Девиации в социальной теории и практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение основных видов двиантного поведения и способов профилактики.
Задачи:
1.провести теоретический обзор по данной проблеме.
2.определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе,
3. дать определенное представление о девиантной поведение
4.выделить основные направления в изучении девиантного поведения.
5.рассмотреть технологию социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Девиации в структуре системы социальной работы……………………......5
1.1.Основные подходы к объяснению девиантного поведения……………...5
1.2.Основные причины и факторы девиантного поведения………………...12
2.Социологическая теория самоубийства Э.Дюркгейма……………………19
3.Технология социальной работы в профилактике девиантного поведения………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая философия.docx

— 55.02 Кб (Скачать документ)

Проблема социального  контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия  достаточно ясна: необходим перенос  акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция  предполагает воздействие на причины  девиантного поведения, факторы, ему  способствующие.

Выделяют два уровня мер  социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне - одно из направлений социальной политики государства. Из внедряемых в  практику технологий общесоциального  контроля можно назвать следующие: технологии, направленные на сокращение безработицы; технологии, направленные на расширение доступа и законным способам достижения успеха и продвижения  по социальной лестнице; технологии, направленные на замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии  полезной деятельностью. Так, например, если потребление алкоголя выполняет  определенные социальные функции, то, надо искать альтернативные средства и способы реализации соответствующих  функций (если алкоголь - для поднятия настроения - надо находить и предполагать что-то другое для поднятия настроения). Это же относится и употреблению наркотиков. В этой связи важное значение имеют программы поддержки  семьи и детей, программы поддержки  и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем, кто  освободился из мест лишения свободы (это система мер превентивного  характера). В числе технологий общесоциального  контроля - система мер по оказанию помощи лицам девиантного поведения (т.е. это уже не профилактика, а  состоявшиеся девианты). Это - создание домов-приютов временного содержания для тех, у кого возникли конфликты  в семье; увеличение числа обществ  и групп взаимопомощи, содействующих  избавлению от алкогольной или наркотической  зависимости («Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы»); создание организаций  и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся на обочине общества; развитие сети негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов  девиантности; умеющие уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана, освещение  улиц); оказание помощи жертвам преступлений (государственная помощь, моральная  и материальная поддержка); развитие системы психологической помощи преступникам, которая должна включать в себя семейное консультирование, использование механизмов психотерапии.

Специальные технологии (меры) или технологии специального (индивидуального) контроля - это меры индивидуального  воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические  методы: лечение наркоманов и алкоголиков  в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу  «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д. Это уже работа психологов, социальных педагогов, социальных работников.

Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой  человек, как правило, хочет соответствовать  требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно  определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

Основные факторы социального  контроля:

Методы и средства социального  контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных  потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной  альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

Существенное сужение  репрессивных мер воздействия. Лишение  свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может  использоваться лишь как крайняя  мера воздействия. Следовательно, в  отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении  свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и  главное изменение условий содержания.[13]

Что же касается профилактики суицидального поведения, можно  отметить, что сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой  во многих городах мира и нашей  страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма  организации медицинской и социально-психологической  помощи людям, нуждающимся в квалифицированном  совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие  круги населения в первую очередь  на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию  стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными. Одним  из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает  установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый  международными суицидологическими организациями, – подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических  учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический  учет. 
Проблемой суицидального поведения несовершеннолетних занимаются также учреждения социальной защиты населения, управления здравоохранения, общественные организации.  
Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.

Вторая форма психопрофилактической  работы - информирование.Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: 
1. Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников). 
2. Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей). 
3. Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвёртая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий суицидального поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

В различных видах психопрофилактической  работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации  работы выделяют следующие формы  психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения суицидального поведения используются различные социально-психологические  методы. Среди ведущих методов  психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые  упражнения, ролевые игры, моделирование  эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. 
Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение  индивида или группы лиц, которое  не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими  нарушаются. Девиантное поведение –  следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения  процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко  впадает в состояние «социальной  дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи  остутствуют, ослабевают или протеворечат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что  девиантное поведение может принимать  самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать  данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение  часто служит основанием, началом  существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся  поведение и какие его виды полезны, а самое главное –  терпимы для общества, до сих пор  практически не разрешен.

Если рассматривать любые  области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские  культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или  нормы этикета наших отцов  и дедов?). Удовлетворительный ответ  на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного  поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные  отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению  полезных для общества культурных образцов. Следует признать, что подавляющее  число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

Методы и средства социального  контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных  потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному”  поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной  альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

Существенное сужение  репрессивных мер воздействия. Лишение  свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может  использоваться лишь как крайняя  мера воздействия. Следовательно, в  отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении  свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и  главное изменение условий содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

1. Гилинский Я.Н. Социология  девиантного поведения как специальная  социологическая теория// Социологические  исследования, 1991, №4.С.74.

2.Жуков, Зайнышева. Теория  и методика социальной работы/ жуков, Зайнышева.-М.,2005

3.Гуслякова Я.Г., Катульский  Г.Д. Российская энциклопедия  социальной работы/Я.Г.Гуслякова,  Г.Д.Катульский.- М.,1997

4.Кравченко А.И. Социология/ А.И. Кравченко.- М.:Логос,2000.

5.Курбатов В.И.Социальная  работа/В.И.Курбатов.-М.,2000

6.Панов А.М., Холостова  Е.И.Справочное пособие по социальной  работе/ А.М.Панов,Е.И.Холостова.

7.Фролов С.С.Социология/С.С.Фролов.-М:Логос,2003

8.Холостова Е.И.Теория  социальной работы/Е.И.Холостова.-М.,1998

9.Шишкин А.Ф.Человеческая  природа и нравственность/А.Ф.Шишкин.-М,.,1997

10.Краткий словарь по  социологии.-М.:Политиздат.-2000.

11.Осипова О.С. Девиантное  поведение: благо и зло//Социологическое  исследование,1998,№8

12. http://works.tarefer.ru/70/100155/index.html

13. http://revolution.allbest.ru/sociology/00083347_0.html

14. http://www.psycho-physio.kiev.ua/analit/syezid/proff/


 



Информация о работе Девиации в социальной теории и практике