Девиантное поведение личности. Бомжи, как социальный слой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:29, контрольная работа

Описание

Девиантное поведение личности, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и поставило его в центр внимания. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о понятии личности и сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент, социально выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Содержание

1. Введение 3
2. Девиантное поведение личности 4
3. Причины девиации и виды социальных отклонений 7
4. Виды социальных отклонений личности 8
5. Девиантное поведение личности в современных условиях 10
6. Бомжи как социальное явление и социальная проблема 11
7. Заключение 17
8. Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Девиантное поведение личности. Бомжи - социальный слой.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Оставшиеся без крыши  над головой в силу обстоятельств  или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому. Невозможность получить жилье, устроиться на работу толкает часть таких людей на преступления (случайные заработки и попрошайничество не выход из положения). Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях.

Значительная часть  бомжей в зимний период сосредоточивается  в южных городах.

Несколько лет назад  бомжей подбирала полиция и определяла в приемники-распределители. Многие из них сами «сдавались» и с удовольствием отбывали в зону. Там они ели, жили и лечились. Но и этой привилегии их лишили в последние годы: из Уголовного кодекса изъята статья 209 - за бродяжничество. В России торжествует демократия!

Ряды бомжей пополняют  бывшие заключенные, убегающие от родителей  дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран. Точной официальной статистики о количестве бомжах в стране нет. Объясняется это отсутствием хорошо поставленного учета и сложностью положения самого объекта, не поддающегося подсчетам и однозначным оценкам со стороны разных организаций и ведомств. Так, полиция фиксирует и подсчитывает число задерживаемых бомжей, медики - количество обращающихся в учреждения здравоохранения, благотворительные организации. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, сегодня в России насчитывается 3,3 миллиона бездомных. В целом по стране полностью бездомных взрослых людей 2,2% от всего населения.

Бомжи - это по существу социальное дно общества. Отсутствие у человека постоянного жилья  еще не делает его бездомным. Известно, что кочевники, цыгане не рассматриваются в качестве таковых. Хотя эти люди, принадлежащие к указанным общностям, не имеют стационарного жилья, но в отличие от категории бездомных они принадлежат к своим первичным социальным группам, которые служат их эмоциональным прибежищем, дают возможность чувствовать себя дома везде, где в данный момент находится его род или племя. Люди, ведущие кочевой образ жизни, «вписаны» в систему своей общины, которая служит как бы инстанцией, закрепляющей за ними определенный общественный статус.

Отсутствие постоянного  жилья становится решающим фактором в идентификации индивида лишь тогда, когда нет инстанции, которая  присваивала бы ему социально  приемлемую роль в системе общественной занятости, семье, общине. Если же такой инстанции нет, то жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям.

Типичным признаком  относимых к бомжам является разрыв прежних родственных и дружеских  отношений. Это означает, что бомжи  отторжены от своих первичных  социальных групп, «выпадают» из этих общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Индивид, оказавшийся за пределами первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические черты поведения, характерного для бомжей, он интериоризует нормы и ценности, принятые среди категории населения. С целью изучения социального положения, проведенным в начале 2002 г., были охвачены все бездомные. Анализ показал, что абсолютное большинство бездомных - мужчины - 179 человек (87%), и лишь 24 человека (13%) - женщины; по этнической принадлежности 198 человек назвали себя русскими, 4 - бурятами и 1 - якутом; около половины бездомных - бывшие заключенные; жителей Улан-Уде оказалось 66 человек (30%), остальные приезжие, причем 41 человек (20%) - из сельской местности Бурятии, 102 человека (50%) - из сопредельных или отдаленных регионов; в возрастном отношении 165 человек (80%) - от 40 до 50 лет; 19% от 30 до 40 лет; 2 человека (1%) - старше 50 лет.

Большинство бездомных  ранее работали в промышленности, в сфере услуг, на транспорте; все имели низкий квалифицированный, образовательный уровень; 95% - выходцы из малообеспеченных семей с низким социальным статусом; все словесно выражали крайне негативное отношение к современному социально-экономическому положению России и желали восстановления социалистических порядков; все считали себя обманутыми в ходе приватизации жилья, на словах выражали желание работать, если бы такая возможность была предоставлена; почти все называли себя квалифицированными работниками - «мастерами на все руки».

Наблюдения и неформальные беседы с бомжами проводились  в местах их проживания и добывания  средств существования. Несмотря на кажущиеся внешнее сходство, имеются  различия в способах их существования. Была установлена достаточно четкая дифференциация бездомных по трем группам.

