Cоциально-экономические эксперименты и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучить методологию, методы и программы социологического исследования, рассмотрев как теоретические аспекты так и провести социологическое исследование образа жизни молодёжи в Брянске.

Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты социологических исследований;
рассмотреть образ жизни как объект социального проектирования;
выявить проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования образа жизни молодёжи;
определить значение методов, методологий и программ в социологическом исследовании;

Содержание

введение 2

1Социологические исследования 4

1.1 Социологическое исследование и его виды 4

1.2 Понятие методологии 8

1.3. Методы социологических исследований 13

1.4 Общая характеристика программы социологического исследования 22

2Социологическое исследование образа жизни молодёжи Брянска 26

2.1 Понятие образа жизни 26

2.2 Анализ исследования образа жизни молодёжи 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

исследования (2).docx

— 82.01 Кб (Скачать документ)

Религия занимает очень важное место в жизни 10,0% молодёжи. Признают важность религии – 50,0%. Около четверти опрошенных отмечают, что религия не очень для них важна. Отрицают важность религиозных ценностей 6%.

В полных семьях живут – 70,0%, в неполной семье  – 20,0%. О другом составе семьи  заявили – 10,0%.

70,0% респондентов  являются коренными жителями города Брянска. Остальные опрошенные являются приезжими.

Результаты  социологического исследования:

1.Вопросы о здоровье. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Таким образом, изучая образ жизни молодежи города, мы хотим выяснить, насколько здоровый образ жизни она ведёт.

Большинство респондентов оценили своё здоровье как хорошее – 40,0%, как очень  хорошее – 10,0%. Причём респонденты  мужского пола считают себя более  здоровыми – 20,0% и 40,0% против 6,0% и 40,0% у женского пола соответственно. Хуже всего оценили своё здоровье учащиеся колледжей. Вариант «не очень  хорошее» выбрали 10, 0% респондентов.

Проблем со сном нет у половины опрошенных – 50,0%, у 30,0% встречаются иногда, варианты ответов «часто» отметили – 10,0% и «очень часто» – 6,0%. Не значительно, но всё-таки больше проблем со сном испытывают 20,0% девушек и 10,0% юношей.

За последний  год по причине болезни занятия  пропускали 70,0% опрошенных. Из них 40,0% – 1-2 раза; 20,0% – 3-5 раз; 6,0% – 6-10 раз; 3,0% – 11-20 раз, 3,0% –  более 20 раз. Ни разу не попустили занятия – 28,0% учащихся.

  1. Вопросы о питании.

Из опрошенных 10,0% никогда не едят утром, 50,0% – завтракают каждый день. Причём тех, кто никогда не завтракает больше среди женского пола (10,0% против 6,0% мужского пола), а тех, кто каждый день этому уделяет серьёзное внимание среди юношей – 60,0% (против 40,0% завтракающих каждый день девушек.) Интересно, что среди школьников количество завтракающих каждый день – 50,0% и никогда не завтракающих – 10%. В полной семье никогда не завтракают реже, чем в семье с одним родителем – 6,0% против 20,0%, и тех, кто ест утром каждый день тоже больше среди тех, кто живёт в семье с двумя родителями – таких 60,0%.

Хотя бы один раз в неделю фрукты ест почти 90,0% молодёжи, никогда – 3,0%. Среди, тех, кто ест фрукты каждый день больше всего девушек 20,0% и школьников 30,0% , а вот овощи каждый день едят больше юноши 30,0% и опять же школьники – 40,0%. Каждый день употребляют их в пищу 20,0% опрошенных, никогда их не едят – 3,0%.

Досуг

Важно понять насколько наша целевая аудитория  является активной в плане проведения досуга.

50,0% респондентов  отметили, что 6 дней в неделю  ходят пешком или ездят на  велосипеде. 5 дней в неделю получают  физическую нагрузку такого рода 10,0%, 4 дня – 6,0%. Меньшую часть  недели этому посвящают в общем  20,0%. Настораживает, что 10,0% признались, что никогда не совершают пеших  прогулок.

На общем  фоне выделяется группа школьников –  с одной стороны около 70,0% –  активные пешеходы, с другой стороны  более 10,0% являются домоседами.

40,0% опрошенных не являются членами какого-либо спортивного клуба. Надо отметить, что юноши чаще вступают в спортивные команды. Каждый третий студент ВУЗа занимается тем или иным видом спорта, тогда как в колледжах и школах эта картина выглядит несколько хуже (20,0% и 30,0% соответственно). Возможно такая оптимистичная ситуация в ВУЗах связана с особенностями преподавания физической культуры, когда студентам предлагается на выбор либо посещать общие занятия, либо тренироваться в секциях при ВУЗе.

Важно подчеркнуть, что 30,0% девушек признаются, что не занимаются спортом, тогда как среди  юношей эту часть составляют лишь 10,0%. Кроме того, 20,0% юношей занимаются спортом каждый день.

