Феминизм как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:24, реферат

Описание

Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

Работа состоит из  1 файл

Фемини́зм.docx

— 52.76 Кб (Скачать документ)

     Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. В первую очередь феминизм анализирует проблемы женщин, но поскольку феминизм стремится к равноправию полов, некоторые феминистки считают, что мужчины также страдают от сексизма и что борьба за мужские права является неотъемлемой частью феминизма[1][2]. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

     Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями  Запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.

     Феминистки  и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению XIX-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам.

     Казалось  бы, почему современным женщинам не брать пример со своих матерей, покоряли космос, поднимавших целину, и не приступить к освоению целины отечественного бизнеса? Почему бы им не возглавить крупнейшие трастовые компании, торговые и рекламные фирмы?

     Этого, однако, не наблюдается. Для успешной карьеры в государственной или  учреждении частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины – ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованы, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.

     Так что сегодня представительницы  слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение 90-х годов предлагает женщине единственную альтернативу стать женой преуспевающего бизнесмена. Верхом женской самостоятельности можно считать карьеру в модельном бизнесе, но опять же только до счастливого замужества.

     Начало  постсоветском возрождению домостроя  было положено еще при Михаиле  Горбачеве, что первый заговорил  о возвращении женщин к "домашнему  очагу" и "идеала материнства". Вроде бы вполне благое намерение: женщина  действительно должна иметь возможность  уделять больше времени детям, мужу и дому. Однако на практике это привело  к почти полному вытеснению слабого  пола из деловой и общественной жизни.

     Подобная  ситуация могла обрадовать только тех  советских женщин среднего поколения, давно махнули рукой на работу. Или вообще не начинали всерьез заниматься профессиональной карьерой. Помните  распространенный тип сорока-летней плановичкы в растянутой кофте, с тяжелой авоськой и варикозным расширением вен на ногах?

     После тяжелого и смутного начала 90-х годов  горбачевский идеал оформился окончательно: богатый муж – вот панацея  от всех невзгод! Между тем, насаждая при помощи масс-медиа образ мужа – "источника всех благ", мужчины не в последнюю очередь руководствовались таким немаловажным соображением: не допустить женщин к перераспределению финансов, власти и собственности! Галантные кавалеры оказались не очень добросовестными, хотя и более удачливыми конкурентами своих прекрасных дам.

     Операция  по отлучению слабого пола от наиболее доходных сфер экономики была проведена  быстро и безболезненно. Этому способствовал  еще один идеологический стереотип, сложившийся в нашем обществе задолго до перестройки. Это –  негативный образ деловой женщины.

     Помните "Служебный роман" Эльдара Рязанова? Лишь после того, как деловая мымра влюбилась и забыла о карьере, с ее "вылупилась" прекрасная женщина … Советский кинематограф создал целую галерею таких мымр – в роговых очках, с зализанными назад волосами и без малейшего намека на женственность. Считалось, что "начальница" обязательно в чем-то ущербна, а в личной жизни – несчастлива. Встречу с женщиной, занимающей более высокое общественное положение, наши мужчины воспринимают как катастрофу. Недаром обаятельнейший герой фильма "Москва слезам не верит" просто запил от такого горя. И сегодня женщины часто сталкиваются с тем, что их деловые успехи рассматриваются мужчинами как личное оскорбление.

     В 1995 году был даже издан специальный  президентский указ о назначении женщин на государственные должности. Однако фактически он не был выполнен. Женщин в правительстве, ни в президентской  администрации не прибавилось. В  Верховной Раде – женщин всего 10,2%. При этом по-настоящему влиятельных  политиков среди женщин почти нет: Витренко, Григорович … Есть еще Юлия Тимошенко – яркий, скандальный персонаж политической жизни, идейный борец с нынешним президентом (или своей жаждой?) Все остальные – не столько женщины-политики, сколько "женщины в политике".