К первой группе, условно  названной нами «элитной», были отнесены бомжи, проживающие на отдаленной окраине  г. Улан-Уде, недалеко от городской свалки (район стеклозавода) в землянках, когда-то вырытых и оборудованных военнослужащими. Здесь в 2002 г. Было 13 землянок, в которых проживало 56 человек (22% от общего числа бомжей). Среди них было 43 мужчины и 13 женщин; 55 человек назвали себя русскими; один - якутом. Бурят в то время среди них не было. По вероисповеданию все называли себя христианами. Это поселение было электрифицировано самими бомжами. Почти во всех землянках были холодильники, радиоприемники, самодельные электрообогреватели, электроплитки, электрочайники. В одной землянке был телевизор и кирпичная печь. Все имели необходимую посуду и постельное белье. Кроме того, в некоторых землянках бомжи оборудовали бани. За деньги приобреталась вода, которая доставлялась в специальной цистерне. Все жильцы землянок оценивали свое материальное положение как удовлетворительное и отмечали, что их питание значительно улучшилось по сравнению с периодом, когда они имели обычное жилье.

В течение длительного  времени мы наблюдали этих бомжей в трудовой деятельности. Их работа была связана с графиком прихода  на свалку автомашин с мусором. Хождение на свалку называлось у них «отправлением на БАМ». Бомжи окружали привезенный мусор и начинали его «сортировать», отбирая бутылки, банки, метал, одежду. Пищевые продукты выбирались из отходов, доставлявшихся с рынков, предприятий пищевой промышленности и общественного питания (мясокомбината, хлебозаводов, молочного завода, столовых, ресторанов и т. д.). Эти бомжи могли приобретать продукты в магазинах за деньги от продажи стеклотары и обожженного металла, потребляли в основном доброкачественную пищу. Работа занимала в среднем 3 - 4 часа в день. Для удовлетворения потребностей в пище, алкоголе, табачных изделиях, моющих средствах тогда этого времени было достаточно. Остальное время проводили в праздности: потреблении алкоголя, курении в общении друг с другом. К вечеру почти все находились в состоянии опьянения. Эти бомжи презрительно относились к городским «коллегам» и не допускали их на свою территорию. Вплоть до середины 1998 г. Жизнь обитателей землянок была в какой-то мере стабильной. Интересно отметить, что иногда приехавшие из других мест родственники бомжей, у которых имелось свое жилье, также оставались жить на городской свалке, мотивируя это тем, что жизнь «здесь лучше», чем в их деревне или поселке.

Вторую группу бездомных составляли городские бомжи, проживавшие в холодное время года в колодцах теплотрасс, подвалах и на чердаках. Часть из них занимала пустующие зимой пригородные дачи. Их жизнедеятельность связана, главным образом, с собирательством утильсырья и стеклотары. Представители этой группы опрашивались и велось наблюдение за ними в процессе «трудовой деятельности», состоявшей в ежедневном неоднократном обходе мест, где находились контейнеры с мусором во дворах. За каждым бомжом была как бы закреплена определенная территория, с которой он по возможности изгонял чужаков. Питались они исключительно тем, что находили в контейнерах. Изредка им удавалось похитить продукты или другие товары на рынках. Каждый их них рассчитывает только на себя, т.к. взаимопомощи между ними не наблюдалось, хотя проживали они, как правило, группами по 2-3 человека.

В отличие от бездомных  первой группы, эти бомжи совершенно не соблюдают элементарных правил личной гигиены. Меняют одежду лишь в случае приобретения (воровства) немного лучшей. Эта группа наиболее многочисленна - 126 человек (62% от общего числа). Из них мужчины составляли 117 человек; женщины - 9. Русских было 122 человека, бурят - 4.

Бомжи данной группы подвергались наибольшему риску: замерзнуть, быть избитыми или убитыми, погибнуть от болезней, поэтому для них характерен высокий уровень смертности. Недовольство горожан бомжами было направлено именно против представителей этой группы, т.к. они ночевали в подъездах жилых домов, нередко превращали их в отхожие места, взламывали кладовые, воровали все, что оставалось без присмотра, поедали домашних собак и кошек. Опрос этих бездомных был в высшей степени затруднен тем, что они практически всегда были пьяны, поэтому, а также по причине крайне низкого уровня развития, не могли понять простых вопросов.

