Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
проведён анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;
отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.
Оценена динамика государственных пенсий.

Содержание

Введение 3
1. Реализация пенсионной реформы 8
1.1 Пенсионная реформа 8
1.2 Этапы проведения реформы и ее текущее состояние 13
2.Финансовые аспекты пенсионной реформы 17
2.1 Уровень пенсионного обеспечения в России на 2013 год 17
2.2 Особенности системы пенсионного обеспечения населения 21
2.3 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы 25
3. Финансовые аспекты поддержки пенсионной системы 30
3.1 Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 30
3.2 Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 34
Заключение 42
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Финансовые аспекты пенсионной реформы в России, Гурьева Л.В.,гр.5315.docx

— 96.88 Кб (Скачать документ)

А) Финансовая реформа:

1) 2002 год:

    • модернизация системы обязательного пенсионного страхования
    • установление нового размера пенсионной части единого социального налога
    • введение страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию
    • определение «стартовой» величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии
    • установление порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии

2) 2003 год: 

    • введение налогового вычета для страхователей по обязательному пенсионному страхованию;
    • введение страхового взноса на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем;
    • модернизация системы негосударственных пенсионных фондов.

3) 2004 год: 

    • увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
    • введение права выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании).

4) 2005 год  - увеличение части страхового  взноса по обязательному пенсионному  страхованию, направляемой на  финансирование накопительной части  трудовой пенсии.

5) 2006 год  - установление окончательной величины  части страхового взноса по  обязательному пенсионному страхованию,  направляемой на финансирование  накопительной части трудовой  пенсии.

6) 2010 год  - введение права застрахованного  лица на инвестирование пенсионных  накоплений в ценные бумаги  иностранных эмитентов2.

Б) Правовая реформа:

1) 2002 год: 

    • модернизация системы государственных пенсий (разделение на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и профессиональные пенсии);
    • введение нового порядка исчисления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий;
    • начало реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
    • введение механизма конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г.;
    • введение персональных доплат пенсионерам (дополнительного ежемесячного материального обеспечения к пенсии за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией).

2) 2003 год: 

    • введение профессиональных пенсионных систем;
    • установление продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого при определении размера накопительной части трудовой пенсии.

3) 2004 год  - переход на назначение трудовых  пенсий по инвалидности в соответствии  со степенью ограничения способности  инвалида к осуществлению трудовой  деятельности.

4) 2013 год: 

    • завершение реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;
    • завершение процесса конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г.;
    • начало реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста.

5) 2022 год  - завершение реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста3.

В) Административная реформа.

1) 2002 год: 

    • завершение процесса передачи функций по назначению и выплате пенсий, осуществлявшихся органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в ведение Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • модернизация системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

С 2003 года:

    • модернизация законодательной регламентации деятельности негосударственных пенсионных фондов;
    • установление законодательной регламентации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, уточнение его организационно-правового статуса.

 

1.2 Этапы  проведения реформы и ее текущее состояние

 

Комиссией по социальной политике Верховного Совета РФ в 1990 году было подготовлено три  законопроекта: «О государственных  пенсиях в Российской Федерации»; «О пенсионном фонде»; «Об отмене привилегий для персональных пенсионеров». В  этот период были проведены следующие  шаги реформы:

    • были унифицированы все категории занятых, включая работников различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, священнослужителей, творческих работников и т.д.;
    • размер пенсии был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и трудового стажа;
    • декларирован минимальный размер пенсий не ниже установленного прожиточного минимума;
    • была увеличена дифференциация пенсий. Максимальный размер мог превышать минимальный в 3, а не в 2,5 раза, как до 1985 г;
    • а также другие изменения.

В период 1990-1995 гг. осуществлялись попытки увеличения доходной части пенсионного фонда  за счет увеличения налогов. Также проходили  индексации пенсий. С 1992 года начали работу Негосударственные пенсионные фонды (далее НПФ)4.

В настоящее  время реализуется программа  пенсионной реформы 2001 г., подготовленная Министерством труда и социального развития (Министр А. Починок) и Пенсионным фондом России (Председатель правления М. Зурабов). На ее основе были приняты следующие Федеральные Законы:

    • ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
    • ФЗ от декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»;
    • ФЗ от августа 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии»;
    • ФЗ от января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах».

Принят  в первом чтении законопроект «Об  управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» (14 декабря  2003 г.)

С 1 января 2004 г. негосударственные пенсионный фонды были допущены к формированию выплат накопительной части трудовой пенсии.

По мнению ряда экспертов пенсионная реформа пересекается с некоторыми другими процессами реформирования (в частности с административной реформой).

Предполагаемый  общий срок осуществления реформы - в течение около 20-ти лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.)5.

Текущий этап реформы характеризуется следующими моментами.