     То  же самое в крупном и среднем  бизнесе. Мужчину, захватив "командные  высоты", если и берут женщин в  дело, то даже не на вторые и третьи, а лишь на технические, подсобные  роли. Почему находятся соответствующие "логические" обоснования. Так, по мнению мужчин-бизнесменов, женщины  – плохие стратеги и привыкли доверять чувствам, а не трезвому разуму. В  частной беседе один из руководителей  московской торговой сети заметил, что  поскольку многие бизнесмены любят  обсуждать дела и заключать сделки в "до-верительной обстановке" – в бане за выпивкой, женщины для него – не слишком желательные партнеры. Лишь некоторые мои собеседники соглашались признать, что главным препятствием, преграждающих женщинам дорогу в бизнес, является его сильная криминализация, а не особенности женской психологии.

     Если  же кому-то из представительниц слабого  пола удастся добиться хоть какого-то успеха в делах, для начала ее непременно заподозрят во всех смертных грехах. Мужчины искренне уверены, что путь в бизнес для женщин открывается только через "постель". И по-прежнему преуспевающим деловым женщинам отказывают в праве на женственность, считая их существами "среднего пола".

     Возможно, в бизнесе у женщин действительно  портится характер: они становятся жестче, прагматичнее. Однако и мужчины меняются не в лучшую сторону. Многие превращаются в беспринципных циников, и, кстати, гораздо чаще, чем женщины, не сдерживают себя в эмоциях. Но это никого не возмущает – скорее, вызывает сочувствие. Таким образом, на женщину оказывается двойное давление. Если она расслабляется и дает волю чувствам, ее обвиняют в непрофессиональном, слишком "женском" стиле работы. Вынужденная жесткость также становится предметом нареканий.

     Как же свое положение оценивают сами женщины, занимающиеся бизнесом? По мнению Татьяны Лифантьевой, вице-президента корпорации LВ, сегодня обычной женщине – с чисто женским характером, в бизнесе не выжить. "Западным коллегам намного легче, – говорит Татьяна .- Условия российского бизнеса совсем не для женщин … Мне кажется, что во мне сочетаются и женские, и мужские черты. Хотя успеха я добилась во многом благодаря именно своим женским качествам. Но мне повезло с компаньоном "Она считает, что ей удается ограничивать свою работу стенами офиса и не переносить руководящие замашки в личную жизнь, однако, общаясь с мужчинами вне офиса она, как правило, не рассказывает им о своей работе. Не хочет травмировать" нежную "мужскую психику: ей прекрасно известно, что большинство мужчин не переносят женщин, зарабатывающих больше, чем они, хотя сама Татьяна совершенно спокойно относится к ситуации, когда главный заработок в семью приносит женщина.

     Что же касается общего положения, то, по ее мнению, сейчас проявляются две тенденции. С одной стороны, женщинам все  же удается проникать в деловые  сферы, а с другой, – возник целый  слой женщин, не только живут на иждивении  своих мужей, но даже и не пытаются вникнуть в то, чем занимаются их мужья.

     Что ж, благодаря твердому отбора женский истеблишмент формируется из самых сильных и целеустремленных. Однако настоящая женская элита появится лишь тогда, когда сами мужчины поймут, что приход женщин в политику и бизнес – непременное условие того, чтобы эти сферы общественной деятельности приобрели наконец более цивилизованный характер.  
 

     Влияние на западное общество

     Феминистское  движение повлекло за собой различные  изменения в западном обществе, в  том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право  подавать заявление на развод; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое[40].

     [править] Гражданские права

     С 1960-х годов женское освободительное  движение вело кампанию за следующие  женские права, включающие равную с  мужчинами оплату, равные законодательные  права и свободу в планировании своей семьи. Их попытки привели  к неоднозначным результатам[41].

     Интеграция  в общество

     Некоторые из исключительно радикально-феминистических  взглядов теперь приняты повсеместно  как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее  большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй — всего того, что показалось бы невероятным ещё  сто лет назад.

     Влияние на язык

     В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования гендерно нейтрального языка (англ. gender-neutral language), например, используя обращение Ms. (читается как /ˈmɪz/, в отличие от Miss — /ˈmɪs/) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества»[источник не указан 237 дней].

     Английский  язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово — mankind — восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к гендерно нейтральному слову ‘человек’.

     Во  многих других языках (в том числе  и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации[источник не указан 237 дней].

Информация о работе Феминизм как социальное явление