К третьей группе мы отнесли  остальных бомжей - 21 человека (16%). Среди  них было 19 мужчин и 2 женщины. 20 человек  назвали себя русскими, один - бурятом, приехавшим из Иркутской области. Они  локализовались в наиболее людных местах центральной части города, занимались попрошайничеством. За каждым было закреплено «его место», на которое не претендовали другие нищие. Ночевали где придется, а летом - под открытым небом. Для них больше, чем для представителей других групп, типично мелкое воровство. Эти люди являются изгоями даже среди самих бомжей.

С августа 1998 г. произошли  существенные изменения во всех трех группах бомжей, вызванные известным  финансовым кризисом. Наступившая некоторая  относительная социально-экономическая  стабильность в обществе сменилась в результате дефолта резким ухудшением положения большинства населения, что отразилось и на бездомных: вследствие снижения уровня потребления работающих групп населения уменьшилось количество отходов, ранее попадавших в контейнеры для мусора и на городскую свалку.

Основным средством  существования этой группы бомжей стали  сбор и продажа скупщикам стеклотары и металла. Вдобавок к этому традиционному  утилю бомжи стали собирать также  пустые пластиковые бутылки и  картон. Условия их жизни на горах мусора чудовищные. Они даже не спускаются с этих гор, поскольку скупщики утиля прямо на месте расплачиваются с ними преимущественно суррогатной водкой. В пищу стали потреблять продукты, вывезенные сюда же, на свалку. Зимой они живут около костров, которые разводят из поддающего горению мусора. В подавляющем большинстве они вообще не воспринимают посторонних, даже не пытаясь понять задаваемых вопросов.

Анализ социального  дна современного российского общества показывает, что границы между  этими группами достаточно размыты, прозрачны. В реальной жизни бомжи могут легко переключаться с одного способа добывания средств к жизни на другой, переходить в ту или иную группу в рамках социальной группы бомжей. Сама же эта группа характеризуется наличием устойчивых внутренних взаимосвязей. Этому способствует малочисленность ее состава, что создает условия для относительно частых контактов между ее членами, в процессе которых постоянно воспроизводится система межличностного взаимодействия, типичная для среды бомжей. Этой системой устойчивых внутренних взаимосвязей создаются условия, в которых каждый член группы объективно ощущает себя интегрированным в нее, независимо от своих субъективных устремлений.

Для решения проблемы бомжей необходимо принимать меры глобального, стратегического характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, духовной жизни в целом, политической культуры, степени развития социальной сферы, а также от состояния его экономики.

Одной из таких ключевых мер является стабилизация ситуации на территории бывшего СССР, прекращение национальных конфликтов в целом ряде бывших советских республик, а также в России. Хлынувший многомиллионный поток беженцев сразу же многократно увеличил численность бездомных в России. А большинство из этих беженцев раньше имели крышу над головой. Требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты территориальных перемещений населения в новых, еще до конца не оформленных условиях государственности.

Нужны совместные решения  всех государств СНГ (или двусторонние соглашения между Россией и бывшими союзными республиками). Часть таких соглашений уже заключена. В том числе с прибалтийскими государствами. Заключено, как известно, соглашение Россией и Германией в связи с выводом российских войск на территорию Российской Федерации, которое предусматривает оказание помощи в обустройстве мест дислокации этих войск.

Разрабатывается долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются  по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты (жилье, транспорт, медицинское обслуживание, культурная сфера и т. д.), рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и путем привлечения средств мирового сообщества, правительственных и неправительственных организаций.

Учитывая положение  беженцев-бездомных, государственная  политика занятости Российской Федерации  предусматривает создание для них дополнительных рабочих мест.

Многое, конечно, зависит  от решения жилищной проблемы.

За десятилетие (1985 - 1995 гг.) в России ввод в эксплуатацию жилых домов сократился (с 62,5 млн. м2). При этом доля «элитных» квартир  увеличилась (с 1990 г.) с 7 до 16%. Для трудящихся приобрести жилье стало практически невозможно. При этом государственные дотации на содержание жилищно-коммунального хозяйства сократилась в 90-е годы более чем в 3,5 раза, а платежи населения увеличились в 30 раз. Оплата коммунальных услуг «съедает» большую часть зарплаты или пенсии. Все это ведет к увеличению числа потенциальных бездомных.

Для решения жилищной проблемы российские экономисты считают  возможным и необходимым привлекать денежные средства населения. Здесь  три пути:

1 .Введение новой системы оплаты квартир, повышение квартплаты в целом и тесная ее увязка с размером и качеством занимаемой площади, расположением жилья (тип застройки, развитость сферы услуг, близость центра, ландшафтно-экологические условия).

Информация о работе Девиантное поведение личности. Бомжи, как социальный слой