В качестве положительного момента разработчиками реформы фиксируется, что страховая  пенсия накапливается на индивидуальных счетах. Таким образом, появилась  зависимость уровня пенсии от суммы  отчислений работника (в том числе  от заработной платы). А также появилась  возможность инвестирования в экономику  средств пенсионной системы.

Существует  проблема выбора направлений инвестирования средств пенсионных фондов. Есть ограниченный ряд направлений инвестирования пенсионных накоплений: государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, некоторые виды акций и облигаций. Существует понимание, что пенсионные вложения должны быть преимущественно безрисковыми. Классический вариант безрисковых вложений (на Западе) - это государственные ценные бумаги. Но в России есть некоторые особенности. По мнению некоторых аналитиков государственные ценные бумаги не считаются безрисковыми. В настоящее время управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) работают преимущественно на фондовом рынке, осуществляя краткосрочные спекулятивные операции. В достаточной степени проработанных альтернативных механизмов инвестирования концепция реформы на настоящее время не предусматривает. Также, недостаточно определен вопрос субъекта ответственности за принятие ошибочных инвестиционных решений.

По одному из мнений экспертов, решения, определяющие ход реформ, принимаются без учета  мнения заинтересованных сторон.

Недостаточная законодательная проработка схемы  включения НПФ в формирование накопительной части пенсий.

Отсутствуют в достаточной степени стимулы  населения для передачи средств  управляющей компании и негосударственному пенсионному фонду. Возможно, это  следствие недостаточной информированности  населения о пенсионной реформе 

По результатам 2009 - 2012 гг. в числе лидеров по привлечению  накоплений находятся УК, пользовавшиеся «административным ресурсом», а  не наиболее профессиональные или крупные  из них. Этот факт некоторые эксперты отмечает как показатель ограниченной свободы граждан в распределении  вложений и отсутствия эффективных  механизмов контроля за деятельностью УК в этой сфере6.

Пенсионная реформа 2013 в России будет проходить в несколько этапов, по заявлению главы Пенсионного фонда РФ A. Дроздова 1-й этап начнется уже с Нового года. Главной задача будущей реформы: сбалансировать финансовую сис-му фонда, а также создание условий для повышение пенсий в 2013 году.

В чем будет  заключаться пенсионная реформа в России в 2013 году? Дело в том что правительство РФ пытается таким образом сократить дефицит ПФР (по расчетам примерно на 86 млрд.руб) используя для этого следующие методы: отказ от досрочных пенсий (теперь эти пенсии будут ложиться на плечи компаний), ведение взносов для трудовых мигрантов.

Самый главный  вопрос который волнует пожалуй  всех пенсионеров – это каким  образом будет проводится расчет пенсии или какая  пенсионная формула 2013. Со слов главы Минтруда М.Топилина по данному вопросу министерство ведет консультации с различными экспертами и пока что данная формула несовершенная и находится в стадии разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансовые  аспекты пенсионной реформы

2.1 Уровень пенсионного обеспечения в России на 2013 год

 

Социальная  политика государства реализуется  через систему социальной защиты, важным элементом которой является социальное страхование. Пенсионный фонд относится к числу фондов общественного страхования, накопление которых происходит при непосредственном участии застрахованных граждан. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - это крупнейший централизованный внебюджетный  фонд. Средства ПФР формируются за счет страховых платежей предприятий и учреждений всех форм собственности, зависящих от фонда оплаты труда и от законодательно утвержденной ставки страховых платежей. В настоящее время она равна 26%  для большинства организаций.  

В последние годы выплата государственных  пенсий становится одной из главных  проблем в  России. Ставка взносов  у нас -  чуть ли не самая высокая  среди развитых стран, чего не скажешь о размере пенсий. Их уровень будет снижаться, а Пенсионный фонд будет испытывать дефицит, который в 2011 году составил 875 млрд. рублей. На покрытие выпадающих доходов в связи с сохранением льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями страхователей из федерального бюджета поступило  69,5 млрд. рублей.  По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, дефицит Пенсионного фонда в 2012 году, будет находится на уровне 1,83% ВВП и составит 1,075 триллиона рублей, к 2014 году он может снизиться до 1,79% ВВП. Причиной роста дефицита в 2012 году по сравнению с 2011 годом является рост на 500 тысяч человек количества пенсионеров, в том числе за счет перехода на трудовую пенсию военных пенсионеров. Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, финансирование досрочных пенсионеров отвлекает из бюджета ПФР четверть всех финансовых ресурсов фонда.

В нашей стране  действует механизм персонифицированных отчислений в этот фонд, размер которых зависит от индивидуальной  заработной платы работника. Сегодня минимальный размер пенсии  составляет 5157 рублей. Прожиточный минимум пенсионера составляет 4 633 руб. 20 коп.  Размер трудовых пенсий в России в 2012 году увеличится до 9 тыс. 200 рублей после двух индексаций страховой части пенсии: индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; на 6% увеличится размер ЕДВ с 1 апреля 2012 года; произойдет индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному  обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России