Если рассматривать  ответы на этот вопрос среди групп  различных учебных заведений, то нельзя ни обратить внимание на то, что  среди школьников меньше всего людей, не занимающихся спортом (10,0%).

Если разбить  выборочную совокупность на четыре группы на основании ответов на вопрос о  физической активности, то мы получим  следующие результаты:

    • активно проводят свой досуг (чаще 3 раз в неделю совершают пешие прогулки и чаще 2 раз в неделю занимаются спортом) – 40,0%;
    • достаточно активно (более 2 раз в неделю занимаются спортом или более 3 дней в неделю совершают пешие прогулки) – 30,0%;
    • скорее пассивно, чем активно проводят свободное время (редко ходят пешком, 1-2 раза в неделю занимаются спортом) – 20,0%;
    • пассивно (пешком не ходят ни один день в неделю и совершенно не занимаются спортом) – 10,0%.

Для формирования полной картины активности досуга респондентов, необходимо также выяснить, насколько  опрошенные привержены  пассивному времяпрепровождению: просмотру ТВ, DVD, играм на компьютере.

 Из них  50,0% смотрят телевизор до 2-х часов в день, 40,0% – более 2-х часов в день, остальные 10,0% – телевизор не смотрят совсем. Юноши смотрят телевизор дольше – больше 3-х часов (50,0% и 40,0% соответственно). Интересно, что усидчивостью перед телевизором отличаются и учащиеся колледжей (60,0% просиживают перед экраном больше 3-х часов).

Более половины молодёжи играют за компьютером менее 2-х часов в день, 40,0% – более 2-х часов. Не играют в компьютерные игры 10,0% опрошенных. Девушки засиживаются за компьютером (более 2-х часов) значительно реже, чем юноши (30,0% и 50,0% соответственно). Менее всего подвержены компьютерной зависимости школьники – 30,0%.

Алкоголь  и курение

Из 30,0% респондентов не курят и никогда ранее не курили. Пробовали курить 20,0%, уже отказались от этой вредной привычки 6,0%. Время от времени курят 10,0%. 20,0% опрошенной молодежи не прислушались предупреждениям Минздрава и курят каждый день.

Интересна взаимосвязь  между отсутствием этой вредной  привычки и важностью религии  для молодого человека. Результаты опроса показали, что чем более  религия осознается как ценность, тем более человек устойчив к  приобретению вредной привычки. Среди  опрошенных, для которых религия очень важна, 40,0% никогда не курили. Среди тех, кто выбрал вариант «религия важна», эта доля составляет 30,0%. Среди тех, для кого религия не представляет серьезной ценности, доля никогда не куривших составляет 30,0%. 6,0% никогда не курили среди лиц, которые признаются в отсутствии религиозных чувств.

На вопрос, адресованный курильщикам, о количестве выкуриваемых в день сигарет получили следующие ответы: одну сигарету в  день выкуривают 10,0%, 2-5 сигареты – 30,0%, 6-10 сигарет – 30,0%, 11-15 сигарет – 20,0%, больше 15 сигарет – 10,0%. Частота потребления  никотина различается у юношей и  девушек. По одной сигарете в день выкуривают 10,0% девушек и 3,0% юношей. Около одной пачки в день потребляет каждый пятый мужчина-курильщик  и менее 3% курящих, будущих мам.

Определить  точно возраст, в котором наши респонденты пробовали курить, довольно не просто. 10,0% пробовали курить, будучи учениками начальной школы, 6,0% –  в 11 лет, 6,0% – в 12 лет, 6,0% – в 13 лет. В возрасте 14-16 лет получили первый опыт приобщения к вредным привычкам  более 30,0% опрошенных.

Настораживает, что больше половины молодежи нейтрально относятся к курению. Негативные оценки этому явлению дают 40,0%, а  положительные 10,0%. Интересно, что положительные  оценки дают не только те респонденты, которые курят сами, но и те, которые  никогда не курили. Среди школьников процент осуждающих выше, чем среди студентов колледжей и ВУЗов (40,0%, 30,0% и 30,0% соответственно).

При всем при  том, что курение не вызывает у  большинства опрошенных негативной реакции, 70,0% осознают серьёзный риск для здоровья человека при курении. Около трети молодежи признают, что риск есть, но его степень определяют как среднюю. О слабом риске говорят чуть более 6,0% опрошенных.

Алкоголь. Никогда не употребляли алкогольные напитки треть опрошенных. Соответственно две трети – признались, что алкогольные напитки употребляют.

Потребление спиртного связано с возрастом (в более старших группах опрошенных количество пьющих людей увеличивается) и с ценностью религии (чем более религия важна, тем менее потребляется спиртного).

