования  на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

Обсуждаемая сегодня проблема повышения  пенсионного возраста выхода на пенсию-  реальная возможность решить проблемы дефицита ПФР. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся. В настоящее время государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений как с участием работодателей, так и самих граждан.

2.2 Особенности  системы пенсионного обеспечения  населения

 

 

С началом рыночных реформ в России в 1992 г. получатели государственных  трудовых и социальных пенсий как  лица с фиксированными доходами неоднократно оказывались в положении объектов политических спекуляций. В этот период возникло несколько принципиально  ошибочных тезисов, которые стали  своеобразными ловушками для  общественного сознания, повлиявшими  в той или иной мере на действия российских законодателей и правительства  в области реформы пенсионной системы. Эти тезисы активно использовались в так называемой «политической» социальной политике.

Сложнее оказалась ситуация с получателями так называемых социальных (не трудовых) пенсий, в состав которых, помимо собственно «социальных пенсионеров», входят получатели пенсий по инвалидности и пенсий по случаю потери кормильца. Доля малообеспеченных и крайне бедных среди них в 2000 г. была выше, чем среди населения  страны в целом. При этом следует  отметить, что государству удавалось  поддерживать относительно приемлемый уровень жизни инвалидов, в то время как уровень жизни получателей  других категорий социальных пенсий действительно был заметно (приблизительно на 1/4) ниже, чем в стране в целом.

Модель формирования государственного пенсионного страхования с поэтапным  формированием накопления пенсионных прав предусматривает обеспечение  сбалансированности доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации  в течение переходного периода (до 2010 года).

С 2002 года предлагается снизить до размера, необходимого для финансирования выплаты базовой части трудовой пенсии, ставку единого социального  налога в части, перечисляемой в  ПФР, с одновременным введением  тарифов страховых взносов в  пенсионную систему, устанавливаемых  федеральным законом на уровне, необходимом  для финансирования страховой и  накопительной частей трудовой пенсии.

Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально  возмездный обязательный платеж, имеющий  персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной  сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

При этом правильность начисления и  перечисления страховых взносов  будет проверяться налоговыми органами, а стороной по спорам, связанным  с пенсионными обязательствами, будут являться органы Пенсионного  фонда Российской Федерации, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться за счет страховых  взносов и инвестиционного дохода, учтенных на специальной части индивидуального  лицевого счета.

Порядок финансирования пенсий, которые  выплачиваются за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним. При этом если при переходе на новую  пенсионную систему размер установленной  пенсии (в том числе инвалидам  и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования за счет части платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который  призван обеспечить безусловное  выполнение обязательств государства  перед застрахованными лицами при  изменениях  демографических и макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении профицита бюджета ПФР.

Средства накопительного резерва  могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств.

Основными факторами, обеспечивающими  стабилизацию финансового положения  пенсионной системы, являются:

  • изменение механизма индексации пенсионных выплат в распределительной части пенсионной системы с целью доведения к 2010 г. среднего размера трудовой пенсии до 125-140% прожиточного минимума пенсионера и последующего поддержания ее покупательной способности на достигнутом уровне;
  • реформирование механизмов выхода на пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, на Крайнем Севере и за выслугу лет путем организации профессионального и территориального пенсионного страхования;
  • обеспечение разграничения обязательств по финансированию нестраховых периодов, надбавок, повышений и компенсационных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет;
  • изменение механизма уплаты страховых взносов и исчисления пенсий для самозанятого населения путем введения для данной категории плательщиков системы фиксированных платежей в суммах, необходимых для обеспечения при выработке страхового стажа пенсии в размере установленной трудовой пенсии;
  • законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в этой связи обязательств за счет средств федерального бюджета.

При условии выполнения основных параметров макроэкономического прогноза, предлагается:

1. Ввести для самозанятого населения в течение 2001 г. взамен уплаты части единого налога на вмененный доход и единого- социального налога, зачисляемых в ПФР, систему фиксированных платежей в суммах, обеспечивающих при условии выработки данным плательщиком полного стажа, пенсию в размере установленной трудовой пенсии.

С учетом новой схемы платежей в  ПФР пересмотреть формулу исчисления пенсии в распределительной части  пенсионной системы для самозанятого населения, предусмотрев в ней в качестве главных составляющих учет страхового стажа и поступлений от фиксированного платежа.

2. Индексацию пенсионных выплат  в распределительной части пенсионной  системы осуществлять таким образом,  чтобы к 2010 г. размер трудовой  пенсии достиг 125-140% прожиточного  минимума пенсионера.

3. На основе актуарных расчетов  осуществлять ежегодную корректировку  шкалы единого социального налога  с тем, чтобы поступления средств  в ПФР обеспечивали сбалансированность  бюджета Фонда.

4. Начиная с 2002 г. приступить  к формированию обязательной  накопительной составляющей трудовой  пенсии за счет введения тарифа  страховых взносов на фонд  оплаты труда и довести к  2010 г. тариф страховых взносов  на накопление до 8-10% от фонда  оплаты труда, с соответствующим  снижением ставки единого социального  налога в части направляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.

5. Осуществить поэтапный переход  к финансированию досрочных пенсий, назначаемых за работу с особыми  условиями труда в период до  достижения их получателями общеустановленного  пенсионного возраста, за счет  средств, уплаченных по обязательному  дополнительному тарифу работодателями. Указанный тариф должен обеспечить  финансирование обязательств ПФР  перед пенсионерами, имеющими льготы, связанные с правом выхода  на пенсию до достижения общеустановленного  пенсионного возраста.

Учитывая начало формирование в  государственном пенсионном страховании  накопление пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых/ взносов, необходимо рассмотреть  в перспективе вопрос о перераспределении  обязательств по уплате страховых взносов  в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе. При этом рост заработной платы  и ее темпы должны превышать и  опережать темпы роста ставки страховых взносов, приходящихся на работника.

2.3 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы

 

Модель  формирования государственного пенсионного  страхования с поэтапным формированием  накопления пенсионных прав предусматривает  обеспечение сбалансированности доходов  и обязательств Пенсионного фонда  Российской Федерации в течение  переходного периода (до 2010 года).

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России