Среди потребителей алкогольной продукции ни разу за последний месяц не выпивали 10,0%. Больше половины опрошенных употребляли 1-2 раза. 3-4 раза – потребляли спиртные напитки за последний месяц – 20,0%, 5-6 раз – 10,0%, 7-10 раз – 3,0%, более 10 раз – 6,0%.

Склонность  к частому употреблению спиртного  демонстрируют юноши (10,0%) и атеисты (10,0%). Об умеренном потреблении спиртного  говорят мусульмане, школьники и  респонденты, придерживающиеся религиозных  ориентиров.

Знакомство  со взрослой жизнью посредством алкоголя началось для 6,0% опрошенных довольно рано – до 10 лет. Наиболее интенсивный период по началу потребления спиртного приходится на 14-16 лет.

Состояние алкогольного опьянения более 60% процентов оценивает  негативно. Нейтральную оценку дают треть опрошенных, положительные характеризуют – 6,0%.

Употребляя  алкоголь, человек рискует ухудшить состояние своего здоровья, по мнению 70,0%. Об отсутствии серьезного риска  заявили 20,0%. 6,0% молодежи считают, что употребление алкоголя практически никак не отражается на здоровье. Возможно, нейтральные оценки связаны с тем, что в малых количествах алкоголь может оказать благотворное влияние на организм.

  1. Есть ли у Вас друзья?

Для данного  исследования важную роль играет изучение окружения молодых людей. Особенный  интерес представляет референтная группа юношей и девушек. Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении. Она выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивирующем влиянии группы, выступающей в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Сравнительная проявляется в перцептивных процессах: и референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

Итак, 1 настоящий  друг есть у 20,0% молодёжи, 2-5 друзей –  у 50,0%. Более 5 настоящих друзей –  у 20,0%. Нет настоящих друзей –  у 10,0%.  

При возникновении  проблем наши респонденты чаще всего  обращаются к друзьям – 60,0%. Второй по популярности выбор – это мать (50,0%). К сёстрам и братьям обращаются 30,0% молодёжи, к отцу – 20,0%, к другому  члену семьи – 6,0%. За помощью в  школьное сообщество могут обратиться всего не более 6,0%. Ни к кому не пойдут за советом и попробуют решить всё сами – 10,0%.  

Склонны только самостоятельно принимать решения  – 10,0% всех опрошенных. В основном это  юноши – 70,0%. Школьники занимают в этой группе 20,0%, учащиеся колледжей  – 30,0%, студенты ВУЗов – 50,0%.

Есть друг или подруга – у 70,0% девушек  и юношей. Меньше всего близких  друзей у школьников – 60,0% и у  респондентов, не придерживающихся религиозных  ценностей – 50,0%.

Такое явление  как гомосексуализм вызывает различное  отношение. 80,0% опрошенных категорически отрицают возможность дружбы с гомосексуалистами. Отличия в позиции по данному вопросу в основном видны в ответах юношей и девушек.

  1. Несколько вопросов о ВИЧ/СПИДе

100% молодёжи  информированы о ВИЧ/СПИДе.

В большей  степени респонденты владеют  информацией о передаче ВИЧ/СПИДа.

Отношение к  ВИЧ-инфицированным довольно не однозначно. Лишь 80,0% согласились бы ухаживать за родственником.

Выводы результатов  социологического исследования:

Здоровье. В целом молодежь города Брянска оценивает своё здоровье как хорошее. Юноши считают себя более здоровыми, чем девушки.

Досуг. Довольно активно проводят свой досуг более половины молодёжи города. Положительным образом выделяются школьники, которые чаще ходят пешком, больше занимаются спортом. Зато больше студентов являются членами различных спортивных групп. Менее трети респондентов проводят за компьютером и телевизором менее 3-х часов в день. Таким образом, активный здоровый досуг ведут чуть больше пятой части юношей и девушек города Брянска.

Вредные привычки. Среди молодёжи курит каждый четвёртый. Две трети употребляют алкогольные напитки. Курить и пить начинают чаще всего с 14 до 16 лет.

Друзья. Друзья играют в жизни опрошенных молодых людей ранней юности важную роль. Каждый пятый учащийся обратится за помощью только к другу. Преимущественно эту категорию составляют иногородние. Можно говорить и о распространение вредных привычек внутри компании.

У большинства  участников опроса есть друг/подруга.

Большая часть  молодых людей не проявляет толерантности  к представителям нетрадиционной сексуальной  ориентации, причём юноши в большей  степени, чем девушки.

Информированность о ВИЧ/СПИДе. Уровень знаний о передаче ВИЧ/СПИДа половым путём довольно высок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания,знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём. Важное значение социологическое исследование играет и при исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных, производственных и других сферах деятельности человека.

Таким образом, проведение социологического исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.

Информация о работе Cоциально-экономические эксперименты